ОБ ОСНОВНЫХ ФАКТОРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «САМАРСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД № 9») - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОБ ОСНОВНЫХ ФАКТОРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «САМАРСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД № 9»)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основные фонды — это основные средства труда, которые длительное время участвуют в процессе производства, сохраняют свою вещественную форму и переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции частями по мере износа.

Основные производственные фонды (ОПФ) определяют производственную мощность предприятия, их качественный состав характеризует технический уровень производства.

По вещественно-натуральному составу основные фонды подразделяются:

  • здания основных и вспомогательных цехов, склады, хранилища вместе с системами отопления, водопровода, вентиляции, а также лабораторные, административные и другие корпуса и помещения.

  • сооружения - инженерно-строительные объекты, служащие для выполнения различных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, но создающих условия для организации производственного процесса.

  • передаточные устройства предназначены для передачи всех видов энергии (электрической, тепловой, механической), а также для подачи жидких, газообразных и сыпучих веществ и материалов к местам их потребления (электросети, трубопроводы).

  • рабочие и силовые машины и оборудование, которые непосредственно участвуют в процессе производства и под воздействием которых видоизменяются предметы труда.

  • транспортные средства обеспечивают межцеховое, внутрицеховое перемещение предметов и средств труда. Это автопогрузчики, авто и вагоноподъемники, автомобили и т.д.

  • инструмент - механизированные и ручные приспособления и устройства, обеспечивающие обработку металла.

  • производственный и хозяйственный инвентарь включают в себя ОПФ, предназначенные для облегчения и удобств выполнения производственных операций и создания безопасных условий труда (рабочие столы, лестницы и т.д.); предметы конторского и хозяйственного инвентаря (шкафы, столы, сейфы).

  • прочие основные фонды.

В зависимости от характера участия основных фондов в производственно-хозяйственной деятельности основные фонды делятся на производственные и непроизводственные.

Непроизводственные фонды - это основные фонды, которые непосредственно не участвуют в производственном процессе, но находятся в ведении промышленных предприятий и используются для удовлетворения социальных и культурных нужд работников предприятия.

К основным фондам производственного назначения относятся здания цехов и заводских служб, складские помещения. Транспортные средства и т.д., т.е. средства труда, непосредственно участвующие в производственном процессе и предназначенные для его обслуживания. От объема этих фондов зависит производственная мощность предприятия и уровень технической вооруженности труда.

Размер основных средств ОАО «Самарский хлебозавод № 9» в течение четырех последних лет менялся в разные стороны. В 2009 г. наблюдался рост основных средств за счет приобретения оборудования для бараночного цеха на сумму 2607 тыс. руб. В 2010 г. произошло сокращение основных средств за счет реализации транспортных средств на сумму 1507 тыс. руб. В 2011 г. - снова увеличение за счет приобретения земельного участка и оборудования и транспортных средств на сумму 3651 тыс. руб. В 2012 г. мы вновь наблюдаем рост основных средств, в основном за счет приобретения машин и оборудования (См.: таблицы №1, 2, 3).

За рассматриваемые годы на предприятии пущен в эксплуатацию автоматизированный фасовочный участок модели «УФ-1130 М 21В1» в бараночном цехе, проведена реконструкция тестоприготовительной линии на городской булке и тестоприготовительной линии на батоне. Также установлено три дозатора новой модели Х530ПВ и Х540ПВ на линиях городской булки и батона, введен в эксплуатацию участок обжига и мойки форм. В плане - покупка тестомесильной машины и печи для хлебопекарного цеха за счет заемных средств.

Таблица 1

Основные средства предприятия за 2010 г., тыс.руб.1

Наименование

Наличие на

начало отчетного года

Поступило

Выбыло

Наличие на

конец отчетного периода

Здания

19033

   

19033

Сооружения и передаточные устройства

6400

   

6400

Машины и оборудование

20543

91

 

20634

Транспортные средства

7518

 

1507

6011

Производственный и хозяйственный инвентарь

1562

   

1562

Другие виды

1106

 

11

1096

ИТОГО

56162

91

1518

54736

Таблица 2

Основные средства предприятия за 2011 г., тыс.руб.2

Наименование

Наличие на начало отчет­ного года

Поступило

Выбыло

Наличие на конец отчет­ного периода

Здания

19033

   

19033

Сооружения и передаточные устройства

6400

   

6400

Машины и оборудование

20634

1332

 

21966

Транспортные средства

6011

790

341

6460

Производственный и хозяйственный инвентарь

1562

   

1562

Другие виды

1096

   

1096

Земельные участки

 

1870

 

1870

ИТОГО

54736

3992

341

58387

Таблица 3

Основные средства предприятия за 2012 г., тыс.руб.3

Наименование

Наличие на начало отчет­ного года

Поступило

Выбыло

Наличие на конец отчетного период

Здания

19033

-

(131)

18902

Сооружения и передаточные устройства

6400

-

(19)

6381

Машины и оборудование

21966

4662

(720)

25908

Транспортные средства

6460

42

(872)

5630

Производственный и хозяйственный инвентарь

1562

21

-

1583

Другие виды основных средств

1096

-

-

1096

Земельные участки и объекты природопользования

1870

-

-

1870

ИТОГО

58387

4725

(1742)

61370

Представим структуру основных средств хлебозавода на конец 2012 г. с помощью диаграммы (рис.1).

Рис.1. Структура основных средств ОАО «Самарский хлебозавод №9» на конец 2012 г.

На основании данных таблиц № 1, 2, 3 рассчитаем коэффициенты обновления, выбытия и прироста основных фондов.

Исходя из полученных данных видно, что за последние три года увеличилась доля прироста основных средств. Доля выбытия в 2011 г. снизилась, а в 2012 - снова вернулась на прежний уровень. Прирост средств составил в 2011 г. 6,25% и 4,86% в 2012 г., по сравнению с отрицательным приростом в 2010 г.

Таблица 4

Коэффициенты динамики основных средств ОАО «Самарский хлебозавод № 9»

Коэффициент

Формула расчета

2010г.

2011г.

2012г.

Кобн

Фввед/Фк.г.

0,00166

0,0684

0,077

Квыб

Фвыб/Фн.г.

0,02703

0,0062

0,0298

Кприр

(Фввед-Фвыб)/Фк.г.

-0,02607

0,0625

0,0486

Объем основных производственных фондов и степень их использования определяют величину производственной мощности предприятия. Производственные мощности хлебозавода загружены на 30-40%. Предприятие работает по заявкам - производство продукции - 30-40 тонн в сутки при мощности завода 250 т/сутки.

Амортизация, начисленная на конец 2012 г., составляет 36870 тыс.руб. Износ основных фондов составляет 60%. Для сравнения, коэффициент износа в 2010 г. составил 0,55, а в 2011 г. - 0,61. Наиболее изношены здания, машины и оборудование. Амортизация основных фондов на предприятии начисляется в соответствии с 25 главой Налогового кодекса РФ линейным методом. За отчетный год было начислено амортизационных отчислений в сумме 2324 тыс. руб., которые были направлены на развитие производства.

Для оценки уровня обеспеченности фондами и эффективности их использования в целом, рассчитаем фондовооруженность, коэффициент использования основных фондов, фондоотдачу и фондоемкость.

Таблица 5

Показатели обеспеченности основными фондами и эффективности их использования

Показатели

формула

2009

2010

2011

2012

Фондовооруженность

ОФ/численность работников в производстве

46,7

47,9

50,4

51,2

Коэф.исп-я ОФ

Чистая прибыль/ ОФ

0,03

0,3

0,02

0,0007

Фондоотдача

ТП/ ОФ

7,68

10,5

9

8,29

Фондоемкость

ОФ/ТП

0,13

0,09

0,1

0,12

По данным расчетов в 2012 г. на одного работника приходилось 51,2 тыс.руб. основных средств.

Коэффициент использования основных фондов показывает прибыль, получаемую с 1 руб. основных фондов, и в 2012 г. он составил 0,0007 руб.

Фондоотдача показывает, сколько товарной продукции получает предприятие на 1 руб. основных фондов. В 2012 г. этот показатель составил 8,29 руб. Фондоемкость - обратный показатель фондоотдаче - чем ниже фондоемкость, тем выше фондоотдача.

К приобретаемым основным фондам предъявляются следующие требования: основные фонды должны обладать высокой производительностью, экономичностью при их эксплуатации, универсальностью и надежностью в работе.

Повысить эффективность использования основных средств на предприятии можно как экстенсивными, так и интенсивными способами. Экстенсивные способы представляют собой увеличение загрузки оборудования и производственных мощностей. Интенсивные способы предполагают повышение квалификации рабочих и освоение передовых методов труда, применение новых технологий, замену старого оборудования на новое, более экономичное и производительное, сведение к минимуму использования ручного труда.

Прогнозируемое обновление основных фондов и модернизация существующих производств позволит расширить ассортимент вырабатываемой продукции, особенно сдобных и кондитерских изделий и организовать производство нетрадиционных и лечебно-профилактических видов продукции.

Оборотные средства предприятия. Оборотные средства - важнейший ресурс обеспечения функционирования предприятия. Оборотные средства — ресурсы, используемые предприятиями для создания производственных запасов, авансирования затрат в процессе производства и реализации продукции. Следовательно, оборотные средства обслуживают как процесс производства продукции, так и процесс ее реализации.

В производственно-хозяйственной деятельности предприятие нуждается в денежных средствах для закупки сырья, материалов, выплаты заработной платы и т.д. Сырье, материалы, топливо и т.д. - это есть вещественное содержание оборотных фондов. Кроме того для нормального функционирования необходимы средства, функционирующие в сфере обращения.

Оборотные средства состоят из оборотных фондов и фондов обращения.

Оборотные фонды — это средства производства, которые целиком потребляются в процессе одного производственного цикла, полностью переносят стоимость на созданный продукт и изменяют свою натурально-вещественную форму.

Производственные оборотные фонды включают:

  • производственные запасы;

  • незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления;

  • расходы будущих периодов.

Производственные запасы — это предметы труда, которые еще не вступили в процесс производственного потребления. К ним относятся - сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, запасные части, тара и тарные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, мелкий инвентарь и др.

В 2010-2012 гг. на ОАО «Самарский хлебозавод № 9» произошло увеличение производственных запасов (таблица 6) за счет повышения цен на сырье и материалы.

Таблица 6

Оборотные средства ОАО «Самарский хлебозавод №9» за 2010-2012 гг., тыс.руб.4

Показатель

Период

 

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Запасы

8621

9744

10622

в том числе:

     

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

7642

8342

9481

готовая продукция и товары для перепродажи

515

917

773

расходы будущих периодов

464

485

368

Дебиторская задолженность

10892

11360

13972

Денежные средства

3409

597

764

Прочие оборотные активы

-

-

410

ИТОГО

22922

22067

26138

Размер производственных запасов определяется объемом производства, длительностью производственного цикла изготовления изделий, уровнем развития техники, уровнем организации труда, нормами и характером их потребления.

Расходы будущих периодов — это затраты, которые производятся в данном периоде, но относятся на себестоимость продукции будущего периода (конструирование и разработка технологии новых видов изделий).

Средства, закрепленные в сфере обращения, представляют собой фонды обращения. Они включают:

  • готовую к реализации продукцию, находящуюся на складах предприятия;

  • продукцию отгруженную, но не оплаченную потребителями;

  • товары в пути;

  • денежные средства предприятия;

  • средства расчета с потребителями продукции, в частности, дебиторскую задолженность.

Размер фондов обращения зависит от условий реализации продукции предприятия и уровня организации системы снабжения и сбыта продукции.

Таким образом, совокупность оборотных фондов, функционирующих в сфере производства и фондов обращения, функционирующих в сфере обращения, составляет оборотные средства.

Специфика потребляемого сырья, организации производства и сбыта готовой продукции предопределяют различия в структуре оборотных средств. В хлебопекарной промышленности основная часть оборотных средств размещена в производственных запасах и отсутствует в незавершенном производстве, из-за короткого цикла производственного процесса. Быстрая реализация продукции определяет невысокую долю в оборотных средствах, но вместе с тем ежедневная выручка обеспечивает высокую долю денежных средств.

Наличие у предприятия достаточных оборотных средств является необходимой предпосылкой его нормального функционирования в условиях рыночной экономики: приобретение сырья и оплата счетов поставщиков; выплата заработной платы; реализация товарной продукции. Состав оборотных средств на ОАО «Самарский хлебозавод №9» представлен в таблице 6.

Источниками формирования оборотных фондов являются собственные, заемные и привлеченные средства.

Собственные - за счет отчислений из прибыли, амортизации, операций с ценными бумагами.

Заемные средства хлебозавода представляют собой краткосрочные кредиты банков. На предприятии наблюдается рост привлекаемых кредитов за последние три года. Так, в 2010 г. краткосрочные обязательства по кредитам составляли -3020тыс.руб., в 2011 - 7495 тыс.руб., а в 2012 г. - 8026 тыс.руб.

Привлеченные средства - находятся во временном пользовании у предприятия (например, кредиторская задолженность). Если рассматривать динамику кредиторской задолженности предприятия, то здесь мы тоже видим рост: в 2010 г. - 14858 тыс.руб., 2011 - 16304 тыс.руб., 2012 г. - 21128 тыс.руб. Рост кредиторской задолженности произошел в основном за счет роста кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками.

По степени планирования оборотные средства делят на нормируемые и ненормируемые. К числу нормируемых оборотных средств относят оборотные фонды (производственные запасы, незавершенное производство и расходы будущих периодов) и готовую продукцию. Товары отгруженные, денежные средства, средства в расчетах — это ненормируемые оборотные средства.

Недостаток оборотных фондов может привести к сокращениюпроизводства, невыполнению производственной программы.

Сверхнормативные запасы отвлекают из оборота денежные средства. Это приводит к неэффективному использованию ресурсов.

Нормирование оборотных средств заключается в разработке и установлении норм запасов всех оборотных средств по отдельным видам товарно-материальных ценностей, выраженных в днях, и нормативов собственных оборотных средств в денежном выражении для каждого элемента оборотных средств и в целом. Норма запасов в днях состоит из времени, в течение которого материальные ценности находятся в пути от поставщиков к предприятию, времени нахождения материалов на складе, длительности производственного цикла, количества дней, необходимых для подготовки продукции к отгрузке и оформления документов.

Чем меньше продолжительность оборота оборотных средств или больше число совершаемых ими кругооборотов при том же объеме реализованной продукции, тем эффективнее они используются. Эффект ускорения оборачиваемости оборотных средств выражается в высвобождении, уменьшении потребности в них в связи с улучшением их использования.

Эффективное использование оборотных средств играет большую роль в обеспечении нормальной работы предприятия, в повышении уровня рентабельности производства. К сожалению, собственные финансовые ресурсы, которыми в настоящее время располагает предприятие, не могут в полной мере обеспечить процесс не только расширенного, но и простого воспроизводства. Отсутствие на предприятиях поставщиков и заказчиков необходимых финансовых ресурсов, низкий уровень платежной дисциплины приводят к возникновению взаимных неплатежей.

Дебиторы погашают задолженность в течение 15 дней (при сроке реализации хлеба трое суток), что создает значительный разрыв в поступлении денежных средств. К тому же ОАО «Самарский хлебозавод № 9» обслуживает детские сады и школы, а поскольку денежные средства проводятся через бюджет (1-1,5 месяца), это тоже снижает объем собственных оборотных средств и заставляет прибегать к дорогостоящим кредитам.

Ускорения оборачиваемости оборотных средств на ОАО «Самарский хлебозавод № 9» можно достичь следующими путями:

  • на стадии создания производственных запасов и производства — внедрение экономически обоснованных прогрессивных норм расхода производственных запасов; приближение поставщиков сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий к потребителям, широкое использование прямых длительных связей; правильный учет и планирование материальных и топливно-энергетических ресурсов; систематическая проверка состояния складских запасов сырья; сокращение производственных потерь; использование отходов; улучшение качества продукции;

  • на стадии обращения — ускорение реализации продукции, приближение потребителей продукции к ее изготовителям; совершенствование системы расчетов; увеличение объема продукции реализуемой по прямым связям.

Закупки запасов на предприятии проводятся в соответствии с заключенными договорами на реализацию продукции, строится бюджет реализации, производства, финансовых результатов. То есть величина запасов объективна, это также обусловлено тем, что хлебозавод является предприятием пищевой промышленности - все сырье имеет строго определенный срок хранения, что снижает вероятность затоваривания складов, соответственно доля готовой продукции также невелика.

Качество продукции - важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, позволяет повысить эффективность производства и обеспечить экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Построение системы качества на ОАО «Самарский хлебозавод № 9» ведется в соответствии с комплексной системой управления качеством продукции. Специалисты предприятия обучаются на различных семинарах, собирают и изучают материалы по стандартизации.

Важное место в работе предприятия занимает контроль качества сырья и готовой продукции. Этим первостепенным делом занимается производственно-технологическая лаборатория. Лаборатория осуществляет входной контроль сырья, подготовку сырья к производству, контролирует все производственные процессы на каждом технологическом этапе производства. Технологическая группа гарантирует поддержание оптимальных параметров процесса, разработанных для конкретных условий и ассортимента.

За качество несут ответственность все работники предприятия. Для поддержания духа самоконтроля разработаны семь правил фирменной системы качества ОАО «Самарский хлебозавод № 9»:

  1. Наш девиз: «Качество нашей продукции - во имя потребителя».

  2. Мы ответственны за качество нашей продукции на всех этапах ее изготовления и за ее своевременную доставку покупателю!

  3. Каждый работник должен постоянно обеспечивать:

  • организацию и порядок на рабочих местах;

  • жесткую технологическую дисциплину и самодисциплину;

  • культуру технологии и производства, личную культуру.

  1. При невозможности сделать качественно - останови работу сам и соблюдай принцип трех «НЕ»:

  • не делай;

  • не принимай;

  • не передавай.

  1. Лучший контролер - самоконтроль.

  2. Философия всего персонала - каждый на своем месте должен стремиться к постоянному улучшению!

  3. Постоянная работа всего коллектива над улучшением качества и расширением ассортимента.

Трудовые ресурсы предприятия.

Кадровая политика предприятия.Реализация целей и задач управления персоналом на предприятии осуществляется через кадровую политику.

Кадровая политика - главное направление в работе с кадрами - набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика - это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.

Главным объектом кадровой политики предприятия является персонал (кадры) - основной (штатный) состав работников. Кадры — это главный и решающий фактор производства, первая производительная сила. Они создают и приводят в движение средства производства, постоянно их совершенствуют. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность производства.

Целевая задача кадровой политики может быть решена по-разному, и выбор альтернативных вариантов достаточно широк:

  • увольнять работников или сохранять; если сохранять, то каким путем лучше:

  • переводить на сокращенные формы занятости;

  • использовать на несвойственных работах, на других объектах;

  • направлять на длительную переподготовку и т.п.

  • подготавливать работников самим или искать тех, кто уже имеет необходимую подготовку;

  • набирать со стороны или переучивать работников, подлежащих высвобождению с предприятия;

  • набирать дополнительно рабочих или обойтись имеющейся численностью при условии более рационального ее использования и т.п.

Важнейшей задачей руководство ОАО «Самарский хлебозавод № 9» считает обучение и повышение квалификации персонала. Пять специалистов предприятия успешно прошли обучение в рамках Президентской программы переподготовки управленческих кадров, а затем прошли стажировку в США, Японии, Германии.

При выборе кадровой политики учитываются факторы, свойственные внешней и внутренней среде предприятия:

  • требования производства, стратегия развития предприятия;

  • финансовые возможности предприятия, определяемый им допустимый уровень издержек на управление персоналом;

  • количественные и качественные характеристики имеющегося персонала и направленность их изменения в перспективе и др.;

  • ситуация на рынке труда (количественные и качественные характеристики предложения труда по профессиям предприятия, условия предложения);

  • спрос на рабочую силу со стороны конкурентов, складывающийся уровень заработной платы;

  • требования трудового законодательства, принятая культура работы с наемным персоналом и др.

Состав и структура кадров. Средняя численность персонала предприятия составляет 471 чел. Из них: административно-управленческий персонал - 47 чел., рабочие цехов - 404; обслуживающий персонал - 20 чел.

Соотношение различных категорий работников в их общей численности характеризует структуру кадров предприятия. Структура кадров также может определяться по таким признакам, как возраст, пол, уровень образования, стаж работы, квалификация, степень выполнения норм и т.п.

На диаграмме 2 представлен удельный вес численности работников бараночного, хлебобулочного, сухарного производства и других подразделений в общей численности производственных рабочих хлебозавода.

Диаграмма 2

Распределение производственных рабочих ОАО "Самарский хлебозавод № 9" по цехам и участкам, %

В таблице 7 представлено распределение работников по стажу работы.

Таблица 7

Распределение работников по стажу работы, %

Стаж работы

Численность рабочих, %

От 1 года до 2 лет

3,773

От 2 лет до 3 лет

11,32

От 3 лет до 5 лет

24,528

От 5 лет до 10 лет

26,415

От 10 лет до 15 лет

22,642

Свыше 15 лет

11,32

ИТОГО:

100

Как видно из таблицы 7, наибольший удельный вес в общей численности рабочих составляют рабочие со стажем от 5 до 10 лет (26,4 %). Несколько меньшую долю составляют рабочие со стажем от 3 до 5 лет и от 10 до 15 лет (24,528 и 22,642 %, соответственно).

На диаграмме 3 представлено распределение работников цехов по уровню образования.

Диаграмма 3

Распределение работников ОАО «Самарский хлебозавод №9» по уровню образования, %

Как видно из диаграммы 3, большинство работников цеха, а именно 54%, имеют среднее образование, 37% - средне-специальное и 9% - высшее.

Система оплаты труда. Оплата труда работников ОАО «Самарский хлебозавод №9» производится в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и действующими на предприятии положениями.

Оплата труда производится на основе тарифных ставок, должностных окладов, надбавок, доплат, премий по итогам работы за месяц и стимулирующих выплат. Минимальная оплата труда на предприятии устанавливается коллективным договором.

С 2006 г. ОАО «Самарский хлебозавод №9» полностью перешел на повременную систему оплаты труда. Такое изменение связано со снижением заявок торговых организаций и, как следствие, уменьшением объема выпуска продукции.

Оплата рабочим-повременщикам производится по фиксированным окладам при полностью отработанном времени за месяц, при отсутствии нарушений трудовой и производственной дисциплины. В случае выявления вышеуказанных нарушений, выплата заработной платы производится по тарифной ставке без учета выплаты премий.

Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится по фиксированным окладам, которые складываются из расчета оклада и выплаты премий в размере до 100%.

На предприятии используется 5-разрядная тарификация работ. В основном, рабочие имеют 3, 4, 5 разряд. Рассмотрим тарифную сетку, используемую на предприятии.

Таблица 9

Тарифная сетка

Разряд

1

2

3

4

5

Тарифные коэффициенты

1

1,10

1,26

1,61

2,3

Абсолютное возрастание

 

0,08

0,18

0,34

0,69

Относительное возрастание, %

 

7,86

16,77

27,62

43,29

Часовая тарифная ставка, руб.

14,37

15,50

18,10

23,10

33,10

Месячная тарифная ставка, руб.

2385,42

2573

3004,6

3834,6

5494,6

Тарифную сетку характеризует такой важный параметр как характер возрастания тарифных коэффициентов. Величина абсолютного и относительного возрастания тарифных коэффициентов имеет большое значение для обеспечения правильной дифференциации оплаты труда рабочих в зависимости от тарифно-квалификационного разряда выполняемых ими работ. Степень возрастания тарифных коэффициентов должна соответствовать степени повышения квалификационного уровня рабочих, отнесенных к вышестоящему разряду.

График 1

Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов тарифной сетки ОАО «Самарский хлебозавод №9»

График 2

Относительное возрастание тарифных коэффициентов тарифной сетки

ОАО «Самарский хлебозавод №9»

По данным графиков 1, 2 можно сделать вывод, что возрастание тарифных коэффициентов тарифной сетки носит прогрессивный характер.

Такая сетка является наиболее эффективной, так как она более точно отражает степень изменения затрат труда на приобретение более высокого уровня квалификации, лучше стимулирует повышение квалификации и является более экономичной - при той же квалификационной структуре работников такие сетки требуют меньшего расхода фонда заработной платы, чем сетки с равномерным или регрессивным возрастанием тарифных коэффициентов.

Размер месячной тарифной ставки 1 разряда равен 2385,42 руб., что меньше установленного минимального размера оплаты труда на 2011 г. (4330 руб.) на 45 %. В связи с этим, тарифная сетка нуждается в пересмотре.

Фонд оплаты труда имеет тенденцию к росту. В 2012 г. затраты на оплату труда составили 73359 тыс.руб., по сравнению с 65279 тыс.руб. в 2011 г.

Рассмотрим применяемые на предприятии выплаты стимулирующего и компенсирующего характера (доплаты и надбавки).

1. Доплата в размере до 100 % тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника производится работнику, выполняющему наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы.

2. Доплата к тарифной ставке в размере 8% от тарифной ставки производится работникам, занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда. Согласно списку профессий с вредными и тяжелыми условиями труда пекарям и фасовщикам готовой продукции бараночного цеха производится доплата к тарифной ставке в размере 8%.

3. Работа в выходной и праздничный нерабочий день оплачивается в двойном размере: работникам, труд которых оплачивается по часовым ставкам - в размере двойной часовой ставки; работникам, получающим месячный оклад, в размере одинарной дневной часовой ставки сверх оклада.

4. Надбавка за срочность выполняемой работы в размере до 100% от тарифной ставки (оклада) выплачивается работникам, которые в соответствующем месяце выполняли задание (работу) повышенной срочности по сравнению с их обычной работой.

5. Надбавка за сложность порученного задания в размере до 100% от тарифной ставки (оклада) выплачивается работникам, которые в соответствующем месяце выполняли задание (работу) повышенной сложности по сравнению с их обычной работой.

6. Доплата за руководство бригадой выплачивается работникам в зависимости от объема работ и количества подчиненных в размере до 1000 рублей.

7. На основании ТК РФ продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время в связи с особыми условиями труда и на сменных работах и считается с 19-00 часов до 7-00 часов для бараночного производства.

За каждый час работы в ночную смену производится доплата в размере 100% тарифной ставки (оклада). Ночной считается смена, если не менее 50% ее продолжительности приходится на ночное время.

В зависимости от финансово-экономического положения на предприятии производятся выплаты стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, высокие достижения, за перевыполнение плана, за высокие показатели в труде по соответствующей профессии, за организацию и проведение выставок и конференций, за экономию сырья, за внедрение нового оборудования, за разработку и выпуск нового ассортимента, за подготовку и сдачу годового баланса, налоговой, статистической отчетности. Размер этих премий утверждается генеральным директором.

Положение о премировании работников позволяет повысить материальную заинтересованность работников в росте объема производства, эффективности производства и производительности труда, улучшении качества продукции, работ, услуг, снижении материальных затрат, в освоении новой техники.

Работники ОАО «Самарский хлебозавод № 9» премируются по итогам работы за месяц до 100%, при условии выполнения должностных обязанностей и показателей премирования.

Размер премии по итогам работы за месяц определяется, исходя из финансово-экономического положения предприятия.

Для примера приведем показатели премирования работников.

Таблица 10

Показатели премирования работников ОАО «Самарский хлебозавод № 9»

Категории работников

Показатели премирования

Размер текущей премии

Работники хлебобулочного и бараночного производства

За выполнение заявок торгующих организаций

до 50%

За качество выпускаемой продукции

до 50%

Контролеры готовой продукции

За отсутствие забраковок на готовую продукцию контролирующими организациями

до 30%

За принятие мер по предотвращению брака в производстве

до 40%

Уборщики производ­ственных помещений и территорий. машинисты лоткомоечных машин, мойщики форм и листов премируются

За обеспечение надлежащего санитарного состояния производственных помещений, стен, окон, территории завода, своевременную санитарную обработку и дезинфекцию кассет, хлебных лотков и форм.

до 100%

Дежурный слесарь-ремонтник

За отсутствие простоев технологического оборудования и брака продукции, за обеспечение ритмичной работы производства, за своевременную наладку оборудования.

до 100%

Административно-управленческий персонал

За выполнение заявок торгующих организаций, за качество готовой продукции

до 40%

За отсутствие претензий со стороны контролируемых организаций и потребителей

до 30%

 

За обеспечение достоверного учета и отчетности, соблюдение установленных сроков представления отчетов в органы статистики и перечисления налогов

до 30%

Основанием для начисления текущей премии являются данные планово-экономического отдела, бухгалтерии и производственной лаборатории.

Премия по итогам работы за месяц начисляется на тарифные ставки, оклады, доплаты и надбавки к тарифным ставкам, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством и положениями по оплате на предприятии, на доплаты за совмещение профессий (должностей), на доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, на разницу в окладах при замещении временно отсутствующих работников, на доплаты за работу в ночные и вечерние часы. Премия по итогам работы за месяц не начисляется на доплату за руководство бригадой. За работу в праздничные, воскресные дни, в сверхурочное время премии по итогам работы за месяц начисляется на одну тарифную ставку или оклад.

Оформление показателей премирования производится методом отклонения: при невыполнении отдельным исполнителем показателя премирования (невыполнение задания, технологического режима, несоблюдение качества выполняемой работы) начальники отдела, пекаря-мастера подают служебные записки в ОТиЗ.

Ведомости оценки качества рассматриваются и утверждаются на заседании «День качества» с последующим изданием приказа по заводу.

Начисление премии по итогам работы за месяц производится в соответствии с фактическим коэффициентом качества труда каждого работника, утвержденного руководителем участка.

Коэффициент качества труда на предприятии условно равен единице.

При коэффициенте качества труда, равном единице и ниже, премия по итогам работы за месяц начисляется пропорционально коэффициенту.

Назовем условия для лишения или снижения премии.

Таблица 11

Условия для полного или частичного лишения ежемесячной премии

Показатели качества труда

Единица измерения

Коэффициент снижения

Примечание

Качество готовой продукции

 

К1 = 0,2-0,5

 

Исполнение трудовых обязанностей

За каждый случай

К2 = 0,2-0,5

Непосредственно исполнителю

Грубое нарушение работником трудовых обязанностей:

-прогул

За каждый случай

КЗ = 1,0

Непосредственно исполнителю

Грубое нарушение работником трудовых обязанностей: появление на работе в состоянии алкогольного или иного токсического опьянения,

совершение по месту работы хищения, растраты, перерасход сырья и материалов

За каждый случай

К4= 1,0 К5 = 1,0

Непосредственно исполнителю

Несоблюдение инструкций техники безопасности противопожарной безопасности, санитарии, правил и норм охраны труда

За каждый случай

Кб = 0,2- 1,0

Непосредственно исполнителю

Нарушение правил внутреннего трудового распорядка

За каждый случай

К7 = 0,1 - 1,0

Непосредственно исполнителю

По решению генерального директора, всем работникам в индивидуальном порядке выплачивается 70% премии, при условии выполнения заявок торгующих организаций, сохранении на должном уровне качества продукции. Размер текущей премии (70%) корректируется коэффициентом качества труда, выставляемом каждому работнику советом бригады в конце месяца. То есть размер индивидуальной текущей премии не связан с показателями коллективного труда.

Разовое премирование проводится на основании служебных записок руководителей с визой генерального директора:

  1. К Международному женскому дню.

  2. Ко Дню работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.

Вознаграждение по итогам работы за год производится в целях усиления материальной заинтересованности работников в улучшении общих результатов за год, увеличения прибыли, укрепления трудовой дисциплины, а также целью закрепления кадров. Размер вознаграждения за общие годовые итоги работы предприятия определяется в зависимости от стажа работы и заработной платы.

Таблица 12

Размер вознаграждения по итогам работы за год в зависимости от стажа работы

Стаж работы

Коэффициент долевого участия

менее года

0

от 1 до 3 лет

1,25

от 3 до 5 лет

1,75

от 5 до 8 лет

2,1

свыше 8 лет

2,5

Размер вознаграждения за общие результаты работы определяются в соответствии с полученной годовой заработной платой на хлебозаводе. Размер вознаграждения увеличивается работникам, чьи трудовые заслуги отмечены Правительственными наградами (орденами, медалями, дипломами) на 25%.

Условия снижения вознаграждения по итогам работы:

  1. за производственные упущения в работе до 50%;

  2. за систематические опоздания на работу и преждевременный уход до 25%.

Лишаются вознаграждения полностью:

  • за грубое нарушение общественного порядка;

  • за хищение;

  • за задержание органами милиции;

  • за совершенные прогулы;

  • за появление в нетрезвом состоянии на работе.

Ежегодное вознаграждение за выслугу лет вводится в целях обеспечения стимулирующей роли заработной платы в росте производительности труда; повышения эффективности производства, а также укрепления трудовой дисциплины и снижения текучести кадров на заводе и выполнение заявок торгующих организаций. Оно выплачивается работникам завода, проработавшим свыше одного года.

Руководитель предприятия имеет право снизить работникам размер ежегодного вознаграждения за выслугу лет (но не более чем на 25%) за прогул без уважительной причины.

Таблица 13

Ежегодное вознаграждение за выслугу лет

При непрерывном стаже работы, дающем право на получение ежегодного вознаграждения за выслугу лет

Размер годового вознаграждения за выслугу лет в долях месячной тарифной ставки, должностного оклада

От 1 года до 2 лет

0,6

От 2 лет до 3 лет

0,7

От 3 лет до 5 лет

0,8

От 5 лет до 10 лет

1,0

От 10 лет до 15 лет

1,2

Свыше 15 лет

1,5

К недочетам системы оплаты труда рабочих ОАО «Самарский хлебозавод № 9» можно отнести.

Зависимость текущих премий только от индивидуального ККТ и финансового положения организации. Это недостаточно стимулирует работника, не заинтересовывает его на коллективный труд. Привязка выплат премий к индивидуальной результативности, мало способствует повышению производительности бригады в целом.

Механизм начисления премий разработан не достаточно, в положении об оплате труда, положении о премировании отсутствуют условия получения премии, показатели не достаточно разработаны. Коэффициент качества труда является единственным показателем, характеризующим различия в индивидуальном вкладе работников в трудовой процесс, но в положении не указываются критерии его повышения, а критерии снижения нуждаются в корректировке. Трудность в установлении количественных оценок повышающих и понижающих показателей, а также субъективизм оценки являются недостатками данной системы.

Необходим пересмотр действующей тарифной сетки, так как ставка первого разряда меньше минимального размера оплаты труда.

Организация труда. Согласно коллективному договору в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпуска продукции, на предприятии устанавливается сменная работа. При сменной работе каждая бригада должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. Ночное время устанавливается и считается с 19 часов до 7 часов.

Классификация затрат предприятия. Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции, работ и услуг природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство. В себестоимости находят выражение все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Ее показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельнос­ти предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Различают следующие виды себестоимости:

Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.

Производственная себестоимость, помимо затрат цехов, включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Производственная охватывает только затраты, связанные с процессом производства продукции -начиная с момента запуска сырья в производство и заканчивая освидетельствованием готовых изделий и сдачей их на склад готовой продукции.

Полная себестоимость это сумма расходов, связанных с производством продукции (производственная себестоимость), и расходов по ее реализации (коммерческие расходы). Коммерческие расходы включают в себя затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу.

Рассмотрим структуру затрат на производства хлеба.

Таблица 14

Структура затрат на производство хлеба

Показатель

Хлеб пшеничный из муки 1,2 сортов

Хлеб пшеничный из муки в/с

Хлеб ржаной и

ржано-пшеничный

руб. в расчете на кг

в%к розничной цене

руб. в расчете на кг

в%к розни чной цене

руб. в расчете на кг

в%к розни чной цене

Сырье и основные материалы за вычетом возвратных отходов, побочной и сопутствующей продукции

5,34

39,35

6,78

36,08

4,30

36,07

Заработная плата с отчислениями на социальные нужды

0,94

6,93

1,56

8,30

0,81

6,80

Вспомогательные материалы на технологические цели

0,06

0,44

0,13

0,69

0,06

0,50

Топливо и энергия, вкл.пар и воду на технологические цели

0,33

2,43

0,39

2,08

0,35

2,94

 

6,67

49,15

8,86

47,15

5,52

46,31

Расходы на подготовку и освоение производства

0,01

0,07

0,02

0,11

0,01

0,08

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

0,42

3,10

0,52

2,77

0,41

3,44

Общезаводские расходы

1,37

10,10

1,45

7,72

1,23

10,32

Цеховые расходы

0,29

2,14

0,44

2,34

0,23

1,93

Прочие

производственные расходы

0,27

1,99

0,51

2,71

0,41

3,44

Коммерческие расходы

0,97

7,15

1,07

5,69

0,81

6,80

 

3,33

24,54

4,01

21,34

3,10

26,01

Полная себестоимость единицы продукции

10,00

73,69

12,87

68,49

8,62

72,32

Прибыль

промышленных

организаций

0,46

3,39

1,45

7,72

0,56

4,70

Отпускная цена без НДС

10,46

77,08

14,32

76,21

9,18

77,01

НДС

1,03

7,59

1,43

7,61

0,92

7,72

Отпускная цена с НДС

11,49

84,67

15,75

83,82

10,10

84,73

Факторы, влияющие на уровень и динамику себестоимости продукции, можно разделить на следующие группы.

  1. Факторы, улучшающие использование средств труда (основных фондов);

  2. Факторы, улучшающие использование предметов труда (оборотных фондов);

  3. Факторы, улучшающие использование самого труда;

  4. Факторы, улучшающие организацию производства, труда и управления. Динамика себестоимости произведенной предприятием продукции представлена в таблице 15. Последние два года этот показатель остается приблизительно на одном уровне, но в то же время объем продукции снизился. Следовательно, себестоимость единицы изделия возросла. Это связано, в основном, с увеличением цен на сырье и энергоносители.

Таблица 15

Расходы ОАО «Самарский хлебозавод № 9», тыс.руб.

№п/п

Показатели

2010

2011

2012

1

Себестоимость продукции

135051

161343

137065

2

Коммерческие расходы

35575

39894

42836

3

Управленческие расходы

21092

22339

23664

4

Прочие расходы

4659

6418

6140

5

Проценты к уплате

646

540

983

ИТОГО

197023

230534

210688

Представим динамику расходов предприятия (за исключением процентов к уплате) с помощью диаграммы.

Диаграмма 4

Динамика расходов ОАО «Самарский хлебозавод №9» за 2010-2012гг., тыс.руб.

На диаграмме видно, что основную долю затрат предприятия составляет себестоимость. Поэтому для повышения эффективности работы предприятия за счет сокращения затрат наиболее важным является снижение себестоимости продукции.

Основные резервы снижения себестоимости:

  • замена дорогостоящих видов ресурсов на более дешевые;

  • рост производительности труда темпами, превышающими темпы роста оплаты труда;

  • максимальное снижение накладных расходов и др.

Выявленные факторы и резервы снижения себестоимости продукции реализуются определенными путями. Для хлебозавода можно предложить следующие пути.

  1. Улучшение качества используемого сырья.

  2. Сокращение затрат сырья на всех этапах транспортировки, хранения и переработки. Чем меньше потерь, тем выше выход продукции, тем ниже удельные расходы, значит и меньше затрат.

  3. Максимальная переработка вторичных ресурсов сырья - отходов и отбросов.

  4. Оптимизация уровня концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства. Чем выше масштабы производства, тем ниже себестоимость продукции за счет условно-постоянных расходов. При комбинировании производства всегда ниже себестоимость продукции за счет более эффективного использования всех производственных ресурсов.

  5. Совершенствование организации производства, труда и управления. Диверсификация производства.

  6. Масштабное использование достижений НТП, внедрение ресурсо- и энергосберегающих, безотходных и малоотходных технологий.

  7. Переход на более дешевые виды сырья, материалов, топлива и энергии, при сохранении качества.

  8. Внедрение более рациональных методов хозяйствования в соответствии с требованиями рынка, сокращение накладных расходов и максимальное снижение непроизводительных затрат.

Основные факторы развития и эффективности деятельности предприятия.

Прибыль предприятия. Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей категорией для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:

- первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.

- второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умение адаптировать производство под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким опросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства.

- третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянной обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Динамика показателей, представленных в отчетах о прибылях и убытках предприятия за период с 2009 по 2012год, такова.

Таблица 16

Прибыль и убытки, тыс.руб.

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012г.

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка от реализации

194804

230718

207357

203159

Себестоимость

135051

161343

137065

140446

Валовая прибыль

59753

69375

70292

62713

Коммерческие расходы

35575

39894

42836

43458

Управленческие расходы

21092

22339

23664

21210

Прибыль от продаж

3086

7142

3792

1955

Прочие доходы и расходы

Процент к получению

2

12

10

9

Процент к уплате

646

540

983

1342

Доходы от участия в др. организациях

569

672

122

-

Прочие доходы

2791

6824

3772

11281

Прочие расходы

4659

6418

6140

7879

Прибыль до налогообложения

1143

7992

573

114

Отложенные налоговые активы

4586

5719

5230

790

Отложенные налоговые обязательства

4718

5686

5361

593

Текущий налог на прибыль

182

1116

152

-

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

65

62

20

293

Чистая прибыль

764

6547

270

18

Постоянные налоговые обязательства

40

764

168

220

График 3

Динамика показателей результатов деятельности предприятия, тыс.руб.

На графике 3 видно, что при увеличении выручки от реализации возрастает и чистая прибыль предприятия, что свидетельствует о необходимости увеличения объемов реализации продукции.

Рентабельность предприятия. Общеизвестно, что результаты деятельности предприятий могут быть оценены различными показателями, такими, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Характеризуя финансовый или производственный результат, перечисленные показатели не способны оценить эффективность деятельности предприятий. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в предприятие средства. Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятий, являются показатели рентабельности (или доходности).

Рентабельность - показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы, используемого для организации своей деятельности.

В таблице 17 представлены показатели рентабельности ОАО «Самарский хлебозавод № 9» за последние три года.

Таблица 17

Коэффициенты финансовых результатов деятельности ОАО «Самарский хлебозавод № 9»

Коэффициенты

2010г.

2011г.

2012г.

Рентабельность продаж

Пр/В

0,0284

0,0013

0,0001

Рентабельность всего капитала предприятия

Пр/ВБ

0,12

0.0049

0,0002

Рентабельность внеоборотных активов

Пр/А1

0,22

0,0083

0,0005

Рентабельность собственного капитала

Пp/П3

0,22

0,01

0,0008

Рентабельность перманентного капитала

Пр/(ПЗ4)

0,184

0,009

0,0006

Из таблицы 17 видно, что за последние 3 года произошло снижение рентабельности. Коэффициент рентабельности продаж намного снизился (с 0,028 до 0,0001), т.е. значительно уменьшилась прибыль на рубль реализованной продукции. Коэффициент рентабельности всего капитала (снизился с 0,12 до 0,0002) имеет очень низкое значение, что говорит о недостаточной эффективности использования имущества предприятия. Снижение коэффициентов рентабельности собственного и перманентного капитала так же является причиной их неэффективного использования. Такое резкое падение коэффициентов связано со снижением абсолютного значения чистой прибыли предприятия.

Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности, с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств.

На величину рентабельности, рассчитанную на основе балансовой прибыли, влияют три основных фактора: прирост прибыли, уровень использования основного капитала и нормируемых оборотных средств. Рассмотрим более подробно влияние каждого фактора.

Прибыль может возрасти в результате увеличения объема производства продукции, повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью, снижения себестоимости продукции, роста оптовых цен, повышения качества выпускаемой продукции.

Ассортимент выпускаемой продукции оказывает непосредственное влияние на прибыль. При изменении структуры ассортимента в направлении повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью обеспечивается дополнительный прирост прибыли.

Рентабельность является показателем, характеризующим использование основного капитала, поэтому на ее уровень большое влияние оказывают стоимость основного капитала и уровень его использования. Уменьшение среднегодовой стоимости основного капитала обеспечивает прирост рентабельности за счет повышения удельной прибыли, приходящейся на 1 руб. основного капитала и снижения амортизационных отчислений, приходящихся на единицу продукции.

Основные пути повышения эффективности предприятия. Важнейшими факторами повышения эффективности деятельности предприятия являются:

  • Ускорение научно-технического прогресса, повышение технического уровня производства, производимой и осваиваемой продукции (повышение ее качества);

  • Совершенствование развития диверсификации, специализации и кооперирования, комбинирования и территориальной организации производства;

  • Совершенствование организации труда и производства на предприятии;

  • Усиление социально-психологических факторов, повышение ответственности и творческой инициативы работников, усиление социальной направленности в развитии производства (повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников, улучшение условий труда и техники безопасности, повышение культуры производства), материальная стимуляция сотрудников.

Инвестиционная и инновационная активность предприятия остаётся на очень низком уровне. Факторы, препятствующие инвестиционной деятельности хлебозавода:

  • Недостаток собственных денежных средств;

  • Недостаток финансовой поддержки со стороны государства;

  • Высокая стоимость нововведений (оборудования, проектных и пуско-наладочных работ);

  • Высокий экономический риск.

Для улучшения финансового состояния предприятия все располагаемые денежные ресурсы следует направить на выстраивание мощной и эффективной логистической цепочки и разработку эффективной маркетинговой стратегии, на перевод производства на высокорентабельную продукцию и запуск новых видов изделий, что позволит привлечь новых покупателей и тем самым увеличить объемы сбыта продукции.

В дальнейшем предприятие планирует проводить инновационную и инвестиционную деятельность в следующих направлениях:

  • Замену устаревшей техники и оборудования;

  • Улучшение качества выпускаемой продукции;

  • Расширение ассортимента;

  • Сохранение и расширение рынков сбыта;

  • Сокращение материальных затрат;

  • Сокращение затрат на энергоносители;

  • Улучшение условий труда.

В целях обновления и развития производства ОАО «Самарский хлебозавод № 9» использует лизинг как одну из самых распространенных и эффективных форм инвестирования. В лизинг были взяты 2 машины в оберточном цехе и 5 грузовых машин для транспортировки продукции и сырья. Хлебозавод заключил с лизинговой компанией договор на срок 2,5 года с последующим выкупом имущества, полученного в лизинг. Выплаты ведутся методом авансового (депозитного) платежа с последующей фиксированной суммой ежемесячных выплат. Лизинг выгоден для предприятия по причине того, что без резкого финансового напряжения есть возможность обновлять производственные фонды, не привлекая заемный капитал, что в свою очередь позволяет поддерживать оптимальное соотношение между собственным и заемным капиталом, повышать финансовую устойчивость предприятия. Контракт по лизингу получить обычно проще, чем заключить договор о ссуде; лизинговая компания не требует никаких дополнительных гарантий. Предполагается, что обеспечением сделки является само оборудование. Лизинговое соглашение, заключаемое предприятием и лизингодателем, более гибкое, чем договор о ссуде, который предполагает ограниченные сроки погашения, при лизинге предприятие само вырабатывает схему, удобную для обеих сторон. В перспективе, при постоянном и тесном сотрудничестве, хлебозавод может заключить соглашения по предоставлению «лизинговой линии», эти соглашения позволят предприятию брать дополнительное оборудование в лизинг, не заключая каждый раз новый контракт.

Организация стратегического планирования на предприятии. Стратегическое планирование на ОАО «Самарский хлебозавод № 9» осуществляет коммерческий директор и отдел маркетинга. В функции отдела входит заключение договоров, продвижение продукции, разработка рекламы.

В настоящее время на рынке Самарской области сложилась жесткая конкуренция среди производителей. Преимущество имеет то предприятие, которое предлагает продукцию высокого качества по приемлемым ценам и в объеме, удовлетворяющими потребителей, и эффективно организует ее сбыт.

Также на территории городского округа Самара расположено большое количество небольших производителей хлебной продукции, которые в самое ближайшее время, возможно, станут основными конкурентами крупных хлебозаводов. На них приходится 21 % рынка.

Доля ОАО «Самарский хлебозавод № 9» на рынке по основным видам продукции составляет 21%.

Основными конкурентами хлебозавода являются самарские хлебозаводы № 2 и 5, так как у них приблизительно одинаковый ассортимент продукции и доли рынка. «Самарский хлебозавод № 9» по объемам производства стоит на втором месте после хлебозавода № 5, специализирующегося в основном на производстве хлеба, пряников и печенья. Третье место занимает хлебозавод № 2. В последнее время Самарский БКК проводит сильную маркетинговую политику и стал одним из наиболее динамично развивающихся предприятий в области.

Среди рассматриваемых предприятий абсолютным лидером по ассортименту выпускаемой продукции является хлебозавод № 2. Прайс-лист предприятия, предоставляемый им своим клиентам, содержит свыше 70 наименований. На втором, третьем и четвертом местах находятся соответственно хлебозаводы № 9 (50 наименований), № 5 (39) и БКК (31).

В связи со сложившейся в городе конкуренцией девятый хлебозавод активно осваивает новые формы работы на рынке.

В 2001 г. была разработана новая маркетинговая политика. Проанализировав уровень конкурентоспособности, руководство приняло решение о внедрении торговой марки "Самарики" для 4 товарных групп. Позиция марки - гордость за родной город, развитие уважения и любви к Самаре с малых лет.

Весь остальной ассортимент продукции завода позиционируется под маркой «Самарский хлебозавод № 9». Для более полного удовлетворения потребителей был выпущен новый вид продукции - хлеб «Новодарницкий», отличающийся от «Дарницкого» меньшим весом. Причем потребление «Дарницкого» не снизилось, то есть продукт нашел своего потребителя.

Привлекательность и конкурентоспособность предприятия можно оценить высоко, т.к. хлебозавод имеет достаточно широкий ассортимент и возможности его увеличения и улучшение качества выпускаемой продукции.

Несмотря на стабильный спрос и популярность продукции, предприятие постоянно расширяет свой ассортимент. Участие в ежегодной Всероссийской продовольственной выставке в Москве «Золотая осень» для ОАО «Самарский хлебозавод № 9» стало уже традицией. Впрочем, как и получение престижных наград. В 2006 г. предприятие - победитель конкурса «Компания года» в номинации «За эффективность управления качеством». Качество, любовь к профессии - это основные критерии, которыми руководствуются сотрудники завода. Подтверждением этого являются престижные награды международной академии качества и маркетинга - диплом лауреата и Золотая медаль, полученные предприятием в ноябре 2005 г. с присвоением генеральному директору, П.Н. Воронову, звания почетного академика международной академии качества и маркетинга, а Совет организаторов программы «100 лучших товаров России» наградил почетным знаком «Отличник качества». Победы предприятия подтверждают высокий профессионализм работников завода, позволяющий поддерживать престиж торговой марки.

Самарский хлебозавод № 9 производит продукцию согласно традиционным рецептам без химических добавок и консервантов. В отличие от конкурентов только хлебозавод № 9 выпекает баранки, бублики, сушки под торговой маркой «Самарики», которая в настоящее время является фирменным знаком.

На хлебозаводе используются следующие методы стимулирования продаж:

  • реклама на телевидение;

  • изготовление фирменных буклетов;

  • полиграфия (календари, листовки, плакаты);

  • раздача и дегустация продукции в фирменных и открывающихся магазинах;

  • отраслевые мероприятия (конкурсы, выставки);

  • статьи в газетах о продукции;

  • спонсирование молодежных мероприятий в связи с ориентацией продукции на детей и подростков;

  • городские мероприятия (тесное сотрудничество с Комитетом по делам молодежи);

  • участие в телевизионных программах с розыгрышем призов;

Товарная политика на предприятии включает в себя:

  • анализ действующих рынков по продукции (2 раза в неделю);

  • оценка конкурентоспособности товара и производства;

  • жизненный цикл изделия и условия перехода на выпуск новой продукции (в сотрудничестве с лабораторией).

Важнейшей задачей руководство считает обучение и повышение квалификации персонала, от которого зависит качество выпускаемой продукции и конечные результаты деятельности хлебозавода в целом.

Из всего вышеизложенного можно выделить основное направление стратегической политики предприятия: повышение конкурентоспособности предприятия на рынке Самарской области. Это поможет увеличить объемы реализации продукции и тем самым укрепить финансовое положение предприятия.

Схема 7

Направления повышения конкурентоспособности предприятия

Финансовое планирование. Финансовое планирование охватывает важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает условия для укрепления финансового состояния предприятия.

Цель финансового планирования - обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам и во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с плановыми заданиями и конъюнктурой рынка. Финансовое планирование представляет собой систему долгосрочных, текущих и оперативных планов. В долгосрочном плане определяют основные финансовые показатели, дают финансовую оценку изменений стратегического порядка в деятельности предприятия. В текущем плане обеспечивают увязку всех разделов плана предприятия с финансами. Оперативные финансовые планы непосредственно связаны с текущей деятельностью предприятия и включают составление и исполнение платежного, налогового календаря и кассового плана на месяц, декаду, неделю.

Перед финансовым планированием ставятся следующие основные задачи: обеспечение нормального кругооборота денежных средств предприятия, включая их вложение в реальные инвестиции, прирост оборотных средств, социальное развитие; выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования доходов предприятия; соблюдение интересов собственников предприятия и инвесторов; выполнение обязательств перед бюджетом, внебюджетные фондами, кредитными, страховыми операциями; контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия; обеспечение реальной сбалансированности планируемых расходов и доходов предприятия на принципах самоокупаемости и самофинансирования.

Финансовое планирование помогает своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, различными фондами, банками и другими кредиторами.

Финансовое планирование на предприятии имеет следующую целевую направленность:

  1. Обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами деятельности предприятия.

  2. Увеличение прибыли по основной деятельности и другим видам деятельности, если они имеют место.

3. Организация финансовых взаимоотношений с бюджетом,внебюджетными фондами, банками, кредиторами и дебиторами.

4. Обеспечение реальной сбалансированности планируемых доходов ирасходов.

5. Обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивостипредприятия.

Осуществляемое на предприятии финансовое планирование призвано обеспечить решение следующих основных задач:

  1. Обеспечить четкую направленность всех плановых показателей на реализацию стратегических целей развития предприятия в соответствующем периоде.

  2. Обеспечить реализацию выявленных в процессе финансового анализа резервов повышения эффективности использования ресурсного потенциала предприятия и роста его рыночной стоимости.

  3. Определить потребность в необходимом объеме финансовых ресурсов, требуемых для предстоящего развития предприятия, и оптимизировать источники их формирования.

  1. Определить направления наиболее эффективного использования финансовых ресурсов в предстоящем периоде и оптимизировать их распределение по критерию максимизации рыночной стоимости предприятия.

  2. Оптимизировать внутренние пропорции формирования активов, капитала и денежных потоков предприятия с целью обеспечения его финансовой устойчивости и платежеспособности в процессе предстоящего развития.

Исходной предпосылкой для разработки долгосрочного финансового плана по важнейшим направлениям финансовой деятельности предприятия являются цели финансовой стратегии предприятия (выраженные конкретными количественными целевыми показателями).

Финансовая стратегия предприятия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Финансовая стратегия должна также согласовываться с общей стратегией фирмы.

Долгосрочный финансовый план по важнейшим направлениям финансовой деятельности предприятия составляется, как правило, на предстоящие три года с разбивкой по отдельным годам прогнозируемого периода. Форма такого плана носит произвольный характер, но в нем должны получить отражение наиболее важные параметры финансового развития предприятия, определяемые целями его финансовой стратегии.

К числу основных параметров относятся:

  • прогнозируемая сумма активов предприятия (в целом, в т.ч. оборотных);

  • прогнозируемая структура капитала (соотношение собственного и заемного его видов);

  • прогнозируемый объем реального инвестирования предприятия;

- прогнозируемые сумма чистой прибыли предприятия и показатель рентабельности собственного капитала;

  • прогнозируемая сумма амортизационного потока (в соответствии с избранной амортизационной политикой предприятия);

  • прогнозируемое соотношение распределения чистой прибыли предприятия на потребление и накопление;

  • прогнозируемая сумма чистого денежного потока предприятия.

Основными видами текущих финансовых планов, разрабатываемых на предприятии, являются:

1. План доходов и расходов по операционной деятельности является одним из основных видов текущего финансового плана предприятия, составляемого на первоначальном этапе текущего планирования его финансовой деятельности (так как ряд его показателей служит исходной базой разработки других видов текущих финансовых планов).

Целью разработки этого плана является определение суммы чистой прибыли по операционной деятельности предприятия.

В процессе разработки этого плана обеспечивается четкая взаимосвязь планируемых показателей доходов от реализации продукции (валового и чистого), издержек, налоговых платежей, балансовой и чистой прибыли предприятия.

  1. План поступления и расходования денежных средств призван отражать результаты прогнозирования денежных потоков предприятия. Этот план заменяет ранее составляемый на предприятии план формирования и использования его финансовых ресурсов.

Целью разработки этого плана является:

  • определение объема и источников формирования финансовых ресурсов предприятия; распределение финансовых ресурсов по видам и направлениям его хозяйственной деятельности;

  • обеспечение постоянной платежеспособности предприятия на всех этапах планового периода.

В этом плане обеспечивается взаимосвязь показателей остатка денежных средств на начало периода, их поступления в плановом периоде, их расходования в плановом периоде и остатка денежных средств на конец периода.

  1. Балансовый план отражает результаты прогнозирования состава активов и структуры используемого капитала предприятия на конец планового периода.

Целью разработки балансового плана является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей достаточную финансовую устойчивость предприятия в предстоящем периоде.

Кроме перечисленных основных видов текущих финансовых планов на предприятии могут разрабатываться и другие их виды (например, программа инвестиций в разрезе отдельных инвестиционных проектов, эмиссионный план и т.п.).

Процесс текущего финансового планирования осуществляется на предприятии в тесной связи с процессом планирования его операционной деятельности.

Система оперативного финансового планирования базируется на разработанных текущих финансовых планах. Это планирование заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия. Главной формой такого планового финансового задания является бюджет.

Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года (как правило, в рамках предстоящего квартала или месяца), отражающий расходы и поступления финансовых ресурсов в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности.

Таким образом, ОАО «Самарский хлебозавод № 9» является одним из крупнейших производителей хлебопекарной отрасли в Самарской области.

1 Приложение к бухгалтерскому балансу за период 2010 г. (форма №5).

2 Приложение к бухгалтерскому балансу за период 2011 г. (форма №5).

3 Приложение к бухгалтерскому балансу за период 2012 г. (форма №5).

4 Бухгалтерский баланс (форма №1) за период 2011г., 2012г.

Просмотров работы: 7667