ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИГРОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИГРОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений.

Существует ряд методик обучения плаванию детей разного возраста. Согласно им обучение детей плаванию делится на несколько этапов. Первый из них заключается в проведении на суше упражнений, имитирующих основные плавательные движения. Это гребковые движения руками с поворотами головы, маховые движения прямыми ногами от бедра, не сгибая коленей, прогибы в позвоночнике в положении лежа и др. Следующий этап – освоение ребенком пребывания в воде и обучение движениям в ней. В начале ребенка обучают правильному положению тела при скольжении и нырянии. При этом инструктор поддерживает его за ноги или за руки. На третьем этапе проводится обучение движения ногами при плавании вольным стилем, ребенка при этом поддерживают за руки. Итог первых трех этапов – умение плыть с помощью ног, держа в руках резиновый круг или пенопластовую доску. Затем начинают обучать движениям рук и дыханию с поворотами головы на вдохе. Далее наступает новый этап обучения – полной координации плавательных движений сначала при задержке дыхания, а потом и при согласовании движений с дыханием.

Несмотря на усилия исследователей по поиску наиболее эффективных средств, направленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут. Учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Это особенно актуально для детей дошкольного возраста, поскольку именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное формирование двигательных навыков. Для детей этого возраста основной формой деятельности является игра. Элементы игры делают процесс обучения более увлекательным, лишают его разнообразия и монотонности, способствуют созданию внешней и внутренней мотивации. Поэтому мы предположили, что применение различных игр в процессе обучения детей плаванию значительно повысит эффективность занятий и ускорит формирование навыка плавания у дошкольников.

В связи с этим цель нашей работы – изучение эффективности игрового метода обучения в занятиях по плаванию у детей дошкольного возраста.

Исследование проходило на базе плавательного бассейна МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр Заводского района» г. Кемерово в течение 2012-2013 учебного года. В исследовании участвовали две группы дошкольников, занимающихся плаванием, общее количество которых составило 22 человека. Занятия по плаванию проводились 2 раза в неделю. Длительность занятия составляла 40 мин. В группе №1 занятия проводились традиционно. В группе №2 в обучении использовались игровые приемы и задания, помогающие освоению основных плавательных навыков. Всего в обучении применялось10 различных игровых приемов. Например, приемы «Надень шляпу», «Вырос гриб» направлены на обучение подныриванию под различные предметы. Приемы «Надуй шар и «Лопнул шар» способствуют нырянию и погружению в воду. Прием «Крокодил» используется для получения представлений о плавучести тел и действии выталкивающей силы. Прием «Стрела» используется для того, чтобы обучить ребенка лежать на большой глубине. Применение приемов сопровождало подводящие и подготовительные упражнения, постепенно переходящих от простого к сложному.

Результаты исследования показали, что в начале исследования процентное соотношение детей, умевших выполнять контрольные задания, в исследуемых группах практически не отличалось и составляло 4-10%. В конце исследования ситуация изменилась. В группе, где методика обучения была традиционной, количество детей, выполнивших контрольные задания, составило 73-82%. Дети работали не совсем активно и без особого стремления выполнять упражнения правильно, делали многочисленные ошибки. В группе, где в обучении применялся игровой метод, все дети (100%) успешно справились с контрольными нормативами, практически безошибочно выполняли упражнения. Каждый ребенок в группе старался добиться лучшего результата.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что применение игрового метода в занятиях по плаванию имеет высокую эффективность, так как позволяет в короткий срок обучить плаванию детей дошкольного возраста.

Кроме того, игровой метод позволяет существенно снизить психо-эмоциональную нагрузку при выполнении определенной физической нагрузки, а также сформировать стойкую мотивацию на систематические занятия двигательной деятельностью, инициативность, самостоятельность, целеустремленность, устойчивый и положительный интерес к занятию плаванием.

Просмотров работы: 2240