Успехи в настольном теннисе зависят от многих причин, в том числе и от особенностей методики обучения техники двигательного действия, воспитания, тренировки, подготовки к соревнованиям. К настоящему времени проведено уже немало исследований, посвященных изучению стиля деятельности в настольном теннисе. Исследователей в основном интересовал вопрос соответствия индивидуальных особенностей тому или иному стилю. Установлено, что у обладателей сильной нервной системы оптимальным с точки зрения эффективности является атакующий стиль. Обладатели слабой нервной системы склонны к защитному стилю и именно в нем показывают наилучшие результаты.
В настоящее время достаточно полно разработан содержательный компонент формирования индивидуального стиля деятельности на основе личностно-ориентированного подхода в процессе тренировок в настольном теннисе. Тем не менее, до конца не раскрытыми остаются процессуальная и организационная стороны работы с теннисистами на основе учета их индивидуальных особенностей.
Цель исследования – выявить педагогические условия эффективности учебно-тренировочного процесса младших школьников в настольном теннисе, построенного на основе индивидуального и дифференцированного подходов.
Педагогический эксперимент проводился на базе ГОУ ДОД «Областная комплексная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва» - отделение настольного тенниса. В педагогическом эксперименте приняли участие 24 младших школьника в возрасте 8-9 лет, разделенные на две группы (экспериментальная – 16 человек, контрольная – 8 человек). Педагогический эксперимент был организован для выявления педагогических условий эффективности учебно-тренировочного процесса младших школьников в настольном теннисе, построенного на основе индивидуального и дифференцированного подходов, реализуемых в экспериментальной группе. В контрольной группе содержание учебно-тренировочных занятий было общепринятым и планировалось согласно примерной программы для ДЮСШ по настольному теннису, которая не предполагает дифференциации теннисистов по игровым амплуа (защитники и нападающие).
На начальном этапе эксперимента были проведены педагогические контрольные испытания (тестирования) для оценки уровня технической подготовленности теннисистов 8-9 лет.
Мы предприняли попытку разделить группу занимающихся по индивидуальным особенностям на две подгруппы (защитники и нападающие). Игровое амплуа определяли в процессе педагогических наблюдений за игровой деятельностью теннисистов.
В ходе проведения педагогического эксперимента в экспериментальной группе мы реализовывали индивидуальный и дифференцированный подходы, применяя преимущественно целостный метод при обучении движениям, а с теми, кто имел низкие показатели технической подготовленности, применяли метод расчлененного упражнения.
К основным направлениям реализации задач технической подготовки теннисистов мы отнесли: выбор точки удара; регулирование вращений как факторы влияния на скорость полета мяча; повышение точности удара по мячу; увеличение скорости удара по мячу; увеличение силы удара; усиление вращения мяча; совершенствование умения управлять полетом мяча. На момент завершения исследования, мы провели итоговые тестирования по технической подготовленности.
Результаты начального тестирования показывают, что между показателями экспериментальной и контрольной групп существенных различий не обнаруживается (ро>0,05) (табл.1).
Таблица 1
Результаты сдачи нормативов по технической подготовленности на начальном этапе педагогического эксперимента
№ |
Наименование технического приема |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
Результат |
Оценка |
Результат |
Оценка |
||
1 |
Набивание мяча ладонной стороной ракетки (количество ударов) |
76 |
удовл |
75 |
удовл |
2 |
Набивание мяча тыльной стороной ракетки (количество ударов) |
67 |
неудовл |
66 |
неудовл |
3 |
Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной сторонами ракетки (количество ударов) |
64 |
неудовл |
65 |
неудовл |
4 |
Игра накатами справа по диагонали (количество ударов) |
23 |
удовл |
24 |
удовл |
5 |
Игра накатами слева по диагонали (количество ударов) |
26 |
удовл |
24 |
удовл |
6 |
Откидка слева со всей левой половины стола (количество ошибок за 3 мин) |
5 |
удовл |
5 |
удовл |
7 |
Выполнение подачи справа накатом в правую половину стола (количество из 10 попыток) |
5 |
удовл |
5 |
удовл |
8 |
Выполнение подачи справа откидкой в левую половину стола (количество из 10 попыток) |
6 |
удовл |
7 |
удовл |
В дальнейшем мы предприняли попытку разделить экспериментальную группу занимающихся по индивидуальным особенностям на две подгруппы (защитники и нападающие). Игровое амплуа определяли в процессе педагогических наблюдений за игровой деятельностью теннисистов.
В работы с экспериментальной группой мы реализовывали индивидуальный подход, применяя преимущественно целостный метод при обучении движениям, а с теми, кто имел низкие показатели технической подготовленности, применяли метод расчлененного упражнения.
К основным направлениям реализации задач технической подготовки теннисистов мы отнесли: выбор точки удара; регулирование вращений как факторы влияния на скорость полета мяча; повышение точности удара по мячу; увеличение скорости удара по мячу; увеличение силы удара; усиление вращения мяча; совершенствование умения управлять полетом мяча. Подобный подход, на наш взгляд, способствовал повышению мотивации юных теннисистов к тренировочному процессу, так как дифференцирование содержания занятий позволяло и защитникам, и нападающим больше совершенствовать те компоненты техники¸ которые являются их сильными сторонами и занимающиеся с большим желанием включались в деятельность.
Таблица 2
Результаты сдачи нормативов по технической подготовленности на итоговом этапе педагогического эксперимента (экспериментальная группа)
№ |
Наименование технического приема |
Нападающие |
Защитники |
||
Результат |
Оценка |
Результат |
Оценка |
||
1 |
Набивание мяча ладонной стороной ракетки (количество ударов) |
85 |
хор |
83 |
Хор |
2 |
Набивание мяча тыльной стороной ракетки (количество ударов) |
78 |
удовл |
74 |
Удовл |
3 |
Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной сторонами ракетки (количество ударов) |
73 |
удовл |
76 |
удовл |
4 |
Игра накатами справа по диагонали (количество ударов) |
31 |
хор |
34 |
Хор |
5 |
Игра накатами слева по диагонали (количество ударов) |
33 |
хор |
32 |
Хор |
6 |
Откидка слева со всей левой половины стола (количество ошибок за 3 мин) |
4 |
хор |
2 |
Хор |
7 |
Выполнение подачи справа накатом в правую половину стола (количество из 10 попыток) |
8 |
хор |
6 |
Удовл |
8 |
Выполнение подачи справа откидкой в левую половину стола (количество из 10 попыток) |
8 |
хор |
9 |
Хор |
На момент завершения исследования, мы провели итоговые тестирования по технической подготовленности (таблицы 2, 3). Полученные результаты свидетельствуют о результативности используемого нами подхода в экспериментальной группе. Так из восьми используемых нами тестов за период проведения педагогического эксперимента достоверные приросты произошли в семи (ро0,05).
Таблица 3
Результаты сдачи нормативов по технической подготовленности в процессе педагогического эксперимента (экспериментальная группа)
№ |
Наименование технического приема |
Начальный этап |
ро |
Итоговый этап |
||
M±m |
Оценка |
M±m |
Оценка |
|||
1 |
Набивание мяча ладонной стороной ракетки (количество ударов) |
76±1,8 |
удовл |
0,05 |
5±0,51 |
удовл |
8 |
Выполнение подачи справа откидкой в левую половину стола (количество из 10 попыток) |
7±0,34 |
удовл |
|