ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОДЫ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОДЫ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Успехи в настольном теннисе зависят от многих причин, в том числе и от особенностей методики обучения техники двигательного действия, воспитания, тренировки, подготовки к соревнованиям. К настоящему времени проведено уже немало исследований, посвященных изучению стиля деятельности в настольном теннисе. Исследователей в основном интересовал вопрос соответствия индивидуальных особенностей тому или иному стилю. Установлено, что у обладателей сильной нервной системы оптимальным с точки зрения эффективности является атакующий стиль. Обладатели слабой нервной системы склонны к защитному стилю и именно в нем показывают наилучшие результаты.

В настоящее время достаточно полно разработан содержательный компонент формирования индивидуального стиля деятельности на основе личностно-ориентированного подхода в процессе тренировок в настольном теннисе. Тем не менее, до конца не раскрытыми остаются процессуальная и организационная стороны работы с теннисистами на основе учета их индивидуальных особенностей.

Цель исследования – выявить педагогические условия эффективности учебно-тренировочного процесса младших школьников в настольном теннисе, построенного на основе индивидуального и дифференцированного подходов.

Педагогический эксперимент проводился на базе ГОУ ДОД «Областная комплексная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва» - отделение настольного тенниса. В педагогическом эксперименте приняли участие 24 младших школьника в возрасте 8-9 лет, разделенные на две группы (экспериментальная – 16 человек, контрольная – 8 человек). Педагогический эксперимент был организован для выявления педагогических условий эффективности учебно-тренировочного процесса младших школьников в настольном теннисе, построенного на основе индивидуального и дифференцированного подходов, реализуемых в экспериментальной группе. В контрольной группе содержание учебно-тренировочных занятий было общепринятым и планировалось согласно примерной программы для ДЮСШ по настольному теннису, которая не предполагает дифференциации теннисистов по игровым амплуа (защитники и нападающие).

На начальном этапе эксперимента были проведены педагогические контрольные испытания (тестирования) для оценки уровня технической подготовленности теннисистов 8-9 лет.

Мы предприняли попытку разделить группу занимающихся по индивидуальным особенностям на две подгруппы (защитники и нападающие). Игровое амплуа определяли в процессе педагогических наблюдений за игровой деятельностью теннисистов.

В ходе проведения педагогического эксперимента в экспериментальной группе мы реализовывали индивидуальный и дифференцированный подходы, применяя преимущественно целостный метод при обучении движениям, а с теми, кто имел низкие показатели технической подготовленности, применяли метод расчлененного упражнения.

К основным направлениям реализации задач технической подготовки теннисистов мы отнесли: выбор точки удара; регулирование вращений как факторы влияния на скорость полета мяча; повышение точности удара по мячу; увеличение скорости удара по мячу; увеличение силы удара; усиление вращения мяча; совершенствование умения управлять полетом мяча. На момент завершения исследования, мы провели итоговые тестирования по технической подготовленности.

Результаты начального тестирования показывают, что между показателями экспериментальной и контрольной групп существенных различий не обнаруживается (ро>0,05) (табл.1).

Таблица 1

Результаты сдачи нормативов по технической подготовленности на начальном этапе педагогического эксперимента

Наименование технического приема

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Результат

Оценка

Результат

Оценка

1

Набивание мяча ладонной стороной ракетки (количество ударов)

76

удовл

75

удовл

2

Набивание мяча тыльной стороной ракетки (количество ударов)

67

неудовл

66

неудовл

3

Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной сторонами ракетки (количество ударов)

64

неудовл

65

неудовл

4

Игра накатами справа по диагонали (количество ударов)

23

удовл

24

удовл

5

Игра накатами слева по диагонали (количество ударов)

26

удовл

24

удовл

6

Откидка слева со всей левой половины стола (количество ошибок за 3 мин)

5

удовл

5

удовл

7

Выполнение подачи справа накатом в правую половину стола (количество из 10 попыток)

5

удовл

5

удовл

8

Выполнение подачи справа откидкой в левую половину стола (количество из 10 попыток)

6

удовл

7

удовл

В дальнейшем мы предприняли попытку разделить экспериментальную группу занимающихся по индивидуальным особенностям на две подгруппы (защитники и нападающие). Игровое амплуа определяли в процессе педагогических наблюдений за игровой деятельностью теннисистов.

В работы с экспериментальной группой мы реализовывали индивидуальный подход, применяя преимущественно целостный метод при обучении движениям, а с теми, кто имел низкие показатели технической подготовленности, применяли метод расчлененного упражнения.

К основным направлениям реализации задач технической подготовки теннисистов мы отнесли: выбор точки удара; регулирование вращений как факторы влияния на скорость полета мяча; повышение точности удара по мячу; увеличение скорости удара по мячу; увеличение силы удара; усиление вращения мяча; совершенствование умения управлять полетом мяча. Подобный подход, на наш взгляд, способствовал повышению мотивации юных теннисистов к тренировочному процессу, так как дифференцирование содержания занятий позволяло и защитникам, и нападающим больше совершенствовать те компоненты техники¸ которые являются их сильными сторонами и занимающиеся с большим желанием включались в деятельность.

Таблица 2

Результаты сдачи нормативов по технической подготовленности на итоговом этапе педагогического эксперимента (экспериментальная группа)

Наименование технического приема

Нападающие

Защитники

Результат

Оценка

Результат

Оценка

1

Набивание мяча ладонной стороной ракетки (количество ударов)

85

хор

83

Хор

2

Набивание мяча тыльной стороной ракетки (количество ударов)

78

удовл

74

Удовл

3

Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной сторонами ракетки (количество ударов)

73

удовл

76

удовл

4

Игра накатами справа по диагонали (количество ударов)

31

хор

34

Хор

5

Игра накатами слева по диагонали (количество ударов)

33

хор

32

Хор

6

Откидка слева со всей левой половины стола (количество ошибок за 3 мин)

4

хор

2

Хор

7

Выполнение подачи справа накатом в правую половину стола (количество из 10 попыток)

8

хор

6

Удовл

8

Выполнение подачи справа откидкой в левую половину стола (количество из 10 попыток)

8

хор

9

Хор

На момент завершения исследования, мы провели итоговые тестирования по технической подготовленности (таблицы 2, 3). Полученные результаты свидетельствуют о результативности используемого нами подхода в экспериментальной группе. Так из восьми используемых нами тестов за период проведения педагогического эксперимента достоверные приросты произошли в семи (ро0,05).

Таблица 3

Результаты сдачи нормативов по технической подготовленности в процессе педагогического эксперимента (экспериментальная группа)

Наименование технического приема

Начальный этап

ро

Итоговый этап

M±m

Оценка

M±m

Оценка

1

Набивание мяча ладонной стороной ракетки (количество ударов)

76±1,8

удовл

0,05

5±0,51

удовл

8

Выполнение подачи справа откидкой в левую половину стола (количество из 10 попыток)

7±0,34

удовл

 


Просмотров работы: 1627