СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУТБОЛИСТОВ И ФУТБОЛИСТОК СБОРНОЙ КОМАНДЫ КЕМГУ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУТБОЛИСТОВ И ФУТБОЛИСТОК СБОРНОЙ КОМАНДЫ КЕМГУ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Двигательная деятельность человека при игре в футбол во многом отличается от деятельности в других видах спорта. Эффективность соревновательной деятельности футболиста обеспечивается двумя основными процессами в организме: преобразованием энергии и переработкой информации. Протекание этих процессов зависит от индивидуально-типологических особенностей организма футболиста, его наследственных задатков, определяющих специфику функциональных возможностей, адекватного построения тренировочного процесса и отбора игроков.

В современном футболе нарастает скорость выполнения игровых действий, больше разнообразие тактических комбинаций, сложность взаимодействия игроков в команде, выше необходимость работы на опережение соперника. При этом значительно повышаются требования к функциональной подготовленности футболистов, учету их психофизиологических особенностей, правильному определению индивидуального стиля соревновательной деятельности и игрового амплуа.

Цель исследования: изучение морфофункционального и психофизиологического статуса спортсменов (юношей и девушек), имеющих спортивную специализацию «мини-футбол» с учетом амплуа.

С целью решения поставленных задач было обследовано 11 спортсменов – футболистов и 13 спортсменок – футболисток, членов сборных команды КемГУ по мини-футболу.

В работе использовались следующие методы исследования:

антропометрическое тестирование;

функциональное тестирование;

психофизиологическое тестирование;

методы математической статистики.

Анализ средних значений исследуемых параметров у футболистов (юношей и девушек) в зависимости от амплуа показал, что значения длины и массы тела, а также доля жира, выраженная в абсолютных и относительных величинах достоверно выше у вратарей, а ниже у защитников-юношей и нападающих-девушек. Это говорит о том, что в современном футболе для успешной деятельности вратаря его антропометрические данные должны быть достаточно высокими, чтобы иметь преимущество в борьбе с соперником в штрафной площади.

Между нападающими (девушки и юноши) и защитниками (девушки и юноши) достоверных различий в этих показателях не выявлено (табл. 1), что может говорить об универсализации полевых игроков. То есть, игроки линии нападения по своим антропометрическим данным не должны уступать в игровых действиях игрокам линии защиты, и наоборот.

Таблица 1

Антропометрические показатели юношей и девушек, являющихся членами сборных команд КемГУ по мини-футболу, с учетом амплуа

Показатели

Юноши

Девушки

вратари

защитники

нападающие

вратари

защитники

нападающие

Длина тела, м

1,8±0,03

1,76±0,04

1,77±0,02

1,76±0,02

1,67±0,03

1,63±0,02

Масса тела, кг

79,3±1,5

66,6±2,2

70,8±2,1

68,15±2,3

59,54±2,1

55,33±2,5

Жир общий, кг

7,9±0,5

4,2±0,2

6,1±1,1

11,37±0,4

9,78±0,8

8,31±2,14

Жир общий, %

10±2,1

6,2±1,4

8,6±1,2

16,6±1,9

16,62±2,2

14,83±2,6

В ходе психофизиологического исследования юношей было выявлено, что среднегрупповые значения показателей простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР=270 мс) и сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР=407 мс) ниже у защитников (рис. 1, 2). Тогда как, данные показатели у представительниц женской сборной лучше у вратарей (ПЗМР=296 мс, СЗМР=363 мс).

Это свидетельствует о высокой скорости проведения возбуждения по различным элементам рефлекторной дуги и высокой способности нервной системы спортсмена реагировать на изменения игровой ситуации.

Рис. 1. Показатель ПЗМР юношей и девушек, являющихся членами сборной КемГУ по мини-футболу, с учетом амплуа

Рис. 2. Показатель СЗМР юношей и девушек, являющихся членами сборной КемГУ по мини-футболу, с учетом амплуа

Лучший показатель уровня функциональной подвижности нервных процессов (УФП) – у вратарей (юноши - 60 с, девушки – 59 с). УФП характеризует их способность быстро переключаться, а также продуктивность работы в ситуациях, связанных с лимитом времени (рис. 3).

Рис. 3. Функциональная подвижность нервных процессов футболисток и футболистов с учетом амплуа

Высокий показатель образной памяти выявлен у защитников (8,3 балла у юношей и 8,6 балла у девушек), что говорит об их способности лучше запоминать расстановку соперников и партнеров на площадке, это помогает им затрачивать меньше времени на принятие решения о продолжении атаки и выбора правильной позиции при обороне (рис. 4).

Рис. 4. Объем образной памяти футболисток и футболистов с учетом амплуа

Выявлены высокие показатели переключения внимания (рис. 5) у вратарей мужской (37 с) и женской сборной (35 с), что указывает на высокую скорость, с которой они могут переводить свое внимание с одного объекта на другой. Показатель объема внимания (7,75 балла) также выше у вратарей-юношей, что характеризует их способность одномоментно запоминать определенное количество и расположение объектов (рис. 6). В игровой деятельности это может проявляться точной оценкой ситуации и чувством ориентировки, позволяющим выбирать вратарю правильную позицию на площадке. У футболисток показатели объема внимания имели более низкие значения по сравнению с юношами и достоверно не различались по амплуа.

Рис. 5. Поле зрения юношей и девушек, являющихся членами сборной КемГУ по мини-футболу, с учетом амплуа

Рис. 6. Объем внимания юношей и девушек, являющихся членами сборной КемГУ по мини-футболу, с учетом амплуа

Наблюдается высокая точность реакции у девушек – нападающих (7,6 усл.ед) и юношей – вратарей (8,75 усл.ед), что связано с выполнением игровых функций на площадке (рис. 7). Вратарь должен успевать наблюдать за перемещениями партнеров по команде, соперников и мяча, в случае угрозы своим воротам успеть среагировать и отбить или поймать мяч, а нападающий - наносить точные удары по воротам.

Рис. 7. Показатель РДО юношей и девушек, являющихся членами сборной КемГУ по мини-футболу, с учетом амплуа

Потенциальные возможности сердечно-сосудистой системы юношей-футболистов оценивались по максимальному ударному объему сердца (УОС max), максимальному УОС относительно массы тела футболиста (УОС max отн.) и по потенциальному максимальному потреблению кислорода (МПКп).

Значения функциональных данных футболистов показали, что пульс у всех игроков достоверно одинаков, а показания МПКр, МПКп и УОС max выше у вратарей и защитников, что свидетельствует об их высоком уровне работоспособности, по отношению к уровню работоспособности нападающих и о высокой функциональной мощности кислородтранспортных систем.

Анализ средних значений функционального состояния футболисток сборной команды КемГУ по показателям сердечного ритма показал, что в покое значения индекса напряжения (ИН) и амплитуды моды (АМО) защитников и нападающих указывают на ваготоническую регуляцию и экономизацию функций сердечнососудистой системы. У вратарей в покое те же показатели указывают на уравновешенность влияния как симпатического, так и парасимпатического отдела ВНС в работе сердечнососудистой системы. ЧСС меньше у нападающих и вратарей.

В ортостазе показатели ИН и АМО у вратарей выше, чем у представительниц двух других амплуа и указывают на увеличение активности симпатического отдела ВНС в регуляции сердечной деятельности ЧСС меньше у нападающих.

Рис. 8. Средние значения функционального состояния футболисток сборной команды КемГУ по показателям сердечного ритма

Таким образом, командный характер игры и своеобразное разделение игровых обязанностей требуют учета морфофункциональных и психофизиологических возможностей спортсмена для выступления его в том или ином амплуа (защитника, нападающего, вратаря), что существенно повысит эффективность тренировочного процесса.

Анализируя вышесказанное, можно сформулировать следующие выводы:

1.Антропометрические значения длины, массы тела, а также доля жирового и мышечного компонентов, выраженная в абсолютных и относительных величинах, достоверно выше у вратарей (юношей и девушек), а ниже у защитников-юношей и нападающих-девушек.

2. Значения реального максимального потребления кислорода, потенциального максимального потребления кислорода и максимального ударного объема сердца выше у вратарей и защитников, что свидетельствует об их высоком уровне работоспособности, по отношению к уровню работоспособности нападающих и о высокой функциональной мощности кислородтранспортных систем.

3. У девушек значения показателей ИН и АМ0 в ортостазе выше у вратарей, что указывает на большую активность симпатического отдела ВНС в регуляции сердечной деятельности.

4. Защитники-юноши имеют низкие значения простой и сложной зрительно-моторной реакции и высокий показатель образной памяти. Высокие показатели уровня функциональной подвижности нервных процессов, переключения внимания (поле зрения), объема внимания, точности и скорости реакции выявлены у вратарей.

5. У девушек – футболисток высокий уровень простой и сложной зрительно-моторной реакций, функциональной подвижности нервных процессов характерны для вратарей. Высокий показатель образной памяти у защитников. Точность реакции лучше у девушек – нападающих.

6. Командный характер игры и своеобразное разделение игровых обязанностей требуют учета морфофункциональных и психофизиологических возможностей спортсмена для выступления его в том или ином амплуа (защитника, нападающего, вратаря), что существенно повысит эффективность тренировочного процесса.

Просмотров работы: 1440