КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ОСНОВЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ОСНОВЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, красивыми, умными, добрыми. Родители прилагают для этого большие усилия. Но успех вряд ли будет достигнут в полной мере, если из комплекса мероприятий, направленных на формирование здоровья и красоты, выпадет работа над правильной осанкой.

Осанка ребёнка является динамическим стереотипом и в дошкольном возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Осанка зависит от состояния нервно-мышечного аппарата и психики человека. Слабость мышечного корсета, неправильные порочные позы, которые ребёнок принимает в положении сидя, стоя, лёжа, при ходьбе, во время игры, во сне; врождённые аномалии развития рёбер, грудной клетки, позвонков, нижних конечностей вызывают развитие нарушений осанки (Красикова И. В., 2007).

Осанка представляет собой важный комплексный показатель состояния здоровья и гармоничного физического развития. Правильная осанка обеспечивает оптимальное положение и нормальную деятельность внутренних органов, создавая наилучшие условия для деятельности всего организма.

По данным научно-методической литературы в последние десятилетия отмечается угрожающее увеличение числа детей и подростков с той или иной степенью нарушения осанки. Так, в настоящее время осанка до 90 процентов детей не соответствует норме. Во многом это проблема современного образования, т.к. три четверти всех нарушений осанки приходится на возраст 5-14 лет. Это связано, в первую очередь, с возрастающей гиподинамией — недостаточным объемом двигательной активности, совпадающим с периодом активного роста детей (Дворкина Н. И., 2008).

Приобретённое нарушение осанки начинает проявляться у детей раннего возраста: в ясельном возрасте оно встречается у 2,1% детей, в 4 года – у 15-17%, в 6-7 лет - у каждого третьего ребёнка, а у школьников составляет 67%. Следует отметить недостаточную диагностику изменений опорно-двигательного аппарата в районных поликлиниках из-за нехватки врачей-ортопедов и низкого уровня диспансерного обследования (Щепин О. П., 2008).

Хотя программами по физическому воспитанию предусмотрено формирование правильной осанки, не обусловлены средства и методы решения данной задачи. Упражнения на формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных предпосылок применяются нерегулярно и в ограниченном объёме. Отсутствуют рекомендации по профилактике нарушений осанки непосредственно в процессе занятий по физической культуре. В разработанных в данном направлении методиках, эта задача решается за счёт использования дополнительных форм физического воспитания – накоплен опыт и разработаны отдельные комплексы лечебной гимнастики для дошкольников, которые проводятся в поликлиниках, кабинетах ЛФК, врачебно-физкультурных диспансерах специалистами по ЛФК.

Однако научно-методических разработок по физической реабилитации детей с нарушениями осанки применительно к условиям ДОУ практически нет.

Широкая распространенность нарушений осанки требует разработки надежных и доступных методов диагностики состояния осанки для массовых обследований.

Общеизвестно, что плавание – незаменимая форма лечебной физической культуры при коррекции осанки. Однако на практике ему уделяется незаслуженно мало внимания. Тренировки в воде считаются одним из самых совершенных способов восстановления и укрепления организма. Гидрореабилитация проводится, как правило, в бассейне. Любые движения в воде выполняются легче — нет давления массы тела на позвоночник и суставы, сердечно-сосудистая система лучше справляется с нагрузками, не страдают вены.

Целью работы является оценка возможности совершенствования коррекционно-профилактической работы с детьми, имеющими нарушения осанки на основе занятий коррекционного плавания.

В процессе исследования решались следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы коррекционно-профилактической работы с детьми, имеющими нарушения осанки на основе занятий коррекционного плавания.

2. Оценить результаты использования методики проведения коррекционно-профилактической работы по плаванию с детьми, имеющими нарушения осанки.

Гипотеза исследования заключается в том, что коррекционно-профилактическая работа в ДОУ с детьми, имеющими нарушения осанки, будет проходить более результативно, если:

- методика физической реабилитации носит комплексный характер с применением занятий коррекционного плавания;

- осуществляется регулярный контроль за состоянием осанки, позволяющий выявлять предпатологические стадии нарушений осанки, при которых отклонения легче поддаются коррекции;

- используется индивидуальный подход, учитывающий возрастно-половые особенности, уровень физического развития и здоровья, подверженность простудным заболевания, степень освоения с водной средой, устойчивость к изменениям температурных условий, различия индивидуальных реакций на физические нагрузки.

Практическая значимость исследования заключается в возможности практического использования описанной в работе методики проведения коррекционно-профилактической работы по плаванию с детьми, имеющими нарушения осанки инструкторами по физической культуре, рекомендаций по работы с детьми, имеющими нарушения осанки воспитателями ДОУ.

Коррекционно-профилактическая работа проводилась на базе Муниципального ДОУ (МДОУ) № 146 «Центр развития ребенка - детский сад» г. Кемерово. МДОУ № 146 г. Кемерово осуществляет образовательный процесс по программам «Развитие», разработанной Детским Центром им. Л. А. Венгера, «Радуга» под руководством Т. Н. Дороновой, которые предусматривают большое количество интеллектуальных занятий.

Дети дошкольного возраста много времени проводят в положении «сидя», что может стать одной из причин нарушений осанки. Поэтому, организовывая процесс физического воспитания, мы учитываем данный фактор и ставим перед собой задачи коррекционно-профилактической работы.

Для решения задач коррекционно-профилактической работы в процессе физического воспитания в ДОУ использовались следующие формы физического воспитания (табл. 1).

Для успешного решения задач профилактики нарушений осанки и укрепления навыка правильной осанки на физкультурных занятиях необходимо придерживаться следующих правил:

Каждое занятие начинается и заканчивается упражнениями на формирование навыков правильной осанки и мышечно-двигательного представления о ней.

Во время выполнения физических упражнений добиваемся от детей сохранения положения правильной осанки.

Большое внимание уделяется укреплению мышц, участвующих в удержании и сохранении правильной осанки. Применяются силовые упражнения для мышц спины и брюшного пресса, как динамического, так и статического характера.

Большая часть упражнений силового характера выполняется из положения разгрузки позвоночного столба (лёжа, стоя на четвереньках и т. д.)

Силовые упражнения сочетаются с упражнениями на гибкость.

С целью выравнивания сил мышечной тяги, применяются упражнения с гимнастической палкой.

Предпочтение отдаётся симметричным упражнениям.

Формированию правильной осанки способствует применение строевых упражнений, но их объём в отдельном занятии ограничивается.

Для формирования тактильных ощущений правильной осанки применяются упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса) и перед зеркалом.

Таблица 1

Задачи и формы физического воспитания

Задачи

Формы физического воспитания

Организатор проведения

1. Формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней.

Ежедневно: УГГ, гимнастика после дневного сна, физкультминутка (1-2 спец.упр.), контроль за сохранением правильной осанки в бытовых и рабочих позах. Физкультурные занятия (2 раза в неделю), занятия по плаванию(2 раза в неделю).

Воспитатель, инструктор по физкультуре

2. Гармоничное укрепление мышечного корсета и развитие силовой выносливости мышц.

Физкультурные занятия (2 раза в неделю), занятия по плаванию(2 раза в неделю).

Индивидуальная работа, прогулки, походы, оздоровительный бег

Инструктор по физкультуре, воспитатель

3. Развитие гибкости

Физкультурные занятия(2 раза в неделю), индивидуальная работа

Инструктор по физкультуре, воспитатель

4. Формирование навыка рационального дыхания и совершенствование возможностей дыхательной системы.

Физкультурные занятия (2 раза в неделю), занятия по плаванию (2 раза в неделю), УГГ, гимнастика после дневного сна, прогулки, дозированный оздоровительный бег, дозированная ходьба, походы.

Инструктор по физкультуре, воспитатель

5. Нормализация эмоционального статуса.

Психотоническая тренировка (упр. на расслабление) на физкультурном занятии

Психогимнастика (снижение уровня тревожности)

Инструктор по физкультуре, воспитатель

Педагог-психолог

6. Коррекция функциональных отклонений со стороны ОДА.

Плавание, дополнительные занятия корригирующей гимнастикой (2 раза в неделю, одно занятие – в зале, другое занятие – в бассейне), домашние задания (комплекс спец. упр.)

Инструктор по физкультуре, медсестра, родители

Относительно часто используются упражнения на сохранение равновесия. В упражнениях на равновесие на одной ноге строго дозируется нагрузка – на правую и левую ногу она одинакова.

Упражнения в прыжках чередуются с отдыхом. Прыжки на одной ноге используются в ограниченном объёме, дозировка на каждую ногу – одинакова. При использовании прыжков вначале формируется навык правильного (мягкого) приземления.

Для предупреждения плоскостопия укрепляются мышцы стоп.

Для формирования у ребёнка представлений о правильной осанке используется наглядный метод. Показ осуществляется в разных ракурсах, используются наглядные пособия.

Учитывая возрастные психологические особенности детей, используются образные названия упражнений, сюжеты, применяются подвижные игры с принятием положения правильной осанки Бородич Л. А., 1988).

На каждом занятии по обучению плаванию обязательно применяются несколько специальных упражнений, включая и дыхательные упражнения (3 – 5) для профилактики и коррекции нарушений осанки.

Помимо основных занятий физкультурой и плаванием, которые посещают все дети, были введены в практику дополнительные занятия корригирующей гимнастикой и плаванием для детей, имеющих нарушения осанки. Занятия проводятся подгруппами по 4-8 человек. Два раза в неделю по 35-40 мин. Одно занятие проходит в зале, другое занятие – в бассейне.

Подбор корригирующих упражнений, их содержание и направленность, а также формирование подгрупп определяются характером нарушения осанки. Форма спины является определяющим фактором.

Эти занятия обязательно должны подкрепляться выполнением комплекса специальных упражнений в домашних условиях. Поэтому ежемесячно для родителей проводятся консультации о правильном выполнении упражнений и подбор комплекса упражнений для домашних занятий.

Внедрение корригирующей гимнастики и плавания в детском саду очень удобны для ребёнка и для родителей. Одной из причин внедрения таких занятий является занятость родителей, строгий режим работы поликлиник и кабинетов ЛФК, удалённость их от места проживания детей.

Плавание является дополнительным фактором, позволяющим разгрузить позвоночник, нормализовать функции мышц и, тем самым, облегчить коррекцию позвоночника. Коррекционное плавание предусматривает скольжение в горизонтальном положении, погружения в воду, физические упражнения и подвижные игры в бассейне, как с опорой, так и без (Васильев В. С., 2003).

Задачи коррекционного плавания:

Разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела;

возможное исправление деформации;

воспитание правильной осанки;

улучшение координации движений;

увеличение силы и тонуса мышц;

улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

коррекция плоскостопия;

закаливание;

эмоциональная разрядка, профилактика психологической перегрузки.

Приводим примеры специальных упражнений в воде для профилактики нарушений осанки и укрепления правильной осанки (Милюкова И. В., 2006):

Целью данного упражнения является развитие дыхательной мускулатуры. И. П. - присед на мелком месте (голова находится на поверхности, или лёжа на груди держась руками за опору. Глубокий вдох через рот, полный, ускоренный выдох через рот и нос с погружением головы в воду. Количество повторов - 8–10 раз.

Цель упражнения – освоение свободного лежания на воде в движении. И. П. – присев спиной к стенке бассейна. Оттолкнувшись, скольжение на груди. Руки вытянуты вперёд, лицо вниз, ноги вместе. Следует скользить как можно дальше, удерживая плечи и таз в одной плоскости, чтобы избежать вращения. Количество повторов – 4-6.

С помощью этого упражнения достигается статическая работа мышц спины. И. П. – лёжа на груди, руки вперёд. Ноги работают кролем с задержкой дыхания. Упражнение можно варьировать, используя доску в руках. «Торпеда» на груди или «торпеда» с доской на груди. Количество повторов – 4-6.

«Торпеда» на спине, «торпеда» с доской на спине. Цель та же. Количество повторов то же.

Цель упражнения – совершенствование работы ног брассом, укрепление мышц спины и ног средствами симметричного упражнения. И. П. – лёжа на груди. Руки вытянуты вперёд, ноги работают брасом. Корпус следует держать горизонтально, гребок ногами выполнять в ускоренном темпе. Можно использовать доску или нарукавники. Количество повторов по ширине бассейна – 3-4.

Тоже упражнение из И. П. – лёжа на спине. Колени не высовывать из воды.

Упражнение укрепляет мышцы спины, совершенствует работу рук брасом, развивает подвижность плечевого пояса и грудной клетки. И. П. – лёжа на груди. Руки работают брассом, ноги вытянуты, не работают, или работа ног кролем. Не следует при гребке погружать руки слишком глубоко.

Упражнение даёт тот же эффект, что и предыдущее, а также способствует уменьшению грудного кифоза при круглой спине. Из И. П. лёжа на спине, руки работают брассом, а ноги кролем, подбородок плотно прижат к груди.

Цель упражнения – коррекция искривления позвоночника, улучшение лёгочной вентиляции и кровообращения, развитие мышц туловища. Из И. П. лёжа на груди выполняется брасс с удлинённой фазой скольжения.

То же упражнение из И. П. лёжа на спине.

Цель упражнения – тренировка мышц плечевого пояса. И. П. – лёжа на груди, в ногах доска или круг. Руки работают брассом. Следует ровно лежать на поверхности, не прогибаться, ноги прямые.

То же упражнение из И. П. лёжа на спине

Цель упражнения – тренировка мышц плечевого пояса, увеличение экскурсии грудной клетки. И. П. – лёжа на груди, в ногах доска или круг. Руки работают кролем. Следует ровно лежать на поверхности, не прогибаться, ноги прямые. Пробовать сочетать движения с дыханием.

То же упражнение выполняется из И. П. лёжа на спине.

Цель упражнения – укрепление мышц брюшного пресса и ног И. П. – вис на выпрямленных руках спиной к бортику. Выполняется подтягивание коленей к животу или «велосипед»; работа ног кролем или брассом.

В приложении представлен конспект занятия коррекционным плаванием для детей с нарушениями осанки (крыловидные лопатки, вялая осанка, ассиметричная осанка).

Для того чтобы изучить процесс формирования осанки под воздействием занятий коррекционного плавания у детей дошкольного возраста были обследованы 5 детей подготовительной группы МДОУ № 146 г. Кемерово.

Для определения осанки у этих детей были применены рекомендации Вавиловой Е. Н. и Красновой В. М. Ребенка без майки мы ставили спиной к себе на возвышение, таким образом, чтобы его лопатки находились на уровне глаз взрослого. Затем мы смотрели, на одном ли уровне расположены плечи, развернуты ли они или сведены; на равном ли расстоянии от позвоночника находятся лопатки; определяли, на одной ли горизонтальной линии расположены нижние углы лопаток. При осмотре сбоку определяли выраженность физиологических изгибов позвоночника; не выступают ли лопатки; не выходит ли линия живота за линию грудной клетки.

В результате этого обследования были определены следующие особенности осанки детей:

У Оли К. правое плечо несколько выше левого, нижний угол правой лопатки также несколько выше угла левой лопатки. Физиологические изгибы позвоночника в норме.

У Данила И. все показатели соответствуют норме.

У Кости В. несколько сведены плечи, при осмотре сбоку, заметно небольшое увеличение грудного изгиба и уменьшение поясничного изгиба позвоночника.

У Маши О. все показатели соответствуют правильной осанке.

У Наташи П. все показатели в пределах нормы.

Затем мы оценивали осанку ребёнка с помощью плечевого индекса. Мы измерили сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди ребенка, затем со стороны спины (плечевую дугу).

Плечевой индекс = (ширина плеч/плечевая дуга) · 100%.

Результаты данных измерений представлены в таблице 2.

Таблица 2

Исходные результаты измерений плечевого индекса

Фамилия, имя

Ширина плеч, см

Плечевая дуга, см

Плечевой индекс, %

1.

2.

3.

4.

5.

Оля К.

Данил И.

Костя В.

Маша О.

Наташа П.

33

32

35

39

37

39

35

40

40

37

84,6

91,4

87,5

97,5

100

Если плечевой индекс равен 90 — 100%, у ребёнка правильная осанка. Меньшая величина индекса свидетельствует о её нарушении.

Это обследование выявило, что у двоих детей имеются нарушения осанки. У одного ребенка – искривление позвоночника в виде бокового его отклонения (правосторонний сколиоз); у другого – небольшое отклонение в грудном отделе позвоночника (кифоз).

Для данных детей был составлен индивидуальный комплекс физических упражнений по коррекции осанки, в котором были использованы упражнения в воде.

Кроме того, были даны методические рекомендации воспитателям и родителям по правильному подбору мебели для детей.

Также было рекомендовано обращать особое внимание на осанку детей во время занятий за столом, не допускать длительного пребывания детей в однообразных позах, включить в комплекс утренней гимнастики упражнения корригирующего характера.

Родителям отдельно были даны рекомендации по соблюдению детьми режимных моментов вне детского сада: соблюдать режим дня – подъем и укладывание спать в одно и то же время, обязательные прогулки на свежем воздухе, чередование подвижных игр и спокойной деятельности, обеспечить детям полноценное питание. Также родителям рекомендовано проконсультироваться с ортопедом.

Коррекционная работа проводилась с детьми в период с декабря 2012 г. по март 2013 г. Затем дети были снова обследованы визуально и с помощью расчета плечевого индекса.

Результаты этих расчетов представлены в таблице 3.

Это обследование показало следующие результаты:

У Оли К. явных внешних изменений не произошло, однако несколько изменился показатель плечевого индекса, что свидетельствует о корригирующем действии применяемой методики.

Таблица 3

Конечные результаты измерений плечевого индекса

Фамилия, имя

Ширина плеч, см

Плечевая дуга, см

Плечевой индекс, %

1.

2.

3.

4.

5.

Оля К.

Данил И.

Костя В.

Маша О.

Наташа П.

34

32

36,5

39

37

39

35

40

40

37

87,1

91,4

88,7

97,5

100

У Кости В. плечи стали более расправлены, однако при осмотре сбоку все еще сохраняется небольшое увеличение грудного изгиба и уменьшение поясничного изгиба позвоночника. При этом показатель плечевого индекса также изменился в сторону увеличения, что говорит о положительных внутренних изменениях.

Кроме того, коррекционная работа нашла свое отражение в поведении самих детей. Они стараются следить за своей осанкой во время занятий и игр, поправляют друг друга.

Конечно, за короткий срок трудно сформировать осанку, для этого необходимы постоянные занятия, направленные на исправление дефекта. Поэтому необходимо продолжать с этими детьми коррекционную работу, используя методические рекомендации родителями и воспитателями.

В процессе организации процесса физического воспитания необходимо ставить следующие задачи коррекционно-профилактической работы: воспитание и закрепление навыка правильной осанки; создание и укрепление мышечного корсета и выработка правильного стереотипа осанки (мышечно-суставное чувство правильной осанки); создание благоприятных физиологических условий для увеличения подвижности позвоночника, для правильного взаиморасположения всех частей тела и направленной коррекции имеющегося дефекта в осанке путём тренировки конкретных мышечных групп и общеукрепляющих, общеразвивающих упражнений; способствовать тренировке мышц, укреплению связок и суставов, участвующих в нормальной деятельности свода стопы с помощью физических упражнений, закаливающих процедур, приёмов самомассажа; учить снимать имеющееся утомление в отдельных мышечных группах (уменьшать болевой синдром, если таковой имеется) с помощью приёмов самомассажа, упражнений на массажных ковриках, тренажёрах.

Для решения задач коррекционно-профилактической работы в процессе физического воспитания в ДОУ рекомендуется руководствоваться следующими правилами: каждое занятие начинается и заканчивается упражнениями на формирование навыков правильной осанки и мышечно-двигательного представления о ней; во время выполнения физических упражнений добиваемся от детей сохранения положения правильной осанки; большое внимание уделяется укреплению мышц, участвующих в удержании и сохранении правильной осанки; для формирования у ребёнка представлений о правильной осанке используется наглядный метод; на каждом занятии по обучению плаванию обязательно применяются несколько специальных упражнений, включая и дыхательные упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки.

Занятия коррекционного плавания должны подкрепляться выполнением комплекса специальных упражнений в домашних условиях, проведением консультаций для родителей о правильном выполнении и подбору упражнений для домашних занятий.

Результаты использования методики проведения коррекционно-профилактической работы по плаванию с детьми, имеющими нарушения осанки, говорят о положительных изменениях показателей, характеризующих осанку, проведенная коррекционная работа нашла свое отражение в поведении самих детей, они стараются следить за своей осанкой во время занятий и игр, поправляют друг друга. Для закрепления положительного результата необходимо продолжать коррекционную работу, используя методические рекомендации родителями и воспитателями.

Неправильная (нерациональная) осанка – это не просто эстетическая проблема, если ее вовремя не исправить, она может стать источником болезней позвоночника и не только. Период от рождения ребенка до его поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития человека, первоначального формирования качеств, необходимых в течение всей последующей жизни. Отличительной особенностью этого периода является то, что именно в дошкольном возрасте обеспечивается общее развитие, служащее основой для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков освоения различных видов деятельности. В дошкольном возрасте ребёнок приобретает основы личной культуры, её базис, соответствующий духовным ценностям.

Пластичность и высокая лабильность организма дошкольников определяют их высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды. В числе факторов, негативно сказывающихся на состоянии здоровья, указываются: ухудшение условий окружающей среды, снижение уровня жизни, стресс, гиподинамия и другие.

Общеизвестно, что плавание – незаменимая форма лечебной физической культуры при коррекции осанки. Однако на практике ему уделяется незаслуженно мало внимания. Тренировки в воде считаются одним из самых совершенных способов восстановления и укрепления организма. Любые движения в воде выполняются легче — нет давления массы тела на позвоночник и суставы, сердечно-сосудистая система лучше справляется с нагрузками, не страдают вены.

Методика коррекционно-профилактической работы с детьми, имеющими нарушения осанки на основе занятий коррекционного плавания должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер. Общедидактические принципы – сознательность, систематичность, наглядность, доступность, прочность и частные методические положения теории физического воспитания – принцип возрастания нагрузки, повторности осуществляются при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.

Обязателен в работе с дошкольниками индивидуальный подход. Хрупкость, несформированность детского организма требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное – возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы при обучении плаванию детей.

Результаты использования методики проведения коррекционно-профилактической работы по плаванию с детьми, имеющими нарушения осанки свидетельствуют о положительных изменениях показателей, характеризующих осанку, что обусловлено комплексным характером методики физической реабилитации с применением занятий коррекционного плавания; осуществлением регулярного контроля за состоянием осанки, позволяющим выявлять предпатологические стадии нарушений осанки, при которых отклонения легче поддаются коррекции.

Список литературы

  1. Аикина, Л. И. Использование плавания в системе лечебно-профилактических учреждений / Л. И. Аикина. – Омск: ОГИФК, 1988. - 35 с.

  2. Бородич, Л. А. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков Л. А. Бородич, Р. Д. Назарова. – М.: Медицина, 1988. - 76 с.

  3. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 356 с.

  4. Булах, И. М. Плавание от рождения до школы / И. М. Булах. – Мн.: Полымя, 2005. – 389 с.

  5. Булгакова, Н. Ж. Познакомьтесь – плавание / Н. Ж. Булгакова. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.

  6. Бутович, Н. А. Плавание: Учебное пособие / Н. А. Бутович. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 420 с.

  7. Васильев, В. С. Обучение маленьких детей плаванию / В. С. Васильев. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 234 с.

  8. Дворкина, Н. И. Инновационные направления совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Современные проблемы физического воспитания, валеологии и здорового образа жизни / Н. И. Дворкина. – Кропоткин, 2000. – С. 56-63

  9. Каптелин, А. Ф. Плавание в лечебных целях / А. Ф. Каптелин // Здоровье. – 1980. – № 7, С. 26-27.

  10. Коновалов, Е. И. Ты - сильнее воды / Е. И. Коновалов. – М.: Молодая гвардия, 1983. – 128 с.

  11. Котешева, И. А. Нарушение осанки: Лечение и профилактическая гимнастика / И. А. Котешева. – М.: Издательство «Эксмо», 2004. – 208 с.

  12. Красикова, И. В. Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки / И. В. Красикова. – М.: Издательство «КОРОНА-Век», 2007. – 176 с.

  13. Левин, Г. И. Плавание для малышей. Пер. с немецкого / Г. И. Левин. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 186 с.

  14. Лубышева, Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1997, № 6, С. 32-36

  15. Милюкова, И. В. Лечебная гимнастика при нарушениях осанки у детей / И. В. Милюкова, Т. А. Евдокимова. - Издательство «Эксмо-Пресс», 2006. – 160 с.

  16. Мишин, Б. И. Настольная книга учителя физкультуры. Справочно-методическое пособие / Б. И. Мишин. - 2003. - 528 с.

  17. Моргунова, О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в детском образовательном учреждении: Практическое пособие / О. Н. Моргунова. – М.: Издательство «Учитель», 2005. – 109 с.

  18. Правдов, М. Л. Методика занятий физическими упражнениями с детьми 5-6 лет в детских садах: Дисс. канд. педаг. наук / М. Л. Правдов. - СПб., 2002. – 197 с.

  19. Полеся, Г. В. Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиоза у детей / Г. В. Полеся, Г. Г. Петренко. – Киев: Олимпийская литература, 2004. – 356 с.

  20. Физическая культура в детском саду: Типовая программа – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 56 с.

  21. Фирсов, З. П. Оздоровительное плавание для всех / З. П. Фирсов // Плавание: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - С. 35-42

  22. Чекалдина, М. Г. На голубых дорожках плывут малыши / М. Г. Чекалдина // Плавание: Ежегодник. - М.: ФиС, 1984. – С. 42-46

  23. Щепин, О. П. Здоровье населения Российской Федерации: проблемы и перспективы / О. П. Щепин // Вестник Российской АМН. 2008, № 6. – С. 52-58

Просмотров работы: 7762