СРЕДСТВА И МЕТОДЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ПАУЭРЛИФТЁРОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ПАУЭРЛИФТЁРОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее десятилетие бурными темпами развивается такое направления атлетизма, как пауэрлифтинг или силовое троеборье. История зарождения пауэрлифтинга относится к пятидесятым годам XX века. Среди атлетических видов спорта (тяжелая атлетика, бодибилдинг, гиревой спорт) пауэрлифтинг является самым молодым видом состязательных упражнений. Достаточно сказать, что чемпионаты мира проводятся с 1971 года, чемпионаты Европы - с 1978 года, а первый чемпионат СССР был проведен в 1990 году.

В последние годы пауэрлифтинг приобрел колоссальную популярность. Проводятся самые разнообразные турниры: чемпионаты мира, Европы, стран, регионов, городов, вузов и т. п., не только по классическому варианту (силовое троеборье) но и в отдельных упражнениях (например, в жиме штанги лежа). В соревнованиях участвуют люди различного возраста: от подростков до ветеранов, мужчины и женщины, а также люди с нарушениями в состоянии здоровья. Это не удивительно, поскольку силовые способности имеют важное значение в социальной жизни человека, в его профессиональной деятельности.

Силовые качества необходимы при подготовке в спецподразделениях силовых структур в армии и органах внутренних дел. Следует отметить, что в различных видах атлетизма тяжелой атлетике, бодибилдинге, пауэрлифтинге, фитнесе и гиревом спорте существует определенные положения, которые с успехом используются в силовых тренировках. Эти положение касается таких компонентов методики тренировок, как планирование тренировочного процесса, контроль и учет тренировочных и соревновательных нагрузок, выбор наиболее эффективных средств и методов обучения техники движений и развития физических качеств, планирования тренировочных нагрузок, терминологии атлетических видов спорта и т. п.

Силовая тренировка в настоящее время является одной из важных составляющих для полноценной подготовки спортсменов в различных видах спорта, не только связанных с непосредственным проявлением различных видов силовых способностей, но и с опосредованной ролью силовых качеств в циклических и сложно координационных видах спорта, спортивных играх и единоборствах.

Пауэрлифтинг в силу своей доступности является одним из эффективных средств развития физических качеств и укрепления здоровья занимающихся. Однако научно-методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса находится на стадии разработки. В абсолютном большинстве литературных источников, авторы механически переносят принципы и методику тренировок квалифицированных спортсменов (включая, например, принципы построения бодибилдеров экстра-класса) на построение тренировок начинающих пауэрлифтеров. Отсутствуют объективные инструментальные данные о биомеханической структуре соревновательных упражнений. Не обоснована структура и взаимосвязь между физическими качествами, которые обеспечивают результативность соревновательной деятельности. Отсутствуют научно-обоснованные разработки средств и методов, используемых в тренировочном процессе начинающих пауэрлифтеров.

Цель исследования: выявить наиболее эффективные средства и методы спортивной тренировки пауэрлифтеров на начальном этапе подготовки.

Задачи исследования:

1.Выявить использование средств и методов в подготовке пауэрлифтеров.

2. Определить совокупность средств и методов на начальном этапе спортивной тренировки пауэрлифтеров.

3. Определить эффективность использования средств и методов при подготовке пауэрлифтеров на начальном этапе.

Гипотеза исследования: предполагаем, что использование более широкого комплекса средств и методов, изложенных в литературных источниках, при подготовке спортсменов в пауэрлифтинге на начальном этапе (метод суперподхода, супермножественного подхода, ПСА (Периферийной сердечной активности), составного подхода, а так же круговая тренировка), более благотворно влияет на физическую подготовленность пауэрлифтера на начальном этапе.

Отличительной чертой настоящего исследования является его практическая ценность, поскольку научно-методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса для пауэрлифтеров начального этапа подготовки находится на стадии разработки. В абсолютном большинстве литературных источников, авторы механически переносят принципы и методику тренировок квалифицированных спортсменов (включая, например, принципы построения бодибилдеров экстра-класса) на построение тренировок начинающих пауэрлифтеров. На основании полученных данных нами разработана методика тренировок для начинающих пауэрлифтеров, направленная на развитие физической подготовленности начинающих пауэрлифтеров, которая концентрирует усилия на общей физической подготовке, обеспечивающая прочный фундамент для работы с большими нагрузками и последующие годы соревновательной практики.

Повышение результата зависит от использования определенных средств и методов тренировок в пауэрлифтинге на начальном этапе, поэтому целью нашего исследования является выявление наиболее эффективных средств и методов спортивной тренировки пауэрлифтеров на начальном этапе подготовки.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

теоретический анализ и обобщение данных литературы, по интересующей нас проблеме

педагогическое наблюдение

педагогический эксперимент

математическая обработка данных

Первый метод используется для расширения знаний по интересующей нас проблеме, выявить на каком уровне развития состоит интересующий вопрос.

Наблюдения и запись проводилась с целью выявления эффективных средств и методов спортивной тренировки в пауэрлифтинге.

Велась запись предварительных тестовых упражнений состоящих из пяти упражнений (отжимание в упоре лежа на полу, подтягивание, поднимание и опускание туловища, приседание на одной ноге, упражнение для проверки скоростных качеств) для выявления физической подготовленности спортсменов.

В протоколах фиксировались результаты, показанные пауэрлифтерами в тестовых упражнениях.

Педагогический эксперимент включал в себя апробацию экспериментальной методики. В контрольной группе применялись общепринятые средства и методы, а в экспериментальной группе экспериментальная методика тренировок. Экспериментальная методика разрабатывалась таким образом, чтобы учебно-тренировочный процесс включал в себя не только метод подхода, как это бывает чаще всего, а использование различных методов (метод суперподхода, супермножественного подхода, ПСА (Периферийной сердечной активности), составного подхода, а так же круговая тренировка).

Так же для проверки достоверности результатов исследования, использовался метод математической статистики.

Исследование проводилось с сентября 2011 года по январь 2013 года, в период прохождения зимней профессионально-ориентировочной практики.

В исследовании принимали участие юноши без разрядов. Всего в эксперименте приняли участие 14 спортсменов.

Методика проведения исследования заключается в следующем.

1 этап- Работа с литературой (сентябрь – октябрь 2011 г.)

2 этап- Подбор испытуемых и подбор средств и методов тренировки. (октябрь 2010).

3 этап- Педагогический эксперимент (октябрь 2011 года и декабрь 2012 года).

4 этап- Обобщение и анализ результатов исследования, формулировка выводов и практических рекомендаций (декабрь 2012 года и январь 2013 г).

На первом этапе поиск информации включал в себя:

- Конспектирование

- Реферирование

- Анализ и обобщение публикаций по проблеме исследования.

На втором этапе производился отбор испытуемых и подбор средств и методов тренировок, а так же разработка методики тренировки.

Всего было отобрано 14 мальчиков в возрасте от 14-16 лет, после контрольных испытаний были распределены на две группы: экспериментальную и контрольную. В контрольной группе применялись общепринятые средства и методы, а в экспериментальной группе экспериментальная методика тренировок. Экспериментальная методика разрабатывалась таким образом, чтобы учебно-тренировочный процесс включал в себя не только метод подхода, как это бывает чаще всего, а использование различных методов (метод суперподхода, супермножественного подхода, ПСА (Периферийной сердечной активности), составного подхода, а так же круговая тренировка).

Третий этап заключался в проведение спортивной тренировки в контрольных и экспериментальных группах с различным применением средств и методов.

В процессе исследования определялся уровень физического развития начинающих пауэрлифтеров при помощи тестирования. Тестирование включала в себя пять упражнений на определение физического развития спортсменов. Оценка за тест: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

На четвертом этапе осуществлялся обработка результатов исследования. Обработка результатов исследования осуществлялся с применением методов математической статистики

В ходе проведенного исследования выявлено, что прирост результатов:

- в контрольной группе в отжимании составил - 47%,а в экспериментальной – 58% (рис. 1);

- в подтягивании контрольная группа – 26%,а экспериментальная – 60% (рис. 2);

- в поднимание и опускание туловища контрольная группа – 15%, а экспериментальная – 45% (рис. 3);

- в приседании на одной ноге в контрольной группе – 60%, а в экспериментальной – 70% (рис. 4);

- в упражнении на скоростные качества в контрольной группе выросло – 17%, в экспериментальной – 32% (рис. 5).

Так же для проверки достоверности результатов исследования, использовался метод математической статистики.

В результате проведенного исследования выявлено, что после использования специальной методики разработанной для экспериментальной группы физическая подготовленность атлетов возрастает быстрее и более эффективней и результативней, чем в контрольных группах, в которых использовалась общепринятая методика.

Таким образом, наше предположение о том, что использование более широкого комплекса средств и методов, изложенных в литературных источниках, при подготовке спортсменов в пауэрлифтинге на начальном этапе (метод суперподхода, супермножественного подхода, ПСА (Периферийной сердечной активности), составного подхода, а так же круговая тренировка), более благотворно влияет на физическую подготовленность пауэрлифтера на начальном этапе подтвердилось.

Рис. 1. Сравнительный анализ средних значений до и после эксперимента в тестовом упражнении «отжимание в упоре лежа» (при ро

Просмотров работы: 3857