Футбол спортивная игра, самая любимая и популярная на нашей планете. Недаром говорят: «Футбол игра миллионов» ФИФА (Международная федерация футбольных ассоциаций) объединяет около 150 национальных федераций стран мира, в которых занимаются свыше 40 миллионов человек. Миллионы занимающихся и бесчисленную армию болельщиков привлекают к футболу его простота и доступность, мастерство и импровизация игроков, захватывающий дух борьбы и непредсказуемость результата игры.
Содержание игры заключается в противоборстве двух команд, по одиннадцать игроков в каждой, стремящихся овладеть мячом и забить его в ворота соперников большее количество раз, чем пропустить в свои. Если же за игровое время ни одной из команд не удается добиться преимущества, то объявляется ничья. Несмотря на большие размеры ворот (732 см в длину и 244 см в высоту), забить в них мяч сложно, потому что: а) игра ведется в основном ногами и головой (правила соревнований запрещают касаться мяча руками); б) трудно совершить без помех прицельный удар по воротам в условиях концентрированной, активно играющей защиты; в) попаданию мяча в ворота препятствует вратарь.
Футбол предъявляет повышенные требования к функциональной, морально-волевой и технико-тактической подготовленности игроков. Для этого необходимо постоянно повышать качество учёбно-тренировочной работы, обратив внимание на: а) дальнейшее совершенствование коллективных принципов - ведения игры; б) формирование у футболистов высоких морально качеств; в) индивидуализацию учебно-тренировочного процесса и подготовку на этой базе выдающихся игроков с ярким индивидуальным стилем игры; г) повышение, уровня функциональной и специальной физической. подготовки и качества технико-тактических действий футболистов.
Футболист должен быть всесторонне развитым спортсменом, понимать игру и грамотно взаимодействовать с партнерами.
Актуальность темы данной курсовой работы объясняется постоянным острым соперничеством на международных соревнованиях, расширением арсенала технических и тактических действий, наличием большого количества школ с различной направленностью в технической и тактической подготовке спортсменов.
Техническое мастерство тесно связано с тактической, физической и волевой подготовленностью. Техническая подготовка является основным ведущим звеном всей спортивной подготовки. Развитие техники ведет к появлению новых тактических маневров, создает предпосылки к дальнейшему совершенствованию тактики футбола, ее обновлению и изменению.
Техника является основным средством тактики, необходимым условием для решения тактических задач. Поэтому тактическое мастерство футболиста зависит, прежде всего, от той техники, которой он владеет. Чем выше и разнообразнее техническое мастерство спортсмена, тем более вероятна возможность реализации тактических и стратегических планов команды.
В настоящий момент особый интерес для подавляющего большинства тренеров представляют вопросы повышения качества и эффективности учебно-тренировочной работы. Одним из элементов общей учебно-тренировочной работы является овладением конкретным техническим действием.
Целью работы является обобщить методику обучения техническим действиям игры в футбол юных футболистов 13-14 лет на основе анализа данных учебно-методической литературы и ее экспериментально апробировать.
Объектом нашего исследования явился учебно-тренировочный процесс в команде «СДЮШОР» 1992 г. рождения по футболу.
Предмет исследования - методика обучения техническим действиям игры в футбол юных футболистов 13-14 лет.
В работе мы поставили перед собой следующие задачи:
1. По данным научно-методической литературы описать задачи, средства, методы технической и тактической подготовки, отобразить накопленные теоретические положения методики обучения техническим действиям игры в футбол юных футболистов 13-14 лет.
2. Провести тестирование технической подготовленности футболистов 13-14 лет и выявить динамику показателей в годичном цикле.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применяемая нами методика обучения технике игры даст положительную динамику показателей технического мастерства юных футболистов 13-14 лет.
Практическое значение работы: осмыслить сложившиеся в практике и отраженные в литературе положения методики обучения техническим и тактическим действиям игры в футбол с точки зрения содержания в ней положительных навыков для практики. Помочь в овладении навыками тренерской работы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Анализ литературных источников, его основной целью являлось выявление состояния проблемы исследования и определение основных путей в решении проблемы.
Анализ литературных источников показал, что в теории футбола недостаточно внимания уделено вопросам методики обучения технике двигательных действий футболистов на начальных этапах. Состояние этой проблемы было выявлено и в ходе анкетного опроса ведущих тренеров. В частности неизвестно, каким приемам необходимо обучать в течении года, в какой последовательности, скольким приемам, сколько раз следует повторить изучаемый прием в одном занятии, сколько раз выполнить его до усвоения, чтобы можно было применить в учебных играх и главное, в условиях соревнований.
Анализ литературы и программ начального обучения, результатов соревновательной деятельности ведущих тренеров и высококвали-фицированных специалистов позволил обнаружить значительное расхо-ждение объема и форм технико-тактических действий, которым обучают юных футболистов.
Педагогические наблюдения. В ходе тренировочного занятия обращалось внимание на поведение спортсменов, появление интереса, степень внимания, внешние признаки реакции на физическую нагрузку, а так же оценивалось качество выполнения двигательных действий.
Метод опроса, дает возможность получить информацию о состоянии футболистов из их собственных показаний самочувствии до, во время и после тренировки, об их стремлениях, желаниях и целях.
Тестирование позволило получить объективные данные о степени тренированности и уровне физической подготовленности футболистов.
Методы математической статистики применялись для определения средних арифметических значений тестовых показателей, оценки достоверности различий первичных и итоговых результатов.
Для оценки разных двигательных действий футболистов в ходе работы было проведено несколько тестов. При этом мы руководствовались следующими требованиями, которые они должны удовлетворять:
Простота и удобство;
Непродолжительность выполнения;
Адекватность профессионально-значимым качествам и способностям, определяющим уровень общей и специальной работоспособности футболиста.
Контрольный норматив должен служить элементом учебно-тренировочного процесса.
Удар по мячу на дальность полета. Он выполняется «ведущей» сильнейшей ногой после произвольного разбега. Предварительно при помощи флажков или стоек размечается коридор шириной 15 м. и длинной 70 м. В расчете берется средний показатель трех попыток.
Удары в цель. Игрок с линии штрафной площадки выполняет удары по воротам, размеченным на шесть квадратов. Вариант 1: игрок последовательно поражает квадраты с 1 по 6. Вариант 2: игрок стремится попасть в тот квадрат, который ему во время разбега указывает преподаватель или партнер, стоящий за воротами. Например: поднятая правая рука вверх - в сторону — необходимо попасть в квадрат 3; поднятая рука в сторону - вниз — необходимо поразить квадрат 2 и т. д. (10 ударов)
Жонглирование мячом ударами головой на месте
Ведение мяча вокруг стоек, расстояние 25 метров.
Броски мяча из-за головы с места
Основой данного исследования лежит учебно-тренировочный процесс футбольной команды «СДЮШОР» г. Кемерово. В работе принимало участие 16 человек. Это юные футболисты 13-14 лет, занимающиеся футболом с 8-11 лет.
В организации исследования можно выделить несколько этапов:
выбор тематики;
подбор источников и изучение литературы;
проведение вышеперечисленных методов и видов педагогического контроля в период подготовки команды к футбольному сезону; проведение опросов специалистов;
обработка и анализ собранной информации и результатов тестирования;
обобщение и изложение результатов;
описание выводов и рекомендаций исследования.
В процессе проведения исследования к тестированиям была привлечена группа юных футболистов 13-14 лет, и результаты оценки уровня технической подготовленности на начало года и в момент завершения годичного цикла подготовки фиксировались в протоколах (табл. 1-5).
На основе этого можно сделать выводы о том, что за период проведения исследования произошло существенное повышение по всем компонентам технических действий юных футболистов.
Показатели теста «удар по мячу на дальность полета» свидетельствуют о росте результатов (рис. 1, табл.1). Они выросли в среднем с 55,5 м в начале эксперимента до 59 м в конце. Проведенные статистические сравнения показали наличие характера распределения, близкого к нормальному, а также достоверных различий между исходными и конечными результатами (Ро‹0,05).
Результаты в тестах «удар по мячу на точность» (варианты 1,2) также свидетельствуют о достоверных положительных изменениях данных показателей (рис. 2, табл. 2) (Ро‹0,05-0,01).
Результаты теста «жонглирование мячом ударами головой на месте», в процессе проведения педагогического эксперимента выросли на достоверном уровне, если в начале года средние значения в группе составили всего 38 раз, то в конце года, после применения комплексов специальных упражнений – 42 раза (рис. 3, табл. 3) (Ро‹0,05).
Результаты теста «ведение мяча вокруг стоек», в процессе проведения педагогического эксперимента так же улучшились, хотя нами не было зафиксировано достоверных различий между исходными и конечными результатами (рис. 4, табл. 3) (Ро›0,05).
Подобные изменения за период наблюдений произошли и с результатами теста броски мяча из-за головы с места (рис. 5, табл. 3) (Ро›0,05).
Рис. 1. Результаты теста «удар по мячу на дальность полета», в процессе проведения педагогического эксперимента
Рис. 2. Результаты теста «удар по мячу в цель», в процессе проведения педагогического эксперимента
Рис. 3. Результаты теста «жонглирование мячом ударами головой на месте», в процессе проведения педагогического эксперимента
Рис. 4. Результаты теста «ведение мяча вокруг стоек», в процессе проведения педагогического эксперимента
Рис. 5. Результаты теста броски мяча из-за головы с места, в процессе проведения педагогического эксперимента
Таблица 1
Результаты теста «удар по мячу на дальность полета», в процессе проведения педагогического эксперимента
№ |
Исходные результаты, м |
Конечные результаты, м |
1 |
58 |
62 |
2 |
56 |
59 |
3 |
57 |
60 |
4 |
56 |
59 |
5 |
59 |
61 |
6 |
60 |
59 |
7 |
58 |
60 |
8 |
54 |
58 |
9 |
56 |
61 |
10 |
60 |
64 |
11 |
55 |
59 |
12 |
50 |
55 |
13 |
55 |
58 |
14 |
49 |
54 |
15 |
53 |
58 |
16 |
52 |
57 |
Х |
55,5 |
59 |
δ |
3,3 |
2,5 |
Границы |
1,6 |
1,2 |
Нижн |
53,9 |
57,8 |
Верхн |
57 |
60,2 |
Таблица 2
Результаты теста удары в цель, в процессе проведения
№ |
Исходные результаты, кол-во раз |
Конечные результаты кол-во раз |
||
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|
1 |
3 |
5 |
4 |
7 |
2 |
4 |
6 |
4 |
8 |
3 |
4 |
6 |
5 |
9 |
4 |
3 |
4 |
3 |
9 |
5 |
3 |
5 |
4 |
8 |
6 |
4 |
6 |
5 |
8 |
7 |
5 |
6 |
5 |
8 |
8 |
6 |
6 |
7 |
9 |
9 |
6 |
6 |
6 |
10 |
10 |
6 |
6 |
7 |
9 |
11 |
5 |
6 |
5 |
10 |
12 |
4 |
6 |
4 |
9 |
13 |
4 |
6 |
6 |
10 |
14 |
3 |
5 |
7 |
9 |
15 |
4 |
6 |
5 |
10 |
16 |
3 |
4 |
5 |
9 |
Х |
4,2 |
5,6 |
5,1 |
8,9 |
δ |
1,1 |
0,7 |
1,2 |
0,9 |
Границы |
0,5 |
0,4 |
0,59 |
0,4 |
Нижн |
3,6 |
5,2 |
4,5 |
8,4 |
Верхн |
4,7 |
5,9 |
5,7 |
9,3 |
Таблица 3
Результаты теста жонглирование мячом ударами головой на месте, в процессе проведения педагогического эксперимента
№ |
Исходные результаты, кол-во раз |
Конечные результаты, кол-во раз |
1 |
40 |
42 |
2 |
40 |
41 |
3 |
40 |
41 |
4 |
40 |
39 |
5 |
35 |
43 |
6 |
38 |
41 |
7 |
39 |
40 |
8 |
40 |
43 |
9 |
40 |
42 |
10 |
38 |
39 |
11 |
34 |
37 |
12 |
40 |
42 |
13 |
40 |
42 |
14 |
32 |
38 |
15 |
40 |
41 |
16 |
40 |
43 |
Х |
38,5 |
40,9 |
δ |
2,6 |
1,8 |
Границы |
1,3 |
0,9 |
Нижн |
37,2 |
40 |
Верхн |
39,8 |
41,8 |
Таблица 4
Результаты теста ведение мяча вокруг стоек, в процессе проведения педагогического эксперимента
№ |
Исходные результаты, с |
Конечные результаты, с |
1 |
6,5 |
6,2 |
2 |
6,6 |
6,6 |
3 |
6,7 |
6,3 |
4 |
6,6 |
6,4 |
5 |
6,9 |
7 |
6 |
7 |
6,7 |
7 |
6,8 |
6,6 |
8 |
6,4 |
6 |
9 |
6,6 |
6,5 |
10 |
7 |
6,4 |
11 |
6,5 |
6,2 |
12 |
6,7 |
6,3 |
13 |
6,8 |
6,3 |
14 |
6,6 |
6,2 |
15 |
7,3 |
6,7 |
16 |
7,2 |
6,4 |
Х |
6,8 |
6,4 |
δ |
0,26 |
0,2 |
Границы |
0,1 |
0,1 |
Нижн |
6,6 |
6,3 |
Верхн |
6,9 |
6,6 |
Таблица 5
Результаты теста броски мяча из-за головы с места, в процессе проведения педагогического эксперимента
№ |
Исходные результаты, м |
Конечные результаты, м |
1 |
12 |
12 |
2 |
10 |
11 |
3 |
15 |
16 |
4 |
10 |
13 |
5 |
14 |
14 |
6 |
18 |
19 |
7 |
16 |
18 |
8 |
13 |
18 |
9 |
11 |
16 |
10 |
14 |
18 |
11 |
15 |
12 |
12 |
16 |
16 |
13 |
15 |
19 |
14 |
15 |
20 |
15 |
13 |
16 |
16 |
11 |
17 |
Х |
13,6 |
15,9 |
δ |
2,3 |
2,79 |
Границы |
1,1 |
1,4 |
Нижн |
12,48 |
14,6 |
Верхн |
14,8 |
17,3 |
Таким образом, за период проведения исследования произошло существенное повышение по всем компонентам технических действий юных футболистов:
- показатели теста «удар по мячу на дальность полета» свидетельствуют о росте результатов, они выросли в среднем с 55,5 м в начале эксперимента до 59 м в конце. Проведенные статистические сравнения показали наличие характера распределения, близкого к нормальному, а также достоверных различий между исходными и конечными результатами (Ро‹0,05);
- результаты в тестах «удар по мячу на точность» (варианты 1,2) также свидетельствуют о достоверных положительных изменениях данных показателей (Ро‹0,05-0,01).
- результаты теста «жонглирование мячом ударами головой на месте», в процессе проведения педагогического эксперимента выросли на достоверном уровне, если в начале года средние значения в группе составили всего 38 раз, то в конце года, после применения комплексов специальных упражнений – 42 раза (Ро‹0,05);
- результаты теста «ведение мяча вокруг стоек», в процессе проведения педагогического эксперимента так же улучшились, хотя нами не было зафиксировано достоверных различий между исходными и конечными результатами (Ро›0,05), подобные изменения за период наблюдений произошли и с результатами теста броски мяча из-за головы с места (Ро›0,05).
Тесты показали, что уровень технической подготовленности команды высокий для своего возраста, благодаря выбранной методике технической подготовки, к моменту окончания сезона команда достигла статистически значимого прироста большинства тестируемых показателей технической подготовленности юных футболистов.
Следует выделить ряд моментов, которыми необходимо руководствоваться в организации учебно-тренировочного процесса футболистов в группах начальной подготовки:
рационально строить тренировочное занятие в зависимости от его задач и условий тренировки, планировать нагрузку юным спортсменам в соответствии с уровнем физической и двигательной подготовленности;
учитывать уровень мобилизации чувств, мышления и воли юных спортсменов в становлении сознательного отношения к учебно-тренировочному процессу;
активизировать деятельность спортсменов по ходу решения задач тренировки, повышать эмоциональность занятия, вводя подвижные игры и эстафеты;
строить отношения со спортсменами на принципе взаимоуважения и взаимопонимания;
педагогически оправдано использовать комплекс дисциплинарных воздействий, пресекать нарушение дисциплины;
корректировать деятельность в зависимости от успешности учебно-тренировочного процесса.