МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ФУТБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ФУТБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Футбол спортивная игра, самая любимая и популярная на нашей планете. Недаром говорят: «Футбол игра миллионов» ФИФА (Международная федерация футбольных ассоциаций) объединяет около 150 национальных федераций стран мира, в которых занимаются свыше 40 миллионов человек. Миллионы занимающихся и бесчисленную армию болельщиков привлекают к футболу его простота и доступность, мастерство и импровизация игроков, захватывающий дух борьбы и непредсказуемость результата игры.

Содержание игры заключается в противоборстве двух команд, по одиннадцать игроков в каждой, стремящихся овладеть мячом и забить его в ворота соперников большее количество раз, чем пропустить в свои. Если же за игровое время ни одной из команд не удается добиться преимущества, то объявляется ничья. Несмотря на большие размеры ворот (732 см в длину и 244 см в высоту), забить в них мяч сложно, потому что: а) игра ведется в основном ногами и головой (правила соревнований запрещают касаться мяча руками); б) трудно совершить без помех прицельный удар по воротам в условиях концентрированной, активно играющей защиты; в) попаданию мяча в ворота препятствует вратарь.

Футбол предъявляет повышенные требования к функциональной, морально-волевой и технико-тактической подготовленности игроков. Для этого необходимо постоянно повышать качество учёбно-тренировочной работы, обратив внимание на: а) дальнейшее совершенствование коллективных принципов - ведения игры; б) формирование у футболистов высоких морально качеств; в) индивидуализацию учебно-тренировочного процесса и подготовку на этой базе выдающихся игроков с ярким индивидуальным стилем игры; г) повышение, уровня функциональной и специальной физической. подготовки и качества технико-тактических действий футболистов.

Футболист должен быть всесторонне развитым спортсменом, понимать игру и грамотно взаимодействовать с партнерами.

Актуальность темы данной курсовой работы объясняется постоянным острым соперничеством на международных соревнованиях, расширением арсенала технических и тактических действий, наличием большого количества школ с различной направленностью в технической и тактической подготовке спортсменов.

Техническое мастерство тесно связано с тактической, физической и волевой подготовленностью. Техническая подготовка является основным ведущим звеном всей спортивной подготовки. Развитие тех­ники ведет к появлению новых тактических маневров, соз­дает предпосылки к дальнейшему совершенствованию тактики футбола, ее обновлению и изменению.

Техника яв­ляется основным средством тактики, необходимым усло­вием для решения тактических задач. Поэтому тактиче­ское мастерство футболиста зависит, прежде всего, от той тех­ники, которой он владеет. Чем выше и разнообразнее техническое мастерство спортсмена, тем более вероятна возможность реализации тактических и стратегических планов команды.

В настоящий момент особый интерес для подавляющего большинства тренеров представляют вопросы повышения качества и эффективности учебно-тренировочной работы. Одним из элементов общей учебно-тренировочной работы является овладением конкретным техническим действием.

Целью работы является обобщить методику обучения техническим действиям игры в футбол юных футболистов 13-14 лет на основе анализа данных учебно-методической литературы и ее экспериментально апробировать.

Объектом нашего исследования явился учебно-тренировочный процесс в команде «СДЮШОР» 1992 г. рождения по футболу.

Предмет исследования - методика обучения техническим действиям игры в футбол юных футболистов 13-14 лет.

В работе мы поставили перед собой следующие задачи:

1. По данным научно-методической литературы описать задачи, средства, методы технической и тактической подготовки, отобразить накопленные теоретические положения методики обучения техническим действиям игры в футбол юных футболистов 13-14 лет.

2. Провести тестирование технической подготовленности футболистов 13-14 лет и выявить динамику показателей в годичном цикле.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применяемая нами методика обучения технике игры даст положительную динамику показателей технического мастерства юных футболистов 13-14 лет.

Практическое значение работы: осмыслить сложившиеся в практике и отраженные в литературе положения методики обучения техническим и тактическим действиям игры в футбол с точки зрения содержания в ней положительных навыков для практики. Помочь в овладении навыками тренерской работы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

Анализ литературных источников, его основной целью являлось выявление состояния проблемы исследования и определение основных путей в решении проблемы.

Анализ литературных источников показал, что в теории футбола недостаточно внимания уделено вопросам методики обучения технике двигательных действий футболистов на начальных этапах. Состояние этой проблемы было выявлено и в ходе анкетного опроса ведущих тренеров. В частности неизвестно, каким приемам необходимо обучать в течении года, в какой последовательности, скольким приемам, сколько раз следует повторить изучаемый прием в одном занятии, сколько раз выполнить его до усвоения, чтобы можно было применить в учебных играх и главное, в условиях соревнований.

Анализ литературы и программ начального обучения, результатов соревновательной деятельности ведущих тренеров и высококвали-фицированных специалистов позволил обнаружить значительное расхо-ждение объема и форм технико-тактических действий, которым обучают юных футболистов.

Педагогические наблюдения. В ходе тренировочного занятия обращалось внимание на поведение спортсменов, появление интереса, степень внимания, внешние признаки реакции на физическую нагрузку, а так же оценивалось качество выполнения двигательных действий.

Метод опроса, дает возможность получить информацию о состоянии футболистов из их собственных показаний самочувствии до, во время и после тренировки, об их стремлениях, желаниях и целях.

Тестирование позволило получить объективные данные о степени тренированности и уровне физической подготовленности футболистов.

Методы математической статистики применялись для определения средних арифметических значений тестовых показателей, оценки достоверности различий первичных и итоговых результатов.

Для оценки разных двигательных действий футболистов в ходе работы было проведено несколько тестов. При этом мы руководствовались следующими требованиями, которые они должны удовлетворять:

Простота и удобство;

Непродолжительность выполнения;

Адекватность профессионально-значимым качествам и способностям, определяющим уровень общей и специальной работоспособности футболиста.

Контрольный норматив должен служить элементом учебно-тренировочного процесса.

Удар по мячу на дальность полета. Он выполняется «ведущей» сильнейшей ногой после произвольного разбега. Предварительно при помощи флажков или стоек размечается коридор шириной 15 м. и длинной 70 м. В расчете берется средний показатель трех попыток.

Удары в цель. Игрок с линии штрафной площадки выполняет удары по воротам, размеченным на шесть квадратов. Вариант 1: игрок последовательно поражает квадраты с 1 по 6. Вариант 2: игрок стремится попасть в тот квадрат, который ему во время разбега указывает преподаватель или партнер, стоящий за воротами. Например: поднятая правая рука вверх - в сторону — необходимо попасть в квадрат 3; поднятая рука в сторону - вниз — необходимо поразить квадрат 2 и т. д. (10 ударов)

Жонглирование мячом ударами головой на месте

Ведение мяча вокруг стоек, расстояние 25 метров.

Броски мяча из-за головы с места

Основой данного исследования лежит учебно-тренировочный процесс футбольной команды «СДЮШОР» г. Кемерово. В работе принимало участие 16 человек. Это юные футболисты 13-14 лет, занимающиеся футболом с 8-11 лет.

В организации исследования можно выделить несколько этапов:

выбор тематики;

подбор источников и изучение литературы;

проведение вышеперечисленных методов и видов педагогического контроля в период подготовки команды к футбольному сезону; проведение опросов специалистов;

обработка и анализ собранной информации и результатов тестирования;

обобщение и изложение результатов;

описание выводов и рекомендаций исследования.

В процессе проведения исследования к тестированиям была привлечена группа юных футболистов 13-14 лет, и результаты оценки уровня технической подготовленности на начало года и в момент завершения годичного цикла подготовки фиксировались в протоколах (табл. 1-5).

На основе этого можно сделать выводы о том, что за период проведения исследования произошло существенное повышение по всем компонентам технических действий юных футболистов.

Показатели теста «удар по мячу на дальность полета» свидетельствуют о росте результатов (рис. 1, табл.1). Они выросли в среднем с 55,5 м в начале эксперимента до 59 м в конце. Проведенные статистические сравнения показали наличие характера распределения, близкого к нормальному, а также достоверных различий между исходными и конечными результатами (Ро‹0,05).

Результаты в тестах «удар по мячу на точность» (варианты 1,2) также свидетельствуют о достоверных положительных изменениях данных показателей (рис. 2, табл. 2) (Ро‹0,05-0,01).

Результаты теста «жонглирование мячом ударами головой на месте», в процессе проведения педагогического эксперимента выросли на достоверном уровне, если в начале года средние значения в группе составили всего 38 раз, то в конце года, после применения комплексов специальных упражнений – 42 раза (рис. 3, табл. 3) (Ро‹0,05).

Результаты теста «ведение мяча вокруг стоек», в процессе проведения педагогического эксперимента так же улучшились, хотя нами не было зафиксировано достоверных различий между исходными и конечными результатами (рис. 4, табл. 3) (Ро›0,05).

Подобные изменения за период наблюдений произошли и с результатами теста броски мяча из-за головы с места (рис. 5, табл. 3) (Ро›0,05).

Рис. 1. Результаты теста «удар по мячу на дальность полета», в процессе проведения педагогического эксперимента

Рис. 2. Результаты теста «удар по мячу в цель», в процессе проведения педагогического эксперимента

Рис. 3. Результаты теста «жонглирование мячом ударами головой на месте», в процессе проведения педагогического эксперимента

Рис. 4. Результаты теста «ведение мяча вокруг стоек», в процессе проведения педагогического эксперимента

Рис. 5. Результаты теста броски мяча из-за головы с места, в процессе проведения педагогического эксперимента

Таблица 1

Результаты теста «удар по мячу на дальность полета», в процессе проведения педагогического эксперимента

Исходные результаты, м

Конечные результаты, м

1

58

62

2

56

59

3

57

60

4

56

59

5

59

61

6

60

59

7

58

60

8

54

58

9

56

61

10

60

64

11

55

59

12

50

55

13

55

58

14

49

54

15

53

58

16

52

57

Х

55,5

59

δ

3,3

2,5

Границы

1,6

1,2

Нижн

53,9

57,8

Верхн

57

60,2

Таблица 2

Результаты теста удары в цель, в процессе проведения

Исходные результаты, кол-во раз

Конечные результаты кол-во раз

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 1

Вариант 2

1

3

5

4

7

2

4

6

4

8

3

4

6

5

9

4

3

4

3

9

5

3

5

4

8

6

4

6

5

8

7

5

6

5

8

8

6

6

7

9

9

6

6

6

10

10

6

6

7

9

11

5

6

5

10

12

4

6

4

9

13

4

6

6

10

14

3

5

7

9

15

4

6

5

10

16

3

4

5

9

Х

4,2

5,6

5,1

8,9

δ

1,1

0,7

1,2

0,9

Границы

0,5

0,4

0,59

0,4

Нижн

3,6

5,2

4,5

8,4

Верхн

4,7

5,9

5,7

9,3

педагогического эксперимента

Таблица 3

Результаты теста жонглирование мячом ударами головой на месте, в процессе проведения педагогического эксперимента

Исходные результаты, кол-во раз

Конечные результаты, кол-во раз

1

40

42

2

40

41

3

40

41

4

40

39

5

35

43

6

38

41

7

39

40

8

40

43

9

40

42

10

38

39

11

34

37

12

40

42

13

40

42

14

32

38

15

40

41

16

40

43

Х

38,5

40,9

δ

2,6

1,8

Границы

1,3

0,9

Нижн

37,2

40

Верхн

39,8

41,8

Таблица 4

Результаты теста ведение мяча вокруг стоек, в процессе проведения педагогического эксперимента

Исходные результаты, с

Конечные результаты, с

1

6,5

6,2

2

6,6

6,6

3

6,7

6,3

4

6,6

6,4

5

6,9

7

6

7

6,7

7

6,8

6,6

8

6,4

6

9

6,6

6,5

10

7

6,4

11

6,5

6,2

12

6,7

6,3

13

6,8

6,3

14

6,6

6,2

15

7,3

6,7

16

7,2

6,4

Х

6,8

6,4

δ

0,26

0,2

Границы

0,1

0,1

Нижн

6,6

6,3

Верхн

6,9

6,6

Таблица 5

Результаты теста броски мяча из-за головы с места, в процессе проведения педагогического эксперимента

Исходные результаты, м

Конечные результаты, м

1

12

12

2

10

11

3

15

16

4

10

13

5

14

14

6

18

19

7

16

18

8

13

18

9

11

16

10

14

18

11

15

12

12

16

16

13

15

19

14

15

20

15

13

16

16

11

17

Х

13,6

15,9

δ

2,3

2,79

Границы

1,1

1,4

Нижн

12,48

14,6

Верхн

14,8

17,3

Таким образом, за период проведения исследования произошло существенное повышение по всем компонентам технических действий юных футболистов:

- показатели теста «удар по мячу на дальность полета» свидетельствуют о росте результатов, они выросли в среднем с 55,5 м в начале эксперимента до 59 м в конце. Проведенные статистические сравнения показали наличие характера распределения, близкого к нормальному, а также достоверных различий между исходными и конечными результатами (Ро‹0,05);

- результаты в тестах «удар по мячу на точность» (варианты 1,2) также свидетельствуют о достоверных положительных изменениях данных показателей (Ро‹0,05-0,01).

- результаты теста «жонглирование мячом ударами головой на месте», в процессе проведения педагогического эксперимента выросли на достоверном уровне, если в начале года средние значения в группе составили всего 38 раз, то в конце года, после применения комплексов специальных упражнений – 42 раза (Ро‹0,05);

- результаты теста «ведение мяча вокруг стоек», в процессе проведения педагогического эксперимента так же улучшились, хотя нами не было зафиксировано достоверных различий между исходными и конечными результатами (Ро›0,05), подобные изменения за период наблюдений произошли и с результатами теста броски мяча из-за головы с места (Ро›0,05).

Тесты показали, что уровень технической подготовленности команды высокий для своего возраста, благодаря выбранной методике технической подготовки, к моменту окончания сезона команда достигла статистически значимого прироста большинства тестируемых показателей технической подготовленности юных футболистов.

Следует выделить ряд моментов, которыми необходимо руководствоваться в организации учебно-тренировочного процесса футболистов в группах начальной подготовки:

рационально строить тренировочное занятие в зависимости от его задач и условий тренировки, планировать нагрузку юным спортсменам в соответствии с уровнем физической и двигательной подготовленности;

учитывать уровень мобилизации чувств, мышления и воли юных спортсменов в становлении сознательного отношения к учебно-тренировочному процессу;

активизировать деятельность спортсменов по ходу решения задач тренировки, повышать эмоциональность занятия, вводя подвижные игры и эстафеты;

строить отношения со спортсменами на принципе взаимоуважения и взаимопонимания;

педагогически оправдано использовать комплекс дисциплинарных воздействий, пресекать нарушение дисциплины;

корректировать деятельность в зависимости от успешности учебно-тренировочного процесса.

Просмотров работы: 2080