МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 16-18 ЛЕТ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 16-18 ЛЕТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Знание основных теоретических и практических вопросов по управлению подготовкой спортсменов волейболистов помогает строить тренировочный процесс более рационально.

Качество и уровень развития физических способностей играют большую роль как на начальных этапах тренировок, так и на этапе спортивного совершенствования. Поэтому возможность их совершенствования, наравне с другими видами подготовки играют большую роль в достижении высоких результатов в соревновательной деятельности.

Цель исследования - определить эффективные методики воспитания физических качеств волейболистов.

Гипотеза исследования: предполагается, что использование дифференцированных упражнений для воспитания физических качеств, приведет к ускоренному совершенствованию указанных качеств у волейболистов-юношей.

Задачи исследования: дать характеристику физическим качествам и описать методику их воспитания в волейболе; разработать и апробировать методику воспитания физических качеств у спортсменов волейболистов в возрасте 16-18 лет; определить эффективность разработанной методики воспитания физических качеств у волейболистов.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

1. Теоретический анализ научной и методической литературы;

2. Обобщение педагогического опыта существующей практики;

3. Педагогический эксперимент;

4. Педагогические наблюдения;

5. Педагогические контрольные испытания (тесты);

6. Методы математической статистики.

Теоретический анализ научной и методической литературы. С целью выявления состояния проблемы был осуществлен поиск литературных данных и анализ научно-методической литературы по интересующему вопросу. Было проанализировано 15 литературных источников.

Обобщение педагогического опыта существующей практики содержит несколько пунктов:

- обобщить существующий накопленный опыт педагогической практики преподавания физической культуры и тренеров;

- выявить эффективные средства и методы воспитания общих и специальных физических качеств;

- экспериментально апробировать методику воспитания физических качеств у кадет, занимающихся волейболом в возрасте 16-18 лет.

При обобщении был использован опыт преподавания физической культуры, накопленный преподавателями КемГУ, тренеров ВУЗов города Кемерово. Для эксперимента были отобраны кадеты 16-18 лет.

Педагогический эксперимент был направлен на выявление особенностей проявления физических качеств у занимающихся 16-18 лет, учащихся ГОУ «Областная кадетская школа-интернат, кадетский корпус МЧС».

Педагогические наблюдения. Одним из важнейших условий, способствующих наиболее эффективному воспитанию физических качеств занимающихся 16-18 лет, является систематическое педагогическое наблюдение за динамикой развития и совершенствования показателей, характеризующих физические качества. В этих целях предусмотрены специальные научно-обоснованные тесты, объективно отражающие степень развития физических качеств занимающихся 16-18 лет.

Методы математической статистики. С помощью этих методов мы выявили средний арифметический показатель воспитания физических качеств кадет 16-18 лет, который отражен в таблице.

Организация исследования. При организации исследования использовались данные, накопленные за время преподавания физической культуры в КемГУ. Для проведения исследований были протестированы кадеты ГОУ «Областная кадетская школа-интернат, кадетский корпус МЧС». В команде два раза в год проводились контрольные измерения по тестам, которые отражают динамику воспитания физических качеств занимающихся.

Организация исследования проводилась в три этапа:

Первый этап проводился в июне 2012 года и заключался он в анализе и обобщении научной и методической литературы, в определении методов тестирования.

Второй этап проводился с ноября 2012 года по апрель 2013 года и включал экспериментальную проверку продуктивности путей воспитания физических качеств. Уточнялись методики воспитания физических качеств. Проводился эксперимент, антропометрические измерения и расчеты.

Третий этап в мае 2013 года заключался в анализе и обобщении полученных результатов, написании выводов и практических рекомендаций.

Для обработки полученных результатов мы использовали методику определения достоверности различий по t-критерию Стьюдента, который относится к параметрическим и его использование возможно только в том случае, когда результаты эксперимента представлены в виде измерений по шкале отношений.

В группе было проведено пять тестов по определению физической подготовленности в начале и в конце учебного года: Челночный бег, метания мяча весом 1 кг с места, отжимания за 20 сек., прыжок в длину с места и поднимание туловища за 20 сек.

Все полученные данные (на начало учебного года) занесены в таблицу 1.

Таблица 1

Предварительные данные тестирования в группе

№ п/п

Челночный бег,

сек.

Бросок набивного мяча, см

Отжимания, кол-во раз

Прыжок в длину с места, см

Поднимание туловища за 20 сек., кол-во раз

25,94

890

35

244

15

25,03

850

33

276

20

23,96

750

35

274

15

24,07

790

29

260

17

24,55

680

32

273

18

23,97

661

25

269

21

24,31

720

28

264

18

24,21

890

35

254

19

24,84

700

37

266

21

25,16

802

28

258

20

23,72

905

31

245

17

24,01

865

30

226

19

23,49

674

35

273

19

24,87

675

27

234

15

25,00

683

27

250

14

После этого мы провели цикл тренировочных занятий по предложенной нами методике и повторное тестирование, результаты которого занесены в таблицу 2.

Таблица 2

Контрольные данные тестирования в группе юношей

№ п/п

«Елочка»,

сек.

Бросок набивного мяча, см

Отжимания, кол-во раз

Прыжок в длину с места, см

Поднимание туловища за 20 сек., кол-во раз

26,03

900

36

255

15

23,89

855

34

280

21

23,67

760

36

281

14

23,98

795

31

285

16

24,71

688

30

272

18

23,81

680

24

273

22

24,47

747

26

260

19

25,03

896

27

263

21

24,86

915

34

285

19

23,99

905

34

265

20

23,46

910

35

270

21

25,03

872

26

240

15

24,17

740

37

280

21

24,15

710

38

269

20

24,89

695

28

260

15

После проведения значительного цикла тренировок мы провели вычисление среднего значения прироста показателей физического развития. Получив необходимые данные по каждому тесту, мы вычислили средние арифметические величины.

Из таблицы 3 видно, что средние арифметические показатели по каждому тесту после занятий по экспериментальной методике выше начальных показателей тестирования, которое проводилось до начала ее использования.

Однако для окончательного утверждения того, что занимающиеся улучшили свои показатели, следует убедиться в статистической достоверности различий (t) между рассчитанными среднеарифметическими значениями.

Таблица 3

Определение средней арифметической величины физической подготовленности юношей для каждого теста

Начальная

Контрольная

 

24,48

 

24,41

 

769

 

804,5

 

31,13

 

31,73

 

257,73

 

269,2

 

17,87

 

18,47

Для этого мы сначала определили стандартное отклонение в каждом из тестов по формуле:

где - наибольший показатель; - наименьший показатель; - табличный коэффициент.

Таблица 4

Определение стандартного отклонения в результатах физической подготовленности между начальным и конечным тестированием спортсменов

Начальное

Контрольное

           

25,94

23,49

0,71

26,03

23,46

0,74

905

661

70

915

680

68

37

25

3,46

38

24

4,03

276

234

12

285

240

13

21

14

2,02

22

14

2,31

Следующим этапом является определение стандартной ошибки среднего арифметического значения (m), которое определяется по формуле:

В таблице 5 мы представили определение стандартной ошибки среднего арифметического значения для каждого тестирования физической подготовленности юношей.

Таблица 5

Определение стандартной ошибки среднего арифметического значения для каждого тестирования физической подготовленности юношей

Начальная

Контрольная

 

0,19

 

0,20

 

18,7

 

18,2

 

0,93

 

1,08

 

3,21

 

3,48

 

0,54

 

0,62

Как известно, средняя ошибка разности вычисляется по формуле:

Для того, чтобы определить достоверность различий, полученное значение (t) сравнивается с граничным при 5%-ном уровне значимости (t0,05) при числе степеней свободы f=28 – общее число индивидуальных результатов соответственно при начальном и конечном тестировании. Если окажется, что полученное в эксперименте значение t больше граничного значения (t0,05), то различия между средними арифметическими двух групп считаются достоверными при 50%-ном уровне значимости, и наоборот, в случае, когда полученноеt меньше граничного значения t0,05, считается, что различия недостоверны и разница в среднеарифметических показателях имеет случайный характер.

Таблица 6

Определение средней ошибки разности для каждого тестирования юношей

 

0,254

 

1,36

 

0,421

 

2,43

 

0,730

Из полученных данных, представленных в таблице 6 мы видим, что табличные значения t при проведении всех тестов меньше граничного значения, кроме результатов одного тестирования – прыжка в длину с места. Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются недостоверными, а, значит, достаточно оснований для того, чтобы утверждать, что экспериментальная методика

Было выявлено, что средние арифметические показатели по каждому тесту после занятий по экспериментальной методике выше начальных показателей тестирования, которое проводилось до начала ее использования. Однако, чтобы убедиться в статистической достоверности различий между рассчитанными среднеарифметическими значениями, мы использовали методику определения достоверности различий по t-критерию Стьюдента.

В конечном итоге было выявлено, что разработанная методика воспитания физических качеств оказалась малоэффективной, и может быть применима только для воспитания прыгучести спортсменов.

Показано, от каких факторов зависит совершенствование физических качеств волейболистов и как можно подобрать наиболее эффективные средства и методы тренировки, определить степень их воздействия на каждом занятии, микроцикле, на определенном этапе, периоде подготовки и в годичном цикле.

В научной и методической литературе мы изучили понятие и характеристику общих (сила, быстрота, выносливость, гибкость, координационные способности) и специальных (специальная сила, прыгучесть, специальная быстрота, скоростная, игровая и прыжковая выносливость, акробатическая и прыжковая ловкость, специальная гибкость) физических качеств, особенности волейбола как вида спорта.

Это проводилось для того, чтобы в полном объеме понять и раскрыть сущность воспитания физических качеств на разных этапах подготовки в учебно-тренировочном процессе, и в особенности на этапе углубленной подготовки.

Методика воспитания общих и специальных физических качеств у волейболистов включает в себя комплексный подход в рациональном использовании средств и методов, применяемых в процессе тренировки.

Предложенная методика воспитания общих и специальных физических качеств оказалась эффективной применительно лишь к прыгучести.

Список использованной литературы

  1. Беляева А.В. Волейбол [Текст] / А.В. Беляева. – М.: «Физкультура и Спорт», 2006. – 360 с.

  2. Беляева А.В. Работоспособность волейболиста и ее воспитание. Волейбол. [Текст] / А.В. Беляева.– М.: Физкультура и спорт, 1998. – с. 49–69.

  3. Вайнбаум Я.С. Дозировка физических нагрузок. [Текст] / Я.С. Вайнбаум. – М.: Просвещение, 1999. – 64 с.

  4. Голомазов В.А. Волейбол в школе. [Текст] / В.А. Голомазов. – М.: Просвещение, 1993. – 174 с.

  5. Годик М.А. Содержание и организация комплексного контроля. Волейбол. [Текст] / М.А. Годик. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – с. 26–49.

  6. Демчишин А.А. Подготовка волейболистов. [Текст] / А.А. Демчишин, Б.С. Пилипчук. – Киев: «Здоровье», 1979. – 104 с.

  7. Железняк Ю.Д. Спортивные игры. [Текст] / Ю.Д. Железняк, Ю.Н. Портнов. – М.: Академия, 2001. – 310 с.

  8. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» [Текст] / Ю.Д. Железняк. – М.: Академия, 2004. – 272 с.

  9. Железняк Ю.Д., Волейбол в школе. [Текст] / Ю.Д. Железняк. – М.: Просвещение, 1989. – 128 с.

  10. Железняк Ю.Д., 120 уроков по волейболу. [Текст] / Ю.Д. Железняк.– Физкультура и спорт, 1965. – 319 с.

  11. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики. [Текст] / В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.

  12. Зедгенидзе И.В. Методика тренировки волейболистов в защите: методические указания. [Текст] / И.В. Зедгенидзе. – Л., 1995. – 42 с.

  13. Ивановский В.Я. Педагогический контроль за подготовкой квалифицированных волейболистов: методические рекомендации. [Текст] / В.Я. Ивановский. – Минск, 1985. – 36 с.

  14. Казин, Э.М. Физическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы: Учебное пособие для вузов. [Текст] / Э.М. Казин и др. – Кемерово, 2005. – 279 с.

  15. 15 .Клещев Ю.Н. спортивные игры: Учебное пособие для вузов. [Текст] / Ю.Н. Клещев. - М.: Просвещение, 1990. – 230 с.

  16. Ковалев В.Д. Волейбол в школе. [Текст] / В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников. – М.: Просвещение, 2005. – 111 с.

Просмотров работы: 3160