ПОСТРОЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ТХЭКВОНДИСТОВ 8-9 ЛЕТ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПОСТРОЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ТХЭКВОНДИСТОВ 8-9 ЛЕТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тхэквондо является одним из видов Корейских восточных единоборств и олимпийским видом спорта. Как и для любого спортсмена тхэквондисту в особенности важно иметь скоростно-силовую подготовку. Существует много различных единоборств, но не одно из них не отличается такой красивой техникой, зрелищностью и эффективностью ударов, как тхеквондо. Тхеквондо является одним из видов корейских единоборств. Наиболее популярен во всём мире спортивный вариант этой системы, хотя существует и боевая её разновидность. В странах Запада обычно употребляют термин «таэквондо», но в русской транскрипции более правильным считается «тхеквондо».

Актуальность данного исследования. Отмечаемая со второй половины XX века экспансия восточных видов спорта, в том числе и единоборств, в спортивные международные структуры и включение их в Программу Олимпийских игр (тхэквондо по версии Всемирной федерации тхэквондо (ВТФ) - в 1988г. в Сеуле), отражает определенные культурологические тенденции проникновения спортивных традиций Востока на Запад. Среди единоборств тхэквондо являются наиболее распространенными и активно развивающимися видами спорта.

По мнению Ли Чжон Ки (2003), основная научно-методическая и учебная литература по тхэквондо посвящена базовой технике выполнения движений и в большей степени изучению комплексных упражнений [9]. Анализу тактики маневрирования тхэквондистов в поединках посвящены работы Ю.Б. Калашникова (1998), О.Г. Эпова (2000); исследования по технике проведения ударов выполнили ЧойСунгMo, Ли Джон Ки (2003) определил технико-тактические характеристики соревновательного спарринга по тхэквондо.

Вместе с тем, анализу соревновательной деятельности ведущих тхэквондистов с целью выявления результативных технико-тактических элементов и разработке средств и методов специальнойскоростно-силовой подготовки ближнего резерва сборной команды страны по тхэквондо до сих пор не было уделено должного внимания. А как свидетельствуют многочисленные исследования и многолетний опыт ведущих специалистов в других видах единоборств, важнейшей составляющей мастерства ведущих спортсменов является специальная физическая подготовка [6].

Важно подчеркнуть, что в сравнительно новом олимпийском виде спорта, каким является тхэквондо, нет научных работ по совершенствованию специальной физической подготовки спортсменов с помощью средств, адекватных ведущим элементам соревновательной деятельности. Таким образом, актуальность нашего исследования продиктована

Олимпийской составляющей данного вида спорта, его недостаточной изученностью с позиций практической реализации современных инновационных достижений спортивной науки при построении более эффективной системы подготовки спортсменов и, в частности, специальной скоростно-силовой подготовки тхэквондистов в структуре ведущих соревновательных технических действий [14,15].

Цель исследования: изучение особенностей использования средств скоростно-силовой подготовки спортсменов-тхэквондистов.

Задачи исследования: рассмотреть основы скоростно-силовой подготовки спортсменов; выявить основные черты методики развития скоростно-силовых качеств спортсменов; провести анализ применяемых средств и методов скоростно-силовой подготовки тхэквондистов.

Проверить на практике, повышение функциональных возможностей в скоростно-силовой подготовке спортсменов- тхэквондистов в группе начальной подготовке.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что разработанный нами комплекс упражнений окажет более эффективное воздействие на развитие скоростно-силовых способностей детей 8-9 лет, занимающихся тхэквондо.

Основными задачами нашего исследования является выявить возможность развития скоростно-силовой подготовки у спортсменов-тхэквондистов за счет собственных возможностей и преодоления собственного веса, без утяжелителей. Для проверки повышения функциональных возможностей была взята группа начальной подготовки детей второго года обучения в возрасте 8-9 лет. В проверки учувствовало 20 человек из которых 19 мальчиков и 1 девочка. Эксперимент проходил на базе ГОУДОД «ОКСДЮШОР№2», сам зал находился на базе МАОУ «СОШ№14» в специальном зале для единоборств и проводился в течении месяца. Для повышения функциональных возможностей нами был взяты упражнения с преодолением собственного веса тела: быстрый бег по прямой, быстрые передвижения боком, спиной, перемещения с изменением направления, различного рода прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге, в глубину, в высоту, на дальность, а также упражнения, связанные с наклонами, поворотами туловища, выполняемыми с максимальной скоростью, и т. д. И так же был взят с предыдущей главы этап начальной тренировки. Так же была прочитана дополнительная литература, которая дала направление в упражнениях и взяты не которые упражнения и игры для развития скоростно-силовой подготовки [20,21].

Основная цель - содействие гармоничному формированию растущего организма, укрепление здоровья занимающихся, всестороннее развитие физических качеств, устранение недостатков физического развития. Развитие скоростно-силовых качеств на этом этапе подготовки носит комплексный характер: кроме специально-подготовительных упражнений в тренировочном процессе значительное место отводится подвижным и спортивным играм, всевозможным эстафетам, которые вызывают эмоциональный подъем и большую заинтересованность занимающихся.

Тренировки проходили три раза в неделю (Понедельник, вторник, пятница). В конце каждой неделе (каждую пятницу) обязательно проходила круговая тренировка направленная на общую физическую подготовку, а так же беговые упражнения и прыжковые упражнения. На тренировках направленных на общую физическую подготовку использовались прыжки друг через друга, выпрыгивания из упора лежа, отжимания, упражнения на пресс, упражнения на спину и приседания, каждое упражнения выполнялось с перерывом в тридцать секунд, всего выполнялось три подхода, между подходами отдых минута- полторы. В следующую пятницу проводилась беговая тренировка.

В течение тренировок были использованы различные методы подготовки спортсменов. На первой и последней тренировке использовались контрольный и соревновательный методы. Так как проверялась скорость, а точнее количество нанесения спортсменами ударов ногами, и для интереса занимающихся использовался соревновательный режим, кто больше нанесет количество ударов. Так же использовался повторный метод на круговых тренировках, для повышения общей и специальной выносливости. Интервальный метод использовался в беговых и прыжковых тренировка, для повышения общей и специальной выносливости, а так же для повышения мышечной и силы ног. Для повышения эмоционального подъема занимающихся нами использовался игровой метод. Спортсмены получали положительный заряд эмоций и не заметно для себя повышали технику ударов, координацию в движениях, скорость и силу мышц, и сплоченности коллектива. И так же во время каждой тренировки, общей и специальной разминки, в основной части тренировок и в заключительной части использовался комплексный метод. Где частично объединялись все методы. Соответственно такие тренировки имели комплексный характер воздействия на спортсменов.

И неделю спустя проводилась прыжковая тренировка, где все упражнения выполнялись за счет мышечных усилий и преодоления собственного веса. На четвертой неделе снова проводилась круговая тренировка на ОФП. Так же на каждой тренировки во время специальной разминки использовались беговые и прыжковые упражнения: простые ускорения лицом и ускорения спиной, бег со сменой направления, бег по команде и т.д., прыжки на одной ноге в высоту, прыжки на одной ноге в длину, прыжки на двух ногах и т.д., и упражнения в парах на сопротивление. И через пять недель тренировок, снова проводились замеры, которые показали в основном увеличение скорости нанесения ударов.

На первой контрольной тренировке было дано задание выполнять только самые просты удары ногами («толи-чаги» №1, 2 и 5 - соответственно с передней ноги, с дальней и снова с передней, только с небольшим подскоком). Удары наносились с «удобной» для детей ноги и без учета техники и силы удара, то есть только на скорость. Спортсмены должны были наносить максимальное количество ударов за 15 секунд (приложение 2)

Через пять недель, снова проводились замеры, которые показали увеличение количества нанесенных ударов за 15 с у большинства участников эксперимента (рис.1, приложение 2).

Рис. 1. Динамика количества ударов «толи-чаги №1» в процессе эксперимента

Рис. 2. Динамика количества ударов «толи-чаги №2» в процессе эксперимента

Рис. 3. Динамика количества ударов «толи-чаги №5» в процессе эксперимента

Так же видны количество нанесения других простых ударов и прирост скорости через пять недель, (рис.2, рис.3).

Как видно скорость на несения ударов с дальней ноги и с передней с небольшим подскоком, значительно медленнее чем нанесения ударов с ближней ноги, это обуславливается тем что, не смотря на то, что удары считаются простыми, требуется немного больше времени, для возвращения в исходное положение, поэтому часть времени из-за слабой технической подготовленности, уходит на возвращение ноги на место.

Хотелось бы отметить, что эксперимент проводился всего в течении месяца, так что при рациональном использовании физических нагрузок в течении всего года, может значительно увеличить функциональные возможности организма детей, а так же значительно увеличить скорость нанесения ударов.

Система подготовки тхэквондистов - это сложная многофакторная структура, включающая такие аспекты как научно-методическая подготовленность тренера, его способность накапливать и обрабатывать статистическую информацию, осуществлять планирование и программирование процесса подготовки спортсменов, использовать разнообразные виды моделирования, средства педагогической стимуляции и т. д.

Как видно при использовании в группе начальной подготовки упражнений на общефизическую и специальную подготовки, оказывают эффективное действие на физическую подготовку, с тем учетом что был взят всего месяц для исследования. Все равно виден хороший результат, скорость ударов многих спортсменов имеет прирост.

Следовательно оптимальное распределение средств силовой направленности в течение всего года обеспечивает необходимый оптимальный уровень развития скорости и силы.

Таким образом, анализ научно-методической литературы позволил установить, что подбор средств и методов специальной физической подготовки у разных спортсменов в единоборствах осуществляется на основе биомеханического соответствия соревновательной деятельности. Однако, недостаточное внимание к исследованию различных составляющих мастерства тхэквондистов, в том числе силовой подготовки, подтверждает необходимость научно-обоснованного решения этой задачи.

Анализ соревновательной деятельности позволил определить арсенал технических действий, применяемый в спортивном поединке по правилам Всемирной федерации тхэквондо: удары руками - «джируги»; прямые удары ногами - «миру»; боковые удары ногами - «долио»; падающие сверху вниз удары ногами - «нерио»; прямые удары ногами с разворотом через спину - «твит»; круговые удары ногами с разворотом через спину - «фурио».

Для развития общих силовых качеств можно использовать упражнения на гимнастических снарядах, так же без них, с отягощениями, в парах и т. д. Как было замечено, что для развития скорости не стоит использовать различные амортизаторы и жгуты, их лучше использовать для развития силы.

Как видно при использовании в группе начальной подготовки упражнений на общефизическую и специальную подготовки, оказывают эффективное действие на физическую подготовку, с тем учетом что был взят всего месяц для исследования. Все равно виден хороший результат, скорость ударов многих спортсменов имеет прирост.

Нами были рассмотрены общие основы скоростно-силовой подготовки спортсменов для различных видов спорта, которые дают на любом из этапов подготовки спортсменов. Основным методом подготовки является метод динамических усилий, метод повторного выполнения статического и динамического силовых упражнений, широкое применение игрового метода.

На каждой тренировке были использованы различные упражнения направленные как на общее развитие функциональных возможностей спортсменов. Так и на повышение скоростно-силовой подготовке, к таким упражнениям относятся упражнения на офп включенные в круговую тренировку [7], прыжковые упражнения за счет преодоление собственного веса, укрепляли мышцы ног и сразу же развивалась силовая выносливость, так же прыжковые упражнения хорошо тренируют силу ног, а так же воздействуют на скорость нанесения ударов, беговые упражнения хорошо воздействуют на выносливость, упражнения в парах и игровые упражнения, добавили интереса и разнообразие в тренировки, а так же оказали влияние на координацию, добавили заряд положительных эмоций для занимающихся. Не заметно для себя дети в игровых тренировках дети корректировали свою технику в ударах, развивали выносливость, скорость и силу, работы в парах или группах сплотили детей как одну команду не смотря на сто что тхэквондо считается индивидуальным видом спорта, в группе должен присутствовать командный дух.

На практике были использованы ранее изученные в теории материалы для повышения общих возможностей организма спортсменов, а так же повышение функциональных возможностей скоростно-силовой подготовке спортсменов- тхэквондистов, за короткий срок, были использованные различные методы в подготовке такие как, повторный, статического выполнения, игровой метод, метод повторного выполнения и другие методы. Они на не большой уровень и у большинства спортсменов подняли их скоростно-силовые качества.

Таким образом, видна теоретическая и практическая значимость нашего исследования, накопленные данные научно-методической литературы и их изучение помогли взять наиболее полезные упражнения, сделать занятия более интересными и практичными, а так же использовать и учесть опыт других тренеров и их способы подготовки спортсменов. Следовательно, оптимальное распределение средств силовой направленности в течение всего года обеспечивает необходимый оптимальный уровень развития скорости и силы.

Список использованной литературы

  1. Агеев B.C. Методические особенности повышения эффективности тренировочного процесса спортсменок при занятиях таэквон-до. М.: РГАФК, 1999.-С. 2.

  2. Ахметов С. М. Методика физической подготовки школьников 7–11 лет в зависимости от уровня их физического развития: Автореф. Дис. канд. пед. наук. – Краснодар. КГАФК, 1996.

  3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований вфизическом воспитании. М.: ФиС, 1978. - 222 с.

  4. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого.– М.: «Физкультура и спорт», 1988

  5. Бальсевич В. К. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка // Изд. «Физкультура, образование, наука». – 1996 – № 1. – С. 3–53.

  6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. -М: ФиС, 1970.-264 с.

  7. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / Гуревич И.А. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск: Высш. шк., 1985. - 256 с.

  8. Гиль К. Таэквон-до. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 221 с.

  9. Ким Сэ Хетт. Техника ударов в тхэквондо и её эффективность. Сеул, 1993.- 102 с.

  10. Ли Чжон Ки. Технико-тактические характеристики соревновательного спарринга в тхэквондо версии ВТФ: Автореф.дис. .канд.пед.наук. -М., 2003.-24 с.

  11. Матвеев Л. П. О проблемах теории и методики спортивной тренировки // Теория и практ. физич. культуры. – 1969. – № 4. – С. 49–53.

  12. Матвеев Л.П., Меерсон Ф.З. Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам: Очерки по физ. культуре / Под ред. Л.П.Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1984.-С. 224-250

  13. Суслов Ф.П. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Суслов Ф.П., Верхошанский Ю.В. // Теория и практика физ. культуры. - 1989. - N 10. - С. 61-62.

  14. Чой Сунг Мо, Глебов Е.И. Тхэквондо: основы олимпийского спарринга / Серия «Мастера боевых искусств». Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. -320 с.

  15. Чой Сунг Мо. Скоростно-силовая подготовка в боевых искусствах. 2009. -3002с.

  16. http://lib.rus.ec/b/167731/read

  17. http://taekwondo-wtf.net

  18. http://livefight.ru/upravlenie-sportivnoj-podgotovkoj-txekvondistov/

  19. http://bodystrong.info/books/martial-arts/speed-strength-training/glava-2.5

  20. http://rudocs.exdat.com/docs/index-393897.html?page=12

http://www.streetworkout.org/index.php/2010-09-23-07-43-39/38-muscle-and-fitness-1-

Просмотров работы: 3524