СПЕЦИФИКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СПЕЦИФИКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Кризисные условия в экономике страны при любом уровне развития рыночных отношений предъявляют более высокие требования к государству, его способности противостоять складывающимся негативным обстоятельствам. Анализ ситуации, сложившейся в российской экономике, приводит к выводу «о невозможности обеспечения решения приоритетных задач инвестиционного развития на основе саморегулирования рынка, т. к. он характеризуется недостаточной степенью сформированности». Однако разработка и реализация активной государственной инвестиционной политики способна, на наш взгляд, стать одним из важнейших и эффективных средств преодоления экономических проблем.

Инвестиционная политика трактуется сейчас как составная часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня. Государственная инвестиционная политика представляет собой систему регулирующего воздействия федеральными органами государственной власти, призванную способствовать расширенному общественному воспроизводству8. Необходимо при этом отметить, что в современных условиях существенно повышается значение социальных инвестиций, особенно инвестиций в человеческий капитал. Выделяют также отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных хозяйствующих субъектов. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но основной является государственная, так как именно она определяет правила игры в инвестиционном процессе и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Реализуемая государственная инвестиционная политика в России и ее регионах на современном этапе в целом, на наш взгляд, не отвечает ни мировым тенденциям развития экономики, ни внутренним потребностям страны. Подтверждают это сокращение производственного потенциала, усиление внешней зависимости. В магазине производственных товаров мы с трудом найдем или вовсе не найдем отечественную продукцию. Следовательно, необходимо менять инвестиционную политику. Однако по вопросу «Какую роль должно играть государство в российской экономике?» до сих пор нет согласия. Любой доминирующей позиции в отношении степени вмешательства государства в рыночные процессы характерна однобокость. Особенно это проявляется, когда роль конкурентной политики необоснованно завышается и противопоставляется промышленной. Отношения взаимоисключения между ними, характерные для традиционной неоклассической теории, не вполне соответствуют современному этапу развития экономической науки и практики.

В современных условиях России необходима такая государственная инвестиционная политика, которая в стратегическом плане будет способствовать формированию внутренних механизмов, стимулирующих рост эффективности производства, а также повышать заинтересованность хозяйствующих субъектов в результативной инвестиционной деятельности, что в итоге приведет к увеличению конкурентоспособности экономики страны и ее регионов. Промышленная политика должна быть направлена на решение тактических задач, установление приоритетов и создание преференций отдельным агентам, институтам и сегментам рынка для устранения негативных проявлений различных деформаций рынка, его неполноты и несовершенства.

Реализации такой политики препятствует то, что в российской экономике наблюдается отрыв важнейших макроэкономических регуляторов от процессов, протекающих в инвестиционной сфере экономики, в том числе и зависимость инвестиций от динамики ссудного процента. Дело в том, что в рыночной экономике снижение ставки рефинансирования удешевляет кредит и способствует увеличению инвестиций, а в России этой закономерности не прослеживается. Более того, наблюдается обратная тенденция. Мордовия в этом отношении не является исключением. Накопление ресурсов в различных государственных резервах, ставшее возможным не благодаря развитию материального производства, а росту мировых цен на нефть и газ, снизило денежное предложение и не стимулировало денежный спрос, необходимый для реализации факторов инвестиционного экономического роста. Использование «стерилизованных» денежных ресурсов для покупки иностранных ценных бумаг означает предоставление кредитов зарубежным заемщикам в ущерб национальным. Это существенно снизило инвестиционный потенциал России, а отдельных ее регионов, не имеющих сырьевой и значительной производственной базы, приблизило к нулю.

Просмотров работы: 2468