ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях современной рыночной экономики и высоких темпов научно-технического прогресса особенно важным становится ориентация страны на ускоренное инновационное развитие. Дальнейшее развитие экономики России требует максимального использования инвестиционного ресурсного потенциала, наращивания объемов инвестиций, совершенствования их структуры и ускорения оборота. При этом важен не только совокупный уровень инвестиций в стране, но и распределение инвестиционного потенциала в регионах как гарант их финансовой и социальной стабильности. В современных условиях именно инвестиции являются залогом экономического роста и национального дохода территорий, способны заметно увеличить объемы валового регионального продукта и существенно пополнить бюджеты, а для большинства российских территорий - это реальная возможность укрепить конкурентные преимущества, завоевать новые экономические ниши, раскрыть свой инвестиционный потенциал. Инструментом их реализации является инвестиционный проект, с помощью которого выясняется и обосновывается возможность и экономическая целесообразность создания объекта избранной целевой направленности.

Региональное инвестирование обладает специфическими особенностями, поскольку имеет двойное окружение: ближнее окружение (среда субъекта региона, в рамках которого осуществляется инвестирование) и дальнее окружение – среда, в которой существует сам регион. Внутренняя и внешняя среда взаимодействуют между собой, порождая необходимость учета и анализа этого процесса при оценке эффективности инвестиций. Это означает необходимость постоянного мониторинга результатов осуществления региональных инвестиционных проектов с тем, чтобы прибегать в нужный момент к управленческому воздействию на факторы внешней и внутренней среды.

Такой сложный процесс требует обеспечения четкого взаимодействия между всеми его элементами, что возможно только на основе реализации проектного подхода к управлению инвестиционной деятельностью, который позволяет при максимально эффективном использовании ограниченных ресурсов за определенные ограниченные временные сроки обосновать на расчетах планы реализации проекта.

Большинство теоретических и практических разработок в сфере управления проектами ориентировано на применение в компаниях и корпорациях, региональный аспект чаще всего сводится к оптимизации структуры проектов и органов управления. Концепция комплексного управления развитием региона с использованием региональных инвестиционных проектов на современном этапе развития российской экономики отсутствует, что не позволяет эффективно использовать социально-экономический потенциал региональных инвестиционных проектов.

В современной России на государственном уровне применение проектно-ориентированного управления началось с реализации приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилищного строительства и сельского хозяйства. Национальные проекты представляют собой новую организационно-экономическую форму государственного регулирования отраслей экономики на основе соединения отраслевого и проектного методов управления.

Этот процесс начинается с формирования инвестиционного предложения. Важнейшей особенностью процесса формирования и принятия инвестиционных решений в региональном аспекте является выделение приоритетных задач и разработка определенной схемы и механизма, которые могли бы удовлетворить все стороны, участвующие в реализации инвестиционных проектов.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на первом этапе принимают решение о необходимости осуществления проектов для решения определенной проблемы. Дело в том, что в настоящее время, каждый субъект Российской Федерации разработал стратегическую программу развития на среднесрочную перспективу, в которой на основе анализа существующего ресурсного потенциала и изучения современного состояния экономического, социального и экологического процессов в регионе предложены реальные варианты изменения отраслевой и территориальной структуры производства с учетом численности населения. Однако стремительное развитие внешней и внутренней среды приводит к тому, что региональный анализ необходимо осуществлять систематически для того, чтобы вложения были приоритетными и обоснованными. Инвестиционные предложения должны обосновываться не на стратегических программах, утвержденных в прошлые годы, а на экономических расчетах с применением системного научно-методического обоснования выбора приоритетного направления инвестиционного вложения. Базой для этого должен стать постоянный мониторинг инвестиционных процессов в регионе, анализ, прогнозирование и оптимизация инвестиционных решений с использованием современных информационных технологий.

Следует отметить, что актуализация проблемы и детализация региональных целей позволяет приступить к следующему этапу управления – разработке инвестиционных проектов. Целью этого этапа является создание таких вариантов проектов, которые способны разрешить проблему региона. На этом этапе первоначально появляются альтернативные концепции одного и того же проекта, но после обсуждения и проработок остается один вариант, который закладывают в основу разработки проектов. Определяются потребные ресурсы и источники дополнительных ресурсов, в случае нехватки собственных. Обязательной процедурой является планирование рисков, включающее их идентификацию, оценку.

Для эффективного осуществления этого этапа необходимо создание организационных структур управления (организацию управления в области инвестиционного поиска и разработки проекта). Следует иметь в виду, что все вопросы, связанные с привлечением инвестиционных ресурсов, их размещением и управлением, осуществляло одно структурное подразделение исполнительной власти, что позволило бы четко организовать процесс и более полно обеспечить комплексное социально-экономическое развитие региона.

Отличительной особенностью для субъекта Российской Федерации является определение совокупности необходимых ресурсов управления, посредством которых организуется управленческое воздействие на процесс разработки и реализации инвестиционного проекта. Такие ресурсы, как правило, ограничены, что является предпосылкой к их наилучшему (оптимальному) использованию. Поэтому, в условиях ограниченности региональных ресурсов имеет место строго дифференцированный подход к отбору инвестиционных решений, обеспечиваемых поддерживающими мерами со стороны действующих управленческих структур. В этой связи становится необходимым установление прочных двусторонних коммуникаций между инвестиционными системами и органами регионального регулирования как наиболее интенсивными характеристиками среды.

Следует отметить, что оптимальное сочетание различных средств и методов управления проектами может быть максимально эффективно для определенных типов проектов, состава участников проектов, окружения проектов. Поэтому, для управления проектами необходимы рычаги, которые будут способствовать достижению конечных их результатов, а также влиять на выбранные пути достижения этих результатов. Для этого в структуре управления инвестиционными проектами одним из этапов является выбор рычагов влияния на пути достижения результатов. Органы исполнительной власти могут использовать как основные, так и вспомогательные рычаги влияния на результаты. К числу основных результатов в управлении проектами являются цели, сроки, качество и стоимость достижения результатов. Кроме основных рычагов, существуют и вспомогательные средства. К ним можно отнести контракты, позволяющие привлечь нужные ресурсы в нужные сроки. Кроме того, для управления ресурсами необходимо обеспечить эффективную организацию работ. Это касается структуры управления проектами, организации информационного взаимодействия участников проектов, управления персоналом. Главное для исполнительной власти определиться с тем, что на данный период времени является первостепенным при реализации инвестиционных проектов и каких результатов они хотят достигнуть.

Оценка эффективности инвестиционных проектов является важным этапом в управлении проектами, поскольку она является инструментом совершенствования качества управления проектами и минимизации рисков. От того, насколько дальновидно, рационально, экономически обосновано и эффективно инвестиционное решение, во многом зависит не только будущее результатов проектов, но и будущее экономики региона в целом. Кроме того, оценка эффективности проектов осуществляется не только на фазе формирования – предынвестиционной, а также на всех остальных фазах: инвестиционной и эксплуатационной, показывая эффективность реализации проектов и их результатов.

Формированием инвестиционных проектов с заданными установками заканчивается предынвестиционная фаза. Власти региона вносят данные проекты в перечень на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу в региональный бюджет в форме действующих обязательств.

На второй инвестиционной фазе органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на конкурсной основе осуществляют отбор всех участников процесса реализации разработанных проектов, проводят переговоры с ними и заключают контракты. В случае если возникают разногласия с кем-либо из взаимодействующих субъектов, ищут компромиссные пути для достижения согласованности.

На стадиях инженерно-технического проектирования проектов и строительства объектов исполнительные органы региона организуют внедрение информационных технологий в целях управления инвестиционными проектами и контроля за ходом их реализации. Любые пробелы в разработке проектов отрицательно скажутся на его реализации. Чтобы избежать сбоев в работе, осуществляется оперативный мониторинг проектов и необходимые коррективы их по срокам, ресурсам и т.п.

Важным моментом на этой фазе жизненного цикла управления проектами является предпроизводственный маркетинг, который власти региона должны осуществлять для того, чтобы при эксплуатации объектов инвестирования это нашло поддержку у жителей региона, что, в конечном итоге, повлияет на поступление доходов в бюджет региона. Здесь действия властей направлены на выбор правильной стратегии маркетинга по формированию доверия населения к инвестиционным решениям.

Заключительная фаза управления проектами – эксплуатационная, которая включает сдачу объектов инвестирования в эксплуатацию, подведение итогов, оценку эффективности результатов проектов. Трудность в данной фазе состоит в том, что будущее содержит большой компонент неопределенности, поэтому, решив социально-экономическую проблему, создав нужные объекты для области, власти региона на протяжении периода эксплуатации отслеживают инновационные возможности совершенствования их и при возникновении таких перспектив формируют инвестиционные предложения по совершенствованию созданных объектов.

Таким образом, качество управления региональными инвестиционными проектами обеспечивается за счет использования исполнительной властью региона проектного подхода к управлению инвестиционной деятельностью. Четко определяя цели и результаты проектов, состав работ, участников и ресурсы, а, также учитывая влияние на них окружающей среды, исполнительные органы субъекта Российской Федерации смогут рассчитать это влияние, учесть его в проектах, построить обоснованные на этих расчетах планы реализации проектов и а в результате осуществить целенаправленные социально-экономические изменения в рамках своей территории.

Просмотров работы: 2236