ЧЕЛОВЕК – ТВОРЕЦ ИЛИ ЗАЛОЖНИК ТЕХНОЛОГИЙ? - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЧЕЛОВЕК – ТВОРЕЦ ИЛИ ЗАЛОЖНИК ТЕХНОЛОГИЙ?

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вначале мы формируем технологии,

а потом они формируют нас.

М. Маклюэн.

«Вначале мы формируем технологии, а потом они формируют нас», - так сказал в ХХ веке Маршалл Маклюэн, и его слова по сей день, как нельзя актуальны. В 60-е гг. ХХ века, когда только появилось телевидение, канадский философ отметил выход в большую жизнь «поколений, с телевизором своей матери всосавших все времена и пространства мира через рекламу» [3]. Сейчас же в большую жизнь выходят молодые люди, всосавшие все времена и пространства посредством компьютера. Что же получается, технологии служат человеку, или человек служит технологиям? Маклюэн рассматривал развитие человека с точки зрения средств массовой коммуникации и выделял следующие эпохи:

Эпоха «дописьменного варварства». Характеризуется наивно-непосредственным отношением человека к окружающему миру. Их коммуникационным достижением была членораздельная речь, воспринимаемая слухом, отсюда – «человек слушающий». «Человек слушающий» жил в акустическом пространстве, был лично сопричастен происходящим вокруг него событиям, это способствовало гармоническому развитию его внутреннего мира.

Эпоха письменной кодификации нарушила внутреннюю гармонию «человека слушающего» – теперь в коммуникации главенствующую позицию занимает не слух, а зрение, не акустическое сообщение, а умопостигаемые тексты, закодированные символами. Приобщение человека к умственным операциям кодирования-декодирования смыслов сделало его рационалистическим и расчетливым, логически и последовательно мыслящим.

Эпоха Гутенберга [1] окончательно покончила с природной гармонией первобытного человека. Наступила «эра типографии», которая дала возможность обращаться к массовой и «безличной» аудитории. Человек становится умнее и образованнее, не общаясь с другими людьми, за счет индивидуального чтения. На смену «человеку слушающему» приходит «человек смотрящий», у которого атрофировались все сенсорные каналы – слух, обоняние, осязание, вкус, зато гипертрофировалось зрение. Человек стал доверять символам больше, чем живому слову. По мнению Маклюэна, массовые политические и религиозные движения, кровавые революции, мировые войны – это все следствия гипнотического воздействия печатных изданий.

Современная или электронная эпоха – синтез «человека слушающего» и «человека смотрящего». «Галактика Гутенберга» была разрушена, когда появился телеграф Морзе – средство сообщения, знаменующее начало новой, электронной эпохи. Телеграф нанес первый удар по индивидуализму людей, на «помощь» ему позднее пришло радио, кино, телевидение, интернет. Все это сплотило людей, превратило их в соучастников происходящего в мире, соединило разрозненные и удаленные места планеты, ускорив распространение информации до скорости света = скорости нервного импульса. Новые средства общения (радио, телевидение, интернет) делают информацию новой окружающей средой человека: рождаясь, он как бы подключается в глобальной информационной системе [2]. Характерная особенность современных коммуникационных средств есть в том, что они оказывают воздействие не на отдельные органы чувств, как это было в предыдущие эпохи, а на всю нервную систему человека – человек получает иллюзию соучастия в текущих событиях (вспомните технологии «многоДэ», уже перебравшиеся из кинотеатров на экраны домашних телевизоров). К человеку вновь возвращается сенсорный баланс эпохи «дописьменного варварства». Электронная эпоха влечет «ретрибализацию» существующих обществ и на новой технологической основе воспроизводит первобытное единство коллективного сознания. Тем самым, происходит превращение планеты в единую «глобальную деревню» [1].Слова Маршалла Маклюэна: «Уплотненный силой электричества, земной шар теперь – не более чем деревня» [3], оказываются пророческими: сейчас практически все находится на расстоянии одного клика компьютерной мыши.

Созданные технологии есть результат деятельности человека, направленной на улучшение его жизни, в том числе на развлечения, повышение его возможностей, на увеличение его свободного времени, и т.д. Они являются результатом движения человека по эволюционной лестнице развития. Например, интернет, появившийся в конце ХХ века. Человек создал новую реальность, четвертое измерение человеческой жизни, то виртуальное пространство, на изучение которого он тратит свое время, силы, умственные способности. Изучение этого виртуального пространства приносит человеку удовольствие, которое вполне соизмеримо, а иногда и превосходит удовольствие, полученное от нахождения в повседневной жизни.

Появление новой реальности в жизни человека приводит к появлению противоречия: с одной стороны, открываются новые уникальные возможности, которые связаны с расширением сферы его деятельности и которые являются вполне закономерным этапом его движения по эволюционной лестнице развития. А с другой стороны, стремление к получению максимального удовольствия от любой деятельности приводит к проблеме выбора между двумя пространствами, реальным и виртуальным.

Четвертое измерение, само по себе, значительно расширяет сферу пространственного бытия человека. Информационно-коммуникативные технологии открывают доступ любому человеку, в любой точке Земли к колоссальным базам данных, если он всего, лишь имеет компьютер и выход в интернет. Если до изобретения печатного станка, радиус влияния одного человека ограничивался несколькими десятками километров, то сейчас, в эру компьютерных технологий, он практически неограничен. Для тех, кто ощущает себя неуютно в реальном пространстве, для тех, кто не смог адаптироваться к требованиям реального мира, для тех, кто из-за своей уникальности не хочет следовать им, виртуальное пространство открывает возможность для реализации своих идеалов, способностей. Находясь в четвертом измерении человеческой жизни (это могут быть различной тематики форумы, социальные сети вроде «Одноклассники», «Фэйсбук» или «Вконтакте»), человек имеет возможность устанавливать связь со многими персонажами, которых зачастую именуют друзьями, он может быть тем, кем он хочет быть, но не может в силу каких-либо объективных и не очень причин. В виртуальном мире, «друзья» предстают в идеализированном, в желанном человеком виде, в том виде, в котором он хочет их видеть.

В результате появляется зависимый человек, который принимает виртуальное пространство за подлинную реальность, в котором он, как ему кажется, сможет обрести то, что не получилось получить в теперь уже чуждом для него мире. Возвращение в чуждый для него мир становится трудным, он начинает испытывать беспокойство, еще сильнее отталкивающее его от реального мира. Таким образом, получается замкнутый круг, и человек желает всегда оставаться в виртуальном мире, где ему уютно и хорошо, где оправдываются все его ожидания и исполняются желания, где он может быть тем, кем он сам хочет и кем он не смог стать в реальном мире.

Несомненно, остается и критически мыслящий, независящий от интернета человек, использующий виртуальное пространство для получения дополнительных возможностей. Для него нахождение в четвертом измерении не превращается в необходимость, он может без особого труда переходить из виртуального в реальное и наоборот, он сохраняет потребность в реальном мире, при этом используя возможности, предлагаемые виртуальным.

Более того, массовые информационно-коммуникативные технологии такие, как радио, телевидение, газеты и журналы, интернет, активно влияют на сознание, реструктурируя его и кодифицируя реальность. При этом его влияние практически не зависит от информации, которую они несут. К тому же, при умелом использовании СМИ, возможно, манипулировать сознанием общества: продвигать одни идеи в массы и критиковать другие, формировать общественное мнение о происходящих событиях.

В современном мире каждый человек носит и активно использует такое достижение человечества, как телефон. Телефон позволяет общаться людям, которые по тем или иным причинам находятся далеко друг от друга, позволяет решать рабочие вопросы, отсутствуя на рабочем месте, в отсутствие компьютера под руками он может частично заменить его – можно поиграть, «посидеть» в интернете, иными словами, позволяет скоротать время. Или такое положительное влияние телефона, о котором восторженно говорит Маклюэн: «Более неожиданного социального последствия телефона, чем исчезновение квартала публичных домов и появление девушки по вызову, наблюдать не приходилось» [3].Однако у всего есть «другая сторона медали»: родители покупают своим любимым детям самые современные мобильные «гаджеты»; но дети их используют не совсем по назначению. Так писал Маклюэн о детях и телефонах: «Ребенок и тинэйджер понимают телефон, обнимая провод с трубкой так, словно это любимые домашние животные». И опять канадский философ оказывается пророком – несмотря на то, что в его времена телефоны были еще с «проводами», современные дети не могут расстаться со своими любимыми «домашними животными» в виде «айфонов», «айпадов».

Так, технологии, созданные Гутенбергом, Поповым и другими выдающимися людьми, направленные на благо человечества, вполне могут иметь и негативное влияние на своего создателя. Маршалл Маклюэн восклицает: «Радио – вот средство коммуникации для безумия!». Созданные человеком технологии настолько глубоко вклинились в нашу жизнь, они изменили ее, стали неотъемлемой ее частью, что порой человек становится заложником собственных технологий.

Список литературы

1 М. Маклюэн, Галактика Гутенберга. М., 2003.

2 А. В. Беляков МАКЛЮЭН // Культурология. XX век.

3 Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле»,2003. 464 с.

4 В.В. Лейбин, Роль информационно-коммуникационных технологий в изменении отношений между воображаемым, символическим и реальным – М.: Вопросы философии, http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=343&Itemid=52

5 М.М. Кузнецов Философия Маршалла Маклюэна и коммуникативные стратегии Интернета – М.: Институт философии РАН, http://www.isn.ru/info/seminar-doc/Mclw.doc

Просмотров работы: 1822