РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инновации являются одним из главных факторов трансформации экономики, выступая в роли катализатора при ее адаптации к стремительно меняющимся условиям общемирового развития. Смена технологического уклада, усиление наукоемкого производства, приращение интеллектуального капитала позволит сформировать эффективную конкурентную среду, обеспечить национальную безопасность и ускорить темпы социально-экономического роста страны.

Инновационная политика России представлена двумя уровнями: общегосударственным и региональным.

Государственная инновационная политика – определение органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

Государственная и региональная инновационная политика сводится к созданию необходимых условий для формирования инновационного рынка и поддержки на нем приоритетных направлений и критически важных технологий.

Что касается региональной инновационной политики, то она является составной частью экономической политики региональных органов власти по созданию благоприятных условий для торгово-производственной, агропромышленной, строительно-промышленной и научно-производственной интеграции всех институциональных форм хозяйствования для осуществления инновационной деятельности.

Мерами реализации региональной инновационной политики выступают программы по повышению конкурентоспособного потенциала приоритетных для региона производств посредством привлечения частных институциональных инвесторов к реализации инноваций, формирование режима экономического стимулирования инновационной деятельности.

Уровень развития инновационной инфраструктуры, ее динамичные характеристики в конечном итоге влияют на показатели инновационной активности территории. Мощную поддержку на этапах формирования инновационной инфраструктуры оказывают местные власти в сотрудничестве с федеральными структурами.

Помимо инфраструктуры (научных организаций, системы современных телекоммуникаций, крупных вузов и др.) успешность того или иного региона во многом зависит от имеющихся на его территории природных ресурсов, климатических условий, инвестиционной привлекательности.

Посредством инновационной политики государство организует, определённым образом позиционирует инновационную деятельность, определяет её место и роль в общем экономическом механизме страны, регламентирует приоритетные направления в её развитии, а также обозначает меры, принимаемые для поддержания инновационного процесса.

Региональная инновационная политика, как подсистема федеральной инновационной политики, выполняет в модели инновационного развития региона роль управляющего звена, определяющего в процессе реализации законодательных и исполнительных мероприятий направление и характер модернизации региональной инновационной сферы. Кроме того, модель инновационного развития региона является индикативной по отношению к федеральной. Она характеризуется наличием обратных связей, в ходе которых процесс реализации региональной инновационной политики может быть скорректирован на основе анализа инновационной динамики в регионе, отмеченной при реализации механизма инновационного развития. Данная модель учитывает взаимодействие федерального и регионального уровней организации инновационной деятельностью. При самостоятельности региональных органов власти необходимым условием является согласованность способов реализации инновационной политики с основами инновационной политики федерального уровня.

Реализация целей и задач инновационного развития осуществляется посредством инновационных проектов и программ, в которых регионы должны стать полноправными участниками разработки и реализации государственной инновационной политики. Ключевыми документами в этой сфере являются Проект Федерального Закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации», Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, статьи Бюджетного, Гражданского, Налогового и Таможенного кодексов РФ.

На региональном уровне также принимаются соответствующие программы и законы, например в Краснодарском крае - это Закон Краснодарского края «О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае», регулирующий инновационную деятельность в Краснодарском крае, устанавливающий порядок формирования, утверждения и реализации инновационной политики в целях обеспечения устойчивого развития экономики края за счет перехода к инновационному пути развития.

Развитию инноваций в регионах отведена особая роль в проекте стратегии инновационного развития России до 2020 года, подготовленном Минэкономразвития РФ. Необходимо отметить, что в Государственную Думу РФ был внесен проект закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации», подготовленный рабочей группой Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям. Законопроект призван заполнить юридический вакуум в сфере государственного стимулирования и поощрения инновационной деятельности. В нем говорится о всестороннем стимулировании модернизации экономики: субсидиях, налоговой и таможенной поддержке, организационной и правовой помощи в создании новых перспективных проектов и компаний.

Можно выделить внутренние и внешние составляющие инновационного потенциала региона. К числу внутренних относятся: финансово-кредитная система, хозяйственная структура, научно-исследовательская база, система формирования и развития кадрового потенциала региона. К внешним элементам относятся: интеграционное взаимодействие с другими регионами, социально-экономическая конкурентоспособность региона, возможности выхода на мировой уровень.

На практике реализация региональной инновационной политики осуществляется различными методами: с помощью целевых программ, способствующих повышению конкурентоспособности приоритетных для региона производств посредством привлечения инвесторов к освоению инноваций, путем проведения конкурсов инновационных проектов, за счет формирования инфраструктуры, а также на основе создания условий экономического стимулирования инновационной деятельности. Одним из таких условий можно считать возможность создания особой экономической зоны технико-внедренческого типа, которая будет пользоваться некоторыми льготами.

Краснодарский край, относящийся к числу наиболее эффективных и привлекательных в инвестиционном отношении регионов России, обладает своими специфическими условиями и факторами, препятствующими устойчивому развитию. При этом состав указанных условий и факторов не остается неизменным. За последние годы к традиционным для края факторам циклической изменчивости результатов деятельности АПК и сезонности функционирования курортно-рекреационного комплекса края добавились качественно новые факторы, обусловленные глобальными процессами:

- мировой финансовый кризис;

- строительство и эксплуатация мощных трубопроводов и терминалов международного значения;

- подготовка к зимним Олимпийским играм 2014 года и др.

В крае активно развиваются программы поддержки инновационной деятельности. Для ее стимулирования реализуются следующие мероприятия: предоставление грантов на разработки инновационных технологий субъектам инновационной деятельности, а также организациям, внедряющим инновационные разработки в производство; проводятся конкурсы на соискание премии администрации Краснодарского края в области инновационной деятельности «Лучший инновационный проект»; развивается система информационной поддержки инновационной деятельности. Из краевого бюджета выделяются субсидии на приобретение основных средств, используемых для производства инновационной продукции.

Основными целями региональной инновационной политики являются:

  • создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности; повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;

  • содействие активизации инновационной деятельности, а также развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;

  • расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности.

На Кубани сформировалась одна из самых авторитетных научно-исследовательских баз в области переработки сельхозпродукции (производство пищевых продуктов, вина). Действует солидная научно-техническая школа в области станкостроения на базе «Завода им. Седина» и КубГТУ. В 2008 году в Кубанском госуниверситете,открыта кафедра нанотехнологий и наносистем (одна из первых в стране). Студенты и ученые получили возможность работать с уникальным оборудованием.

В Краснодарском крае создан Совет по инновационному развитию. В числе стратегических задач работы Совета - увеличение доли инновационных технологий, модернизация производства, внедрение передового опыта, совершенствование системы управления.

Для оказания финансовой поддержки инновационному бизнесу в крае есть региональный венчурный фонд.

Приоритетные отрасли для развития инноваций в Краснодарском крае представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Приоритетные отрасли для развития инноваций в Краснодарском крае

о

б

с

л

у

ж

и

в

а

н

и

е

у

п

р

а

в

л

е

н

и

е

Рисунок 2 - Инновационная инфраструктура Краснодарского края

Созданная инновационная инфраструктура Краснодарского края (рисунок 2) должна решать следующие задачи:

  • обеспечение проведения технологической экспертизы инновационных программ и проектов;

  • формирование системы продвижения на рынки новой наукоемкой продукции;

  • обеспечение производственно-технологической поддержки инноваций;

  • финансово-экономическое обеспечение инноваций;

  • информационное обеспечение субъектов инновационной деятельности.

Научно-исследовательский потенциал Краснодарского края - основа развития высокопроизводительных отраслей новой экономики - информационных и биотехнологий, оказания инжиниринговых услуг, проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, призванных стать платформой инновационной экономики Кубани.

Осуществление эффективной программно-целевой поддержки инновационной деятельности, обеспечение конкурентоспособности инновационного сектора, формирование инновационных кластеров, эффективная инфраструктура инновационной системы и стимулирование технологической модернизации отраслей экономики, позволит обеспечить переход к активному инновационному развитию Краснодарского края.

Поддержка и стимулирование инновационной деятельности позволит обеспечить рост конкурентоспособности отраслей экономики, запустить механизмы модернизации промышленности на основе инновационных технологий, разработанных в Краснодарском крае.

Стратегически-технологическая модернизация – залог успеха, как власти, так и бизнеса, и здесь необходимо сопряжение усилий. Поэтому проблема инновационного развития экономики будет в числе приоритетных направлений работы администрации Краснодарского края. Примеры инновационных разработок кубанских «кулибиных» уже известны далеко за пределами края.

Один из примеров успешного развития отраслевой науки – деятельность научно-производственной фирмы «Аквазинель». Запатентованные ею лечебные средства успешно применяются Краснодарским краевым центром радиационной и профессиональной патологии при лечении сахарного диабета.

Руководство предприятий промышленного комплекса понимает, что только благодаря инновационным разработкам сегодня можно получить явные конкурентные преимущества. В этих условиях рождаются такие инновационные производства, как «Солнечный ветер».

Предприятие является единственным в России производителем наземных солнечных батарей с двухсторонней чувствительностью. В настоящее время при участии Госкорпорации «Роснано» планируется реализация инвестиционного проекта по производству пластин моно- и мультикремния «солнечного качества», фотопреобразователей, фотомодулей, фотоэнергосистем, то есть создание в Краснодаре масштабного производства экологически чистых источников энергии на основе прямого преобразования солнечной энергии в электрическую.

ЗАО «РОСКАРФАРМ» осваивает новое для российского рынка направление – производство кристаллического бета-каротина и обогащенных им продуктов питания.

ФГУП «Армавирская биологическая фабрика» является монополистом в производстве лечебных сывороток. Сейчас на предприятии завершается разработка ряда инновационных препаратов: сыворотка «Иммуносерум», химиофармацевтического препарата – «Армацид», антибиотиков – «Окситстрациклин ДА» и «Амоксициллин».

В Краснодарском крае есть интересные технологические проекты и малые инновационные компании, имеющие экспериментальные образцы продукта и технологические решения.

Усилия власти направлены на развитие этого потенциала и практическую помощь в налаживании конструктивного взаимодействия между изобретателями, бизнесом, финансово-кредитными организациями, организациями по защите интеллектуальной собственности и оказании поддержки инновационной деятельности, в том числе, с помощью венчурного фонда.

Инновационная активность в различных регионах внутри страны имеет не только общие тенденции развития, но и отличается друг от друга. В этой связи осуществляется классификация регионов по уровню экономического развития. В результате чего обнаруживаются как соответствия, так и различия в объеме инвестиций между территориями. Необоснованное несоответствие данных процессов можно сглаживать путем приведения инновационного потенциала региона на более высокий уровень с помощью использования в полном объеме различных ресурсов (трудовых, научных, технических).

Таким образом, достижение высоких и устойчивых темпов экономического роста невозможно без поддержки инновационной деятельности. Для этого сегодня задействованы конкурентные преимущества региона: высокий интеллектуальный, промышленный потенциал и благоприятный инвестиционный климат, что в совокупности будет способствовать дальнейшему экономическому развитию Краснодарского края.

Литература:

  1. Закон Краснодарского края от 5 апреля 2010 г. N 1946-КЗ «О государственной поддержке инновационной деятельностив Краснодарском крае».

  2. Иванов В. В., Пространственный подход к формированию национальной инновационной системы//Инновации, № 5, 2010.

  3. Тер-Григорьянц А. А., Методические подходы к оценке инновационного развития региона / А. А. Тер-Григорьянц, М. Л. Ушвицкий // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. – № 10. – С. 49–56.

  4. Шевченко И. В., Совершенствование программы инновационного развития Краснодарского края / И. В. Шевченко, Е. Н. Александрова, Н. В. Андреева // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. – № 3. – С. 2–9.

  5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. (проект),http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/dос20101231_016.

  6. http://sci-innov.ru/ - Федерального портала по научной и инновационной деятельности

  7. http://www.economy.gov.ru - Министерство экономического развития и торговли

 

Просмотров работы: 5818