ДАРЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА КАК ИНСТРУМЕНТЫ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА — ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФАНТАСТИКИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДАРЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА КАК ИНСТРУМЕНТЫ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА — ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФАНТАСТИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

По определению, наука связана со свободным обществом, но неминуемо возникает парадокс: ее «дары» часто используются против ее создателей. Эта проблема хорошо выражается цитатой известного американского криптографа, писателя и специалиста по компьютерной информации, Брюса Шнайера: «Как только появится новая технология, всегда будет искушение использовать ее. И едва ли гражданская активность создаст механизм удержания полиции в предписанных ее статусом рамках»[1]. В своей книге «Секреты и ложь. Безопасность данных в цифровом мире» изданной на западе в 2000 году, он выделяет как одних из противников информационной безопасности, наряду с хакерами и организованной преступностью, полицию и национальные разведывательные организации. 13 лет спустя, эти предупреждения уже не кажутся нам теоретическими.

Проблема соблюдения личных свобод и приватности частной жизни в наше время становится актуальной как никогда. Технологии, возникающие каждый день и нацеленные на облегчение жизни, становятся оружием против нас. И самое страшное, что мы даже не замечаем как это происходит. Раньше чтобы узнать список всех контактов человека, нужно было либо спросить у него лично (возможно даже силой), либо же выкрасть его телефонную книгу. Сейчас эту информацию люди добровольно выкладывают в социальные сети. Воистину технологии упростили жизнь. Человек не может без общества по своей природе и это используют: обещают общение, безмерное количество друзей, прочие приятные возможности времяпрепровождения и ловушка готова. Булат Окуджава в песне к фильму «Приключения Буратино» 1975 года, очень точно подметил:

«Покуда есть на свете дураки,

Обманом жить нам, стало быть, с руки.

Какое небо голубое,

Мы не сторонники разбоя:

На дурака не нужен нож,

Ему с три короба наврёшь —

И делай с ним, что хошь!»

Покажите мне человека, который ни разу в жизни не хотел узнать, что будет в будущем, и я скажу, что он врет. Туманность и неоднозначность будущего поражала писателей и создала целый жанр литературы, названный фантастикой. За последний век было написано много блистательных произведений и некоторые из них оказались очень близки к тому, что произошло. Подчиняясь одному из следствий закона Мерфи: «Предоставленные сами себе события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему», — мы предлагаем привлечь в «союзники» литературные антиутопии.

Первым произведением для анализа возьмем изданный в 1920 году роман русского писателя Евгения Ивановича Замятина «Мы». Повествование ведётся в виде дневника главного героя, математика и главного инженера новейшего достижения — космического корабля «ИНТЕГРАЛ». «Если они не поймут, что мы несём им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми» — пишет Д-503 в первой записи своего дневника. Имена были упразднены, все носят одинаковую форму, отличающуюся цветом от пола человека и начисто остриженные головы. Прозрачные стены домов позволяют «Хранителям» следить за добропорядочностью и соблюдением общих устоев общества: всё делается «с шестиколесной точностью»: все встают утром, начинают и заканчивают работу и принимают пищу, как один. И только фантазия, как болезнь, является преградой для совершенства человека, по отношению к машине. Но медицина тридцать второго века и ее научилась лечить рентгеновскими лучами. И не зная другого образа жизни, все счастливы. Здесь намеренно опускаем момент революции, поскольку мы говорим в большей степени о применении технологий, нежели о человеке в тоталитарном государстве.

Автор показывает мир, в котором благополучие людей во многом складывается через элиминацию уникальности и упразднение личности как таковой. И если бы была возможность обойтись вообще без опознавательных знаков, то и номеров бы не было. Прозрачные жилища лишь усугубляют положение: у человека не остается личного пространства. На фоне «математически безошибочного счастья» счастье этих людей выглядит жалким.

Вторым рассмотренным произведением мы взяли «О дивный новый мир», опубликованное Олдосом Хаксли в 1932 году. В некоторых аспектах оно совпадает с первым, например, вся планета является одним государством, что влечет за собой упрощение в системе языков. В этом мире прогресс шагнул еще дальше: людей начали выращивать в пробирках с заранее заданными определенными свойствами, привычками, пристрастиями; вместо естественного деторождения, которое стало позорно, а слова «мать» и «отец» приобрели ругательных характер. Производство одинаковых во всех смыслах людей для работы на одинаковых станках одного предприятия — фундамент их общества потребления. С малых лет детей всех учили законам государства при помощи гипнопедии — обучения во сне. Почти бесчисленное повторение одной фразы, впечатывалось в сознание, создавая правильную личность. Но одним из главнейших прорывов является «сома» — наркотическое вещество, глушащее боль, печаль и страдание. В одной из последних сцен, в кабинете Главноуправителя Западной Европы Мустафы Монда, раскрывается много важного об устройстве их мира, но, представляется, самым значимым будет следующий отрывок слов Главноуправителя: «... Пришлось выбирать между счастьем и тем, что называли когда-то высоким искусством. Мы пожертвовали высоким искусством. Взамен него у нас ощущалки и запаховый орган»[2].

Одной из главных идей здесь можно выделить управление разумом для получения счастливого человека. Задание ему правильных для данного общества, то есть общества потребления, ориентиров. Высокое искусство не совместимо с таким миром, если не сказать опасно для него, и было заменено поп-культурой.

Следующим, третьим, произведением будет роман «1984» Джорджа Оруэлла, написанный в 1945 году. Самой примечательной для нас деталью в нем является устройство — «телекраны», установленные повсеместно. Это агрегат, совмещающее в себе телевизор и видеокамеру, позволяющую производить круглосуточный наблюдение за людьми.

Как и у Замятина, человек лишается личного пространства, но уже посредством технологий. Жизнь с давящей мыслью, что за тобой следят, постоянно контролируя, не оставляет никаких путей как к благополучию, так и к революции.

И, наконец, будет рассмотрено бессмертное произведение Рея Бредбери, «451 градус по Фаренгейту». На фоне пожарных, сжигающих все книги, как запрещенные мы видим людей, потерявших связи между собой, природой и интеллектуальным наследием человечества. Прослушивание радио даже во сне, возможно, имеет общие корни с уже рассмотренной гипнопедией. Интерактивное телевидение с проецированием на все стены комнаты бессмысленных шоу, бесконечных сериалов полностью поглощает время людей. Люди даже не замечают сообщений, о грядущей войне. И людям, забывшим о мире, мир не напоминает о себе.

Стоит еще упомянуть множество великих авторов и их произведения, к примеру, Курта Воннегута и его роман «Механическое пианино, или Утопия 14», изданный в 1952 году или же произведения автора понятия «киберпространство», Уильяма Гибсона; но остановимся на этом. Все эти произведения являются классическим примером возможных антиутопий.

«Всё на свете могло быть другим, но имело бы тот же смысл», — сказал Теннесси Уильямс, так же и у нас. Конечно, в нашем мире не тридцать второй век и со стен на нас не смотрят «телекраны», но не будем торопиться.

Два года назад в Германии полицию обвинили в компьютерном шпионаже за своими гражданами [3]. Компьютерный вирус позволял удаленно получать изображение с веб-камеры компьютера, звук, снимки экрана и прочую информацию. Действительно, компьютер оказался глазом Большого Брата, как в произведение Джорджа Оруэлла, «1984».

И всё было бы не так плохо, если бы не одно «но»: компьютер давно стал неотъемлемым элементом жизни, можно сказать членом семьи. Известный бард, Тимур Шаов в своей песне «Суррогаты», высмеивает такое положение дел следующими строчками:

«Крыша едет у соседа:

Как жену зовут, не помнит.

Ему компьютер — собеседник,

Собутыльник и любовник.

Суррогатное общенье,

Суррогатное леченье.

И это, в общем, не имеет

Суррогатного значенья».

Основная сюжетная линия в четвертом прозаическом романе американского писателя Нила Геймана «Американские боги», складывается вокруг грядущий войны богов древней мифологии с Новыми Богами, проявлениями современной жизни и технологий: интернет, масс-медиа и так далее.

Очевидно, что компьютер как электронное устройство интересен лишь узкому кругу специалистов, всем остальным интересны те возможности, которые он предоставляет: развлечение и общение. Обе эти потребности с лихвой покрываются социальными сетями и всевозможными онлайн-играми. В виртуальном мире человек не обременен рамками, проблемами, изъянами. Яркий, цветной сон, в котором он прозябает, цифровой наркотик, почти сома. Обмен получается неравный. Отдавая своё время, всю личную переписку, частную жизнь на откуп социальной сети, он получает тысячи людей, выдаваемых за друзей, которых он ни разу не видел, и тучи бесконечно повторяющейся рекламы, зависящей от наших действий, писем, увлечений.

Если бы дело было только в рекламе. В начале июня 2013 Эдвард Сноуден раскрыл множество документов, посвященных тотальной слежке американских спецслужб за информационными коммуникациями. Впрочем, этот вопрос уже был рассмотрен достаточно широко в современных СМИ.

А закончить хотелось бы цитатой одного известного финского программиста Торвальдса Линуса: «Технологии сами никуда не ведут. Это общество изменяет технологии, а вовсе не наоборот. Технология просто очерчивает границы того, что и насколько дёшево мы можем сделать» [3]. Что в вольной интерпретации можно представить так: технологии развязывают нам руки, а как поступать с этой свободой дело каждого из нас.

Список литературы:

[1] Брюс Шнайер. Секреты и ложь. Безопасность данных в цифровом мире: Питер, 2003 с. 58.

[2] Олдос Хаксли. О дивный новый мир: Астрель, 2012 с. 242.

[3] Полицию обвинили в шпионаже. [Электронный ресурс] // Российская газета: [сайт]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/10/11/shpion-site.html (дата обращения 20.12.13)

Просмотров работы: 1755