Основными способами изучения и обобщения передового опыта развития у детей класса предшкольной подготовки временных представлений в курсе формирования элементарных математических представлений в нашем исследовании явились: анализ научно-методической литературы, изучение современных программ математического воспитания младших школьников, педагогические наблюдения.
Для более полного комплексного исследования проблемы развития временных представлений у детей класса предшкольной подготовки в курсе формирования элементарных математических представлений, необходимо применить такой метод исследования, как педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент проходил в два этапа:
1) констатирующий эксперимент;
2) формирующий эксперимент.
Эксперимент проводился на базе КГУ «Средняя школа №7» г.Усть-Каменогорска. Количество детей экспериментального 0 «А» класса - 15 человек. Учитель экспериментального класса – Устинова Людмила Анатольевна. Количество детей контрольного 0 «Б» класса – 15 человек. Учитель контрольного класса – Биккулова Галина Ивановна.
Первый этап исследования – проведение констатирующего эксперимента.
Целью констатирующего эксперимента являлось определение исходного уровня сформированности временных представлений в курсе формирования элементарных математических представлений у детей класса предшкольной подготовки экспериментального и контрольного классов.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить критерии уровня сформированности представлений о времени и его измерении у детей класса предшкольной подготовки;
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3) провести диагностику уровня сформированности представлений о времени и его измерении в экспериментальном и контрольном классах;
4) проанализировать полученные результаты диагностики.
В ходе педагогического эксперимента диагностика проводилась по методике Р.Ф. Галлямовой.
Нами были разработаны критерии уровней сформированности представлений о времени и его измерении у детей класса предшкольной подготовки (таблица 1).
Таблица 1
Критерии уровней сформированности представлений о времени и его измерении у детей класса предшкольной подготовки
Уровни |
Показатели уровней |
Высокий |
Знает и называет части суток, дней недели их последовательность. Правильно называет какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра; определяет время с помощью механических и песочных часов; ориентируется в названиях и последовательности месяцев года; знает из каких месяцев состоит то или иное время года; умеет определять время года по цикличности природных явлений. Самостоятельно могут дать объяснение различным временным явлениям. |
Средний |
Испытывает затруднения в назывании частей суток и дней недели их последовательность; затрудняется в определении какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра; определяет время с помощью механических и песочных часов с подсказки воспитателя; путает названия и последовательность месяцев года; путает из каких месяцев состоит то или иное время года; затрудняется в определении времени года по цикличности природных явлений. Может объяснить временные явления с помощью воспитателя. |
Низкий |
Не знает и называет части суток беспорядочно; не знает название дней недели их последовательность; не определяет какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра; не определяет время с помощью механических и песочных часов; не ориентируется в названиях и последовательности месяцев года; не знает из каких месяцев состоит то или иное время года; не умеет определять время года по цикличности природных явлений. Постоянно нуждается в помощи воспитателя. |
На основе проведенного анализа методической литературы нами было выделено три уровня: высокий, средний, низкий.
Диагностические задания были подобраны таким образом, чтобы определить уровень сформированности представлений о времени
Серия 1.
Цель:Исследованиезнания ребенком названий частей суток, умение определять их по цикличности природных явлений и деятельности человека.
Материал: картинки с изображением человека спящего в темноте, делающего зарядку, спящего при дневном свете, занимающегося, смотрящего вечернюю передачу; картинки с изображением явлений природы, свойственных тому или иному времени суток: звездное небо, луна; туман, рассвет; высокое солнце, резвящиеся животные; закат, закрывающиеся цветы, первая звезда.
Задание 1: «Какие части суток ты знаешь? Перечисли их по порядку».
Оценка:
Соответствует высокому уровню: все части суток названы правильно, по порядку – 3 балла.
Средний уровень: части суток названы правильно, но не по порядку – 2 балла.
Низкий уровень: неправильно названы ни части суток, ни их последовательность – 1 балл.
Задание 2: «Сейчас я покажу тебе картинки с изображением человека. Разложи их по порядку. Как ты думаешь, в какое время суток это происходит?».
Оценка:
Соответствует высокому уровню: все части карточки разложены правильно, по порядку, ошибок в назывании частей суток нет – 3 балла.
Средний уровень: последовательность карточек правильная, ошибки в назывании частей суток или наоборот – 2 балла.
Низкий уровень: карточки разложены не правильно, части суток не названы, ответ не обоснован – 1 балл.
Задание 3: « Это картинки, на которых изображена природа. Разложи их по порядку. К какому времени суток относится каждая картинка? Почему?»
Оценка:
Соответствует высокому уровню: все части карточки разложены правильно, по порядку, ошибок в назывании частей суток нет – 3 балла.
Средний уровень: последовательность карточек правильная, ошибки в назывании частей суток или наоборот – 2 балла.
Низкий уровень: карточки разложены не правильно, части суток не названы, ответ не обоснован – 1 балл.
Результаты обследования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровни сформированности представлений о названии частей суток у детей экспериментального и контрольного классов (контрольный срез)
Уровни |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
Низкий |
40% |
47% |
Средний |
47% |
33% |
Высокий |
13% |
20% |
Серия 2.
Цель: выявить знание ребенком дней недели, их последовательности и умения определять какой день был вчера, сегодня, будет завтра.
Материал: карточки со знаками-символами занятий или режимных процессов, относящихся к тому или иному дню недели.
Задание 1. «Какие дни недели ты знаешь? Назови их».
Оценка:
Соответствует высокому уровню: ребенок назвал все дни недели и их порядок правильно – 3 балла.
Средний уровень: названия дней недели названы правильно, но порядок нарушен – 2 балла.
Низкий уровень: не знает названий дни недели и их последовательности.
Задание 2. «Посмотри на эти значки. Каждый значок обозначает занятия, которые проходят у нас в определенные дни недели: кисточка – изо; цифра – математика; ручка – обучение грамоте; мяч – физкультура; нота – музыка; пустые карточки – выходные дни. Разложи их по порядку. Назови, в какой день проходит это занятие».
Оценка:
Соответствует высокому уровню: все выполнено правильно – 3 балла;
Средний уровень: Ребенок разложил все правильно, но с подсказкой воспитателя – 2 балла;
Низкий уровень: ребенок не справился с заданием – 1 балл.
Задание 3. «Скажи, какое занятие будет сегодня. Положи на стол соответствующую карточку. Какой сегодня день недели? Справа от карточки положи символ занятия, которое будет завтра. Какой день недели будет завтра. В какой день недели у нас занятие по … (называют занятие, которое было вчера)? Это сегодня, завтра или было вчера?»
Оценка:
Соответствует норме: все задания выполнены правильно – 3 балла;
Средний уровень: Ребенок допустил 2-3 неправильных ответа или справился с заданием лишь с подсказкой воспитателя – 2 балла.
Низкий уровень: ребенок допустил более 2 ошибок или не справился не с одним заданием.
В результате диагностики дети показали следующие результаты, которые продемонстрированы в таблице 3.
Таблица 3
Уровни сформированности представлений о днях недели у детей экспериментального и контрольного классов (контрольный срез)
Уровни |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
Низкий |
46% |
40% |
Средний |
47% |
53% |
Высокий |
7% |
7% |
Из таблицы видно, что уровень детей с высоким уровнем сформированности представлений о днях недели и в контрольном и экспериментальном классах одинаковое по 1 ребенку, что составляет 7 %. Уровень детей со средним уровнем 47% (7 человек) в экспериментальном и 53 % (8 человек) в контрольном классах. Низкий уровень имеют 46% детей экспериментального класс (7 человек) и 40% детей контрольного класса (6 человек).
Серия 3.
Цель: Определить, знает ли ребенок названия месяцев и времен года, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года.
Материал: картинки с изображением времен года, загадки о месяцах года, отрывки стихотворений карточки с названиями месяцев и иллюстрациями к ним, картинки с изображением праздников и карточки с изображением изменений в природе по сезонам, полоска с цифрами от 1 до 12.
Задание 1. «Назови, какие времена года ты знаешь. Выбери карточки с изображениями этих времен года. Почему ты выбрал эти карточки».
Оценка:
Соответствует высокому уровню: Все выполнено правильно, ответы обоснованы – 3 балла.
Средний уровень: ребенок допустил ошибки или не смог обосновать ответы– 2 балла.
Низкий уровень – нет ни одного правильного ответа – 1 балл.
Задание 2. «Перечисли все месяцы года. Посмотри на эти картинки. На них изображены праздники: Мамин День, День рождения, Сабантуй, Новый год, День защитника Отечества, День космонавтики, День Победы, День Знаний, День Примирения и Согласия, День Независимости… Цифры на полоске означают месяцы по порядку. Разложи карточки под полоской так, чтобы каждый праздник «прошел» в свой месяц».
Оценка:
Соответствует высокому уровню: все выполнено правильно - 3 балла.
Средний уровень: допущено не более половины неправильных ответов - 2 балла.
Низкий уровень: более половины ответов не верны – 1 балл.
Задание 3. «Перед тобой картинки с изображением времен года и месяцев. (Рассмотреть картинки, уточнить сезон или месяц на ней изображенный). Как ты знаешь в каждом сезоне (времени года) по три месяца. Сгруппируй картинки так, чтобы месяц соответствовал своему сезону. Желательно, чтобы месяцы шли по порядку».
Оценка:
Соответствует высокому уровню: все выполнено правильно, допускается не соблюдение очередности месяцев - 3 балла.
Средний уровень: ребенок выполнил задание с несколькими подсказками взрослого – 2 балла.
Низкий уровень: нет ни одного правильного ответа – 1 балл.
Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Уровни сформированности представлений о месяцах и временах года у детей экспериментального и контрольного классов (контрольный срез)
Уровни |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
Низкий |
40% |
46% |
Средний |
40% |
27% |
Высокий |
20% |
27% |
Результаты диагностики показали, что детей с высоким уровнем сформированности представлений о месяцах и временах года в экспериментальном классе составило 20% (3 человека) и в контрольном классе 27% (4 человека). 40 % (6 человек) детей составили средний и низкий уровень в экспериментальном классе, а в контрольном классе средний уровень 27% (4 человека) и низкий уровень 46% (7 человек).
Серия 4.
Цель: Выявить умение определять время с использованием календаря и механических часов.
Материал: модель календаря, песочные часы (1 мин), модель циферблата, счетные палочки (10 штук).
Задание 1. «Посмотри на календарь и ответь на вопросы: Какое сейчас время года? Месяц? День недели?»
Оценка:
Соответствует высокому уровню: ответы правильные – 3 балла.
Средний уровень: ответы даны правильно, но с подсказкой воспитателя – 2 балла.
Низкий уровень: ответ не дан или дан неправильно – 1 балл.
Задание 2. «Перед тобой часы. Скажи, сколько сейчас времени. Поставь стрелки часов так, чтобы было ровно 2 часа. Поставь стрелки часов так, что бы на них было 5 часов 30 минут».
Оценка:
Соответствует высокому уровню: все задания выполнены правильно – 3 балла.
Средний уровень: Ребенок не ответил на 1 вопрос – 2 балла.
Низкий уровень: ребенок не ответил на 2 вопроса или вообще не ответил правильно – 1 балл.
Результаты представлены в таблице 5.
Таблица 5
Уровни сформированности представлений о времени с использованием календаря и механических часов у детей экспериментального и контрольного классов (контрольный срез)
Уровни |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
Низкий |
33% |
20% |
Средний |
67% |
80% |
Высокий |
0% |
0% |
В результате обработки данных всей диагностики, мы определили уровень сформированности временных представлений о времени, которые представлены в таблице 6.
Таблица 6
Уровни сформированности представлений о времени у детей экспериментального и контрольного классов (контрольный срез)
Уровни |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
Низкий |
41% |
46% |
Средний |
53% |
46% |
Высокий |
8% |
8% |
Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что дети как экспериментального, так и контрольного классов находятся преимущественно на низком и среднем уровне. Большая часть детей не ориентируются во времени.
Такие результаты говорят о необходимости разработки и внедрения системы занятий в курсе формирования элементарных математических представлений по развитию у детей класса предшкольной подготовки различные временные представления.