ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОЭПИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ НОРМ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ РОДНОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОЭПИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ НОРМ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ РОДНОГО ЯЗЫКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Статья посвящена проблеме формирования орфоэпической компетенции у младших школьников. Автор указывает на потребность в овладении нормами устной речи и воспитании у учащихся уважения к традициям русского языка. При этом отмечает, что младший школьный возраст считается наиболее благоприятным периодом для становления и совершенствования произносительной культуры речи. В статье также рассматриваются произносительные нормы и пути их формирования.

Ключевые слова: орфоэпия, орфоэпическая компетенция, произносительная культура речи, орфоэпическая грамотность.

Article is devoted to the problem of forming orthoepic competence in primary school children. The author points to the need for mastering the rules of speech and educating students to respect the traditions of the Russian language. While noting that the primary school age is considered the most favorable period for the establishment and improvement of articulatory speech culture. The article also discusses the pronunciation rules and ways of their formation.

Keywords: orthoepy, pronouncing competence, the pronunciation of speech, pronouncing literacy.

В жизни современного общества расширилось воздействие живого слова на человека, следовательно, повысились требования к правильности устной речи, то есть к формированию орфоэпической компетенции. Формирование орфоэпической компетенции в процессе освоения норм произносительной речи родного языка является актуальным, так как усиливается потребность в овладении нормами устной речи и воспитании в учащихся уважения к традициям русского языка.

Основа произносительной культуры закладывается в раннем детстве. Развитие орфоэпических навыков младших школьников происходит под влиянием социума, который его окружает. Поэтому очень важно чтобы люди, а в особенности педагоги, окружающие ребёнка были компетентны в области орфоэпии.

Развитие речи учащихся - непрерывно развивающийся процесс. Одна из главных сторон — обогащение словарного запаса с помощью развития правильной и культурной речи учащихся. Младший школьный возраст является основным периодом для становления и совершенствования орфоэпической культуры, так как дети часто искажают слоговой состав слова. Высокая языковая восприимчивость, большая склонность к подражанию является основой специального обучения устной речи и могут обеспечить улучшение в работе по развитию правильной речи детей на произносительном уровне. На данном этапе начинается работа по формированию и развитию орфоэпической компетентности учащихся.

Орфоэпическая норма - представляет собой совокупность правил нормативного литературного произношения.

Произносительные нормы русского языка сложились исторически. Это был длительный процесс. Впервые произносительные нормы русского языка зафиксировал М.В.Ломоносов. Неоценимый вклад в теорию русской орфоэпии внес Р.И.Аванесов: ему принадлежит руководство по современной русской орфоэпии - книга "Русское литературное произношение". Литературный язык объединяет людей говорящих по-русски, он необходим для преодоления языковых различий между ними. Значит, у него должны быть обязательные нормы: не только лексические - нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении, как и другие языковые различия, отвлекают людей при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, каким образом.

К сожалению, в школе уделяется мало времени для досконального изучения произносительных норм русского языка. В наше время актуальными являются слова, сказанные более полувека назад: «…мысль о правильности произношения в школе не есть постоянная хозяйка нашей речи, а гостья, да ещё редкая гостья, парадная, так сказать» [1, с.73].

В работе А.А. Бондаренко и М.Л. Каленчук говорится, что основа орфоэпической работы определяется целью обучения учащихся орфоэпии, которая состоит в практическом усвоении детьми норм произношения. Особенность усвоения орфоэпических норм детьми, а также специфики владения нормами в двух видах речевой деятельности — говорении и чтении — требуют детализации названной цели. Главной целью обучения орфоэпии в начальных классах становится обучение детей орфоэпически грамотно читать написанное или напечатанное. По­скольку достижение данной цели недопустимо в отрыве от выработки у учеников умения грамотно записывать орфоэпически диктуемое, то следует говорить о становлении и развитии обоих умений [2, с.144].

Чтение и письмо, являясь главным звеном в воспитании произносительных умений, включается в цепь всех речевых процессов таким образом: аудирование (слушание) – чтение и письмо – говорение. Главенствующее место занимает аудирование, так как именно с восприятия образцового произношения, предъявляемого в основном учителем, происходит овладение произносительными нормами. В статье А.Ю.Чирво говорится о том, что в качестве ведущего метода целесообразно использовать метод опоры на речевой слух, а в качестве главного приёма – приём анализа звучащих образцов речи [3, с.26-27].

Орфоэпия тесно связана с орфографией и фонетикой, так как без знания звуков, правильного их интонирования и написания слов тяжело овладевать орфоэпическими умениями и навыками. Следовательно, повышение произносительной культуры означает и подъем орфографической грамотности детей. Как говорил в своих работах Н.С. Рождественский, чем выше культура устного слова, чем правильнее орфоэпически говорят ученики — тем правильнее они пишут [4, с.31].

Также, говоря о звуковой и интонационной сторонах речи, следует иметь ввиду, во-первых, звуковой состав слов и словесное ударение, во-вторых, интонацию различных предложений связанных с эмоциональными высказываниями.

Ударение – одна из начальных тем подготовительного периода обучения детей грамоте и одна из фундаментальных тем курса русского языка начальной школы. Развитие произносительной культуры младших школьников невозможно без опоры на выработанное у детей представление о том, что такое словесное ударение и каковы его функции. Не случайно В. И. Даль толковал ударение как «надстроечный знак над гласной буквой, указывающий на протяжность ея» [5, с.472].

Интонация – манера произношения, отражающая какое-либо чувство говорящего, его отношение к предмету речи. С помощью интонаций говорящий передаёт значения: вопрос, утверждение и пр., эмоции (радость, огорчение, боль) и отношения (иронию, неприязнь). Интонации связаны со знаками препинания, особенно перечислительная, восклицательная интонации и прочее. В программе по русскому языку нет самостоятельной темы «Интонация», но методика предусматривает интонационное развитие при обучении выразительному чтению, а также в отдельных темах курса синтаксиса (вопросительные и восклицательные предложения, однородные члены предложения и пр.). Хорошо отработанные интонации не только способствуют лучшему пониманию текста, но и служат основой пунктуационных умений и навыков. В преподавании русского языка нерусским учащимся используется теория русской интонации, выделяющая семь интонационных конструкций; в школе родного языка интонации усваиваются без теории, на практической основе [6, с.45],[7, с.94],[8, с.21].

По словам Г.Фирсова в процессе обучения письму и чтению происходит установ­ление связи между слуховыми и зрительными образами слова. При этом важно помнить, что слуховой образ слова может быть без зрительного (если слово еще в письме не встречалось), но зрительный образ слова не может быть без слухового [6, с.46-47].

В статье А.Ю. Чирво, говорится о том что, для совершенствования орфоэпических навыков используется звуковой образец (будь то: речь учителя, фильм, запись классического произведения литературы, профессиональных чтецов или артистов). Подразумевается аудиовизуальное дидактическое средство, который содержит в себе речевой материал, позволяющий вести работу по наблюдению и анализу произносительных особенностей устной речи учащихся младшей школы.

Данный метод позволит выявить сразу несколько способностей и умений, таких как: способность воспринимать слышимый звуковой образец и способность воспроизводить слышимый звуковой ряд [3, с.26-27].

Слуховая память – вид памяти, способность запоминать звуковые комплексы и воспроизводить их. Слуховая память необходима для усвоения интонаций, орфоэпии, выразительного чтения, орфографии. Развивается с помощью специальных упражнений: слушания образцового чтения и речи, тренировки в устном рассказывании и выразительном чтении, звукового и интонационного анализа слов и текстов и пр.

Говорение – один из четырех видов речевой деятельности, состоит в переводе внутренней речи в акустическую речь, в перекодировке мысли в звуковые сигналы. Результат говорения – это устное высказывание. Трудность овладения говорением для учащихся в его быстроте и неподготовленности, невозможности обдумать, в необходимости за доли секунды оценить ситуацию, определить мотивы, осознать намерение сказать что-то, определить план высказывания, выбрать наиболее точные слова, включить в действие свой речевой аппарат и оформить высказывание акустически, т. е. произнести фразу, придав ей нужные интонации, ударения и пр. Методика развития устной речи обеспечивает наилучшие условия для всех названных элементарных действий, составляющих процесс говорения.

Культура речи учащихся – владение нормами устного и письменного литературного языка (орфоэпия, ударение, словоупотребление, орфография, морфология, синтаксис), а также умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения. Культура речи может быть достигнута лишь на основе общей культуры субъекта и окружающих его людей, любви к родному языку, высокой культуры мышления [9, с.55]. Р.И. Аванесов писал о том, что культуру произношения необходимо прививать и развивать, ибо сама она без специальных усилий не кому не даётся [1,с.75].

Орфоэпия в школе– совокупность норм, правил, устанавливающих единство оформления звучащей речи, что содействует общению.

Дети приходят в школу с различным уровнем знаний по русскому языку. В устной речи встречаются разнообразные отклонения от норм русского литературного произношения. Важным является представлять определённый уровень орфоэпической грамотности учеников, знать их произносительные ошибки, а также причины их появления в двух видах речевой деятельности детей: чтении и говорении.

Все отступления от орфоэпических норм целесообразно классифицировать по вызывающим их причинам. Основные типы орфоэпических ошибок: на первом месте по частоте – ошибки, связанные с диалектными влияниями, а также с акцентами у детей, для которых русский язык не родной; нарушения ударений – также в основном под влиянием диалектов и просторечия; так называемое орфографическое произношение под влиянием чтения, особенно часто – в начальных классах; нарушения орфоэпических правил и законов русской фонетики. Количество орфоэпических ошибок в школе очень велико. И велика роль правильной речи учителя.

Для того чтобы как можно меньше в речи учащихся появлялись орфоэпические ошибки, нужно выполнять упражнения направленные на закрепление орфоэпических навыков учащихся.

Следовательно, орфоэпическая грамотность представляет собой сложное явление.

В заключении можно сказать, что владение нормами литературного языка в его устной форме является основой для успешной профессиональной деятельности. Орфоэпическая компетенция позволяет избегать двусмысленностей, нелепостей, даёт возможность изъясняться точно, ясно выражать свои мысли. Умение говорить по-русски правильно необходимо всем, и особенно будущим деловым людям.

Формирование орфоэпической компетенции младших школьников является актуальной проблемой, которая, опираясь на современные дидактические и воспитательные технологии, призваны, наряду с семьёй решать современная школа и современные педагоги.

Литература

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.: Просвещение, 1984 г.с.73-75.

  2. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников: Пособие для учителя.— 1990.—144с.

  3. Чирво А.Ю. Звуковой образец как средство совершенствования произносительной культуры младших школьников. // Начальная школа-2009 - №10 – с.26-27.

  4. Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальных классах.— М., 1960.— с.31.

  5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1980. – Т. IV. – с.472.

  6. Пешковский А. М. Интонация и грамматика // Избр. тр. – М., 1953 г.с.45-47.

  7. Фирсов Г. Л. Наблюдения над звуковой и интонационной стороной речи на уроках русского языка. – М., 1959с.94.

  8. Брызгунова Е. А. Звуки и интонации русской речи. – М., 1977с.21.

  9. Розенталь Д. Э. Культура речи. – М., 1964. с.55.

Просмотров работы: 7237