ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы личностного и умственного развития детей это фактор воспроизведения общего изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития речи младших школьников. Понятие об особенностях речи, формировании и общих закономерностях, есть главный фактор, определяющий формирование и развитие учебной деятельности младших школьников.

Один из главных составляющих в обучении и воспитании детей является формирование и развитие связной монологической речи. [1, с.260] Многие учёные обеспокоены спадом общего речевого развития культуры детей. Из этого следует, что необходимо ввести последовательную работу по формированию языковой компетенции. Одна из задач современной школы – добиться наиболее эффективной формы организации учебной деятельности школьников. Большое внимание всегда уделялось проблеме становления речевой деятельности учащихся. В настоящее время определены общие тенденции речевого развития школьников, доказана идея развития речи не межпредметном уровне, раскрыты и проблемы речевого общения, рассмотрены возможные пути формирования и развития языковой компетенции, есть анализ диалогической и монологической формы речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования связной речи младших школьников.

Что бы познакомить детей с литературным произведением учителю необходимо построить учебный процесс, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, методически грамотно организовать восприятие литературных произведений.

Каким образом организовать работу по формированию умений связной речи, научить детей грамотно, развёрнуто выражать свои мысли, какие этапы и направления работы по развитию связной речи являются наиболее эффективными? Именно эти вопросы направили нас на исследование этой темы.

Речь – это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще.

Так как сейчас развитие телевидения, компьютерных технологий набирает всё больший оборот, набирает всё большую остроту проблема развития связной речи школьников. Учитывая, что развитие речи тесно связано с развитием мышления, эта проблема является одной из главных проблем современной школы. Как ребёнку развивать свою речь, как привлечь к созданию рассказов, сказок и стихов? Какие советы дать родителям? Много вопросов, ответом на которые должна стать интересная, познавательная система работы.

С чего начать? Начинать нужно с обогащения словаря – это правильный путь к формированию красивой, грамотной речи. Поэту важно убедить учеников, в том, что необходимо работать со словарями, нужно пробуждать интерес к происхождению, значению слов. Нужно включать мимику, жесты, творческую импровизацию, использовать игру. Разнообразие игр должно быть на каждом уроке, они развивают у детей природное языковое чутьё и подготавливают их к восприятию поэтических форм.

Так же поможет обогатить словарный запас учащихся словарная работа на уроках литературы и русского языка.

«Словарная работа – это не эпизод в работе педагога, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал известный учёный – методист А.В. Текучев.

Этапы словарной работы:

  1. Семантизация слова.

  2. Актуализация слова.

  3. Использование слова в речи.

Активизация словаря – это важное направление в словарной работе на уроках.

Выделяют несколько способов толкования значения слов:

-наглядный

-контекстуальный

-способ подстановки синонимов

-логическое определение

-развёрнутое описание

-подбор антонимов

-анализ морфологической структуры слова и словообразования

Объяснение слова – это первая ступень в процессе расширения словаря учащихся. Что бы слово закрепилось у ребёнка в голове, нужна большая работа. Речевое развитие в большей степени происходит в первом классе, на уроках обучения грамоте. Подготовительную работу нужно проводить в букварный период и продолжать на протяжении всего учебного года. Необходимо использовать сюжетные картинки. Данная работа приближает детей к связному рассказу[2, с.71].

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация, мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют «жёсткое задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию связной речи необходимо считать и то, и другое. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи надо ежедневно на всех уроках русского языка и литературного чтения. Главная задача учителя – дать жизнь слову, помочь приобщить ребёнка к художественной литературе, как искусству слова[3, с.38-39].

Вера ребёнка в реальность событий и существование героев художественных произведений соединяется с эмоциональной отзывчивостью. Ребёнок вступает в описание как соучастник, он переживает вместе с героями. Учитель, вступая в беседу, задаёт тон: начинаю оценивать, рассуждать, что бы потом поощрять удачно подобранные образы.

Речь – это процесс общения людей посредством языка, средство мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека; речь, как психическая функция является инструментом мышления.

Особенности уроков по литературному чтению, предполагает осмысление средств, которые используются в речи для передачи художественных образов, настроения. Вопросы, которые даны в учебнике, беседы с учащимися направлены на осознание лингвистических особенностей текста. Помимо этого используются формы и методы обучения такие как: коллективная, самостоятельная работа, в форме беседы, диалога, игр, сценок. Если соблюдать эти условия, можно добиться эффективности работы по развитию связной речи на уроках литературного чтения и подготовить детей к дальнейшему изучению языка.

Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае, если:

-она богата и разнообразна по использованным в нём лексическим и грамматическим средствам;

-в нём точно передано содержание высказываний;

-в нём учтены особенности ситуации общения, выдержан определённый стиль речи.

Голос и речь даны человеку для выражения мысли и чувства. Это закон природы. Научиться соблюдать его – задача каждого человека [4, с.35-39]

Список литературы:

1.. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, М., 2001 год. стр. с. 260

2. Синицин В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников, 2003 год.стр.71

3. Запорожец И.В. Культура речи// Начальная школа, 2003 год. стр.38-39

4. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе //Начальная школа, 2000. № 4. С. 35-39

Problems of personal and intellectual development of children is a factor of the total playback features studying learning and development of children, especially the development of speech younger students. The notion of speech features , formation and general laws , is the main factor determining the formation and development of educational activity of younger schoolchildren.

One of the main components in the education and upbringing of children is the formation and development of connected monologues . [1, p.260 ] Many scientists are concerned about the decline in the overall culture of speech development of children . From this it follows that it is necessary to introduce a consistent work on the formation of linguistic competence . One of the challenges of the modern school - to achieve the most effective form of educational activity of schoolchildren. Much attention is always paid to the problem of making the speech activities of students . Currently defined general trends of the speech development of schoolchildren , proved the idea of ​​development of speech does not cross curricular level, disclosed and verbal communication problems , discussed possible ways of formation and development of linguistic competence , there is an analysis of dialogue and monologue form of verbal expression , revealed the psychological characteristics of the formation of coherent speech of younger schoolboys .

To introduce children to the literary work of a teacher needs to build a learning process , taking into account individual differences and age of pupils , methodologically competently organize the perception of literary works.

How to organize the work on the formation of coherent speech skills , teach children competently deployed to express their thoughts , what steps and direction for the development of coherent speech are most effective? These questions directed us to the study of this topic.

It - it is a way of understanding reality , it performs the function of communication and emotional expression . Wealth speech to a large extent depends on the enrichment of the child new ideas and concepts , and language fluency , speech contributes to successful relationships and knowledge in nature and in life in general.

Since now the development of television , computer technology gaining momentum , gaining sharpness problem of development of coherent speech students. Given that language development is closely linked to the development of thinking , this problem is one of the main problems of the modern school . As the child to develop his speech , how to attract the creation of stories , tales and poems ? What advice to give to parents ? Lots of questions , the answers to which should be interesting , informative system work.

Where to start? You should begin with enriching vocabulary - is the right way to form a beautiful , literate speech . Therefore it is important to convince the students that need to work with dictionaries , you need to awaken interest in the origin and meaning of the words . Need to include facial expressions, gestures , creative improvisation , use the game . Variety of games should be on each lesson , they develop children's natural linguistic flair and prepare them for the perception of poetic forms .

Just help to enrich vocabulary dictionary students work in the classroom literature and Russian language. " Dictionary work - this is not an episode in the work of the teacher , and the systematic , well-organized , practical to build pedagogical work associated with all sections of Russian course " - wrote a famous scientist - Methodist AV Flowing.Stages of dictionary work :1. Semantization words.2 . Actualization of the word.3 . Use of the word in question.

Activating the dictionary - this is an important area of ​​work in the dictionary in the classroom.Identify several ways to interpret the meaning of words :visualizedcontextual -way - aliasing- logical definition- a detailed description ofantonyms - selectionanalysis of the morphological structure of words and word formation.

Explanation of the word - is the first step in the process of expanding vocabulary students. What would the word stuck in a child 's head , you need a lot of work . Speech development largely occurs in the first grade literacy lessons . Preparatory work should be carried out in the period bukvarny and continue throughout the school year. You must use the story of the picture. This work brings children to a coherent story [2 , p.71 ] .

Work on the development of speech requires a variety of techniques and tools . During the course repeatedly changing learning situation , motivation speech. Students then expressed freely, then perform a "hard job that disciplined thought and directs in strict keeping with their speech activity . The work on the development of coherent speech and it is necessary to consider both. Teach meaningful , logical , clear and correct speech but daily on all Russian lessons and literary reading . The main task of the teacher - to give life to the word , to help the baby to attach literature as art words [3, p.38- 39].

Belief in the reality of child events and the existence of heroes artworks connected with emotional responsiveness . Child comes into the description as a partner , he suffers along with the characters . Teacher , engaging in conversation , sets the tone : begin to evaluate , reason, which would then encourage well-chosen images.

Speech - is a process of communication between people through language , a means of thinking , the carrier of consciousness , memory, information management tool behavior of others and its own regulation of human behavior , speech, mental function as an instrument of thought.

Features lessons on literary reading involves comprehension tools that are used in the speech for transmission of artistic images , moods . Questions that are given in the textbook , conversations with students focused on the awareness of linguistic features of the text. Besides using the forms and methods of training such as : collective , self study, in the form of conversation , dialogue, games, skits . If you comply with these terms , you can achieve the efficiency of the development of coherent speech on the lessons of literary reading and prepare children for further study of the language.

Thus, to talk about a good speech can only be achieved if:- she is rich and diverse in it used lexical and grammatical means ;- it accurately conveys the content of the statements ;- it takes into account the specific situation of communication, sustained a certain style of speech.

Voice and speech given to man to express thoughts and feelings. It is a law of nature.

Learn to abide by it - the task of every human [4, p.35- 39]

References

1 .. BG Ananiev Man as an object of cognition, M. , 2001 . with p . 260

2 . Sinitcin VA Modern approaches to the development of speech of younger schoolboys 2003 god.str.71

3 . Zaporozhets IV Of speech / / Primary School , 2003 . p.38 -39

4 . EV Arkhipova Lesson about language development in primary school / / Primary School , 2000 . Number 4 . pp. 35-39

Просмотров работы: 1910