В современной образовательной практике термины компетентность и компетенция выступают в качестве определяющих. В рамках научных дискуссий вокруг этих понятий обсуждаются вопросы выделения различных оснований компетенций (личностные характеристики, свойства деятельности); описание их через процесс или результат; описания их состава, а также самого термина «компетентность» или «компетенция» [1]. Мы вслед за Левашевой И.И. рассматриваем вопросы формирования познавательной компетенции у детей дошкольного возраста, как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с освоением содержания образования и способов получения знаний на основе развития основных познавательных процессов [2].
Анализ интенций категории «познавательная компетентность», представленных в работах И.А. Зимней [3], А.В. Хуторского [4],С.Г. Воровщикова [5] и других исследователей, позволяет рассматривать познавательную компетентность как компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, т.е. личностный опыт саморегулируемой познавательной деятельности и интегративную качественную характеристику индивидуальности, отражающую её стремление и способность накапливать и реализовывать свой потенциал в сфере самостоятельной познавательной деятельности для успешного решения личностно-значимых задач.
Познавательная компетентность характеризуется: сформированными осознаваемыми установками на процесс познания как необходимый атрибут жизнедеятельности и основу социальной жизни современного человека, владением различными методами, организационными формами и средствами познавательной деятельности, умением, исходя из поставленных целей, выбрать и целесообразно использовать усвоенные методы и средства познания в практической деятельности, владением навыками целесообразной эффективной реализации полученных знаний, умений, навыков.
Познавательные компетентности дошкольников - это совокупность компетенций ребенка в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ребенок овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Специально организованная образовательная деятельность, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме, называется формой освоения.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется через образовательную область «Познание» в детском саду. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.
Через познавательную деятельность реализуются практически все программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач; соблюдается комплексность, математические представления формируются и развиваются в определенной системе. Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей, строятся с учетом дидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям. Суть освоения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Как организовать деятельность детей, чтобы развивать познавательные процессы? (внимание, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).
В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека, подражая ему. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе.
В работе с дошкольниками новые знания даются небольшими частями, строго дозированными «порциями». Поэтому общую программную задачу или тему обычно делят на ряд более мелких задач - «шагов» и последовательно реализуют их на протяжении нескольких форм работы.
Помимо «чисто» образовательных задач по формированию математических представлений, ставятся также задачи по развитию речи, мышления, воспитанию качеств личности и черт характера, т. е. разнообразные воспитательные и развивающие задачи.
Структура образовательной деятельности обеспечивает сочетание и успешную реализацию задач из разных разделов программы (изучение разных тем), активность, как отдельных детей, так и всей группы в целом, использование разнообразных методов и дидактических средств, усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного
В практике работы по формированию элементарных математических представлений сложились следующие типы образовательной деятельности:
1) в форме дидактических игр;
2) в форме дидактических упражнений;
3) в форме дидактических упражнений и игр.
Задача, стоящая перед воспитателем дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога дошкольного учреждения - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное - познать радость при преодолении трудностей.
Эффективными заданиями для развития внимания и наблюдательности могут стать игры. Найти одинаковые фигуры, различия, найти, какие предметы нарисованы. Задания с намеренно сделанными ошибками – «Найди ошибку художника» и другие развивают умение анализировать зрительные образы и способность к наблюдению. Таким образом, у дошкольников развивается одно из важных умений – умение замечать проблемы. В дальнейшем можно использовать методы, направленные на формирование умений выдвигать гипотезы, формулировать вопросы и т.д., что способствует саморазвитию ребенка.
Другой блок заданий для развития внимания и наблюдательности — «Парные картинки, содержащие различия». Всем известно, что сейчас в детских книжках, журналах и газетах очень много заданий подобного рода. Их можно использовать в данных целях.
Следующие задачи — несколько сложнее.
Задание заключается в том, чтобы дети, рассматривая (или вспоминая) различные реальные природные объекты (людей, животных, деревья и др.) учились находить в их сложных формах аналогии с простыми геометрическими телами (шар, куб, цилиндр, конус и др.) или какими-либо другими предметами.
Например:
- На какую геометрическую фигуру похожа голова человека?
- Какую фигуру напоминает ствол дерева?
- На какую геометрическую фигуру похожи шипы роз?
Возьмем хорошо знакомые предметы простой формы, например: кубик, мячик, книжку, собранную пирамидку. Задание — посмотреть и нарисовать в таблице, как будет выглядеть каждый из этих предметов сверху, слева и справа (рис. 1).
Сверху |
||||
Слева |
||||
Справа |
Рисунок 1 – Таблица для рисунков
Следующее задание — найди несколько осенних листьев (клен, береза, дуб или др.). Подумай и скажи, на что похож каждый из них. Обведи их по контуру в тетради. Опиши каждый из них словами как можно подробнее.
Использование математических игр на занятиях формирования элементарных математических представлений направлено на формирование умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты, рассуждать, решать творческие задачи.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, проникновением ее в разные области знаний. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта.
Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с самого раннего возраста.
Развитию учебно-познавательной компетенции старших дошкольников способствует организация исследовательской деятельности детей. Важно чтобы учебная деятельность ребенка была максимально приближена к исследовательской деятельности, в таком случае приобретаемые знания будут наполнены жизненным и личностным смыслом.
Литература:
1. Коростелев А.А., Ярыгин О.Н. Компетентностный подход: проблемы терминологии // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2011. - № 2(5). – С. 212 - 220.
2. Левашева И.И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2011. - № 2(5). – С.133
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: ИЦПКПС, 2004. 42 с.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". 2002. 23 апреля. [Электронный ресурс]. / URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. [Дата обращения 14.12.2011].
Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: Опыт проектирования // Газета "Управление школой". 2009. - № 7. URL: http://upr.1september.ru/view_article.php? ID =200900704. [05.01.2012].