Дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования у детей представлений об окружающем мире. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка читать и считать, а в том, чтобы показать ему многообразие этого мира, научить видеть в нем закономерности, зависимости, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику; пробудить познавательный интерес. Для того чтобы процесс познания был позитивным для ребенка, необходимо особое внимание уделять содержанию образования.
Одно из требований дошкольной дидактики состоит в том, что содержание образования детей должно быть небольшим по объему, но емким. Это требование будет соблюдено, если при формировании содержания познавательного развития дошкольников охватить многочисленные аспекты того или иного явления, обогащая и развивая при этом всю совокупность личного опыта ребенка. Отрывочные сведения из разных областей науки не становятся для ребенка знанием, поскольку не актуализируются в его жизни, и, соответственно, не формируется целостное представление о мире как единой системе, где все взаимосвязано. Решить эту проблему на современном этапе помогает интегрированный подход к выбору содержания образования. Одной из основных форм осуществления интегративного подхода в дошкольном учреждении являются интегрированные занятия.
Умение ориентироваться в пространстве — важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребёнку важно свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями, а осваивается данный навык достаточно медленно и с большими трудностями.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что низкий уровень сформированности пространственных представлений в экспериментальной группе показали 44%, тогда, как в контрольной группе 41%. Средний уровень показали в экспериментальной группе 41% детей и 44% в контрольной группе. Высокий уровень показали 15% детей, как в экспериментальной, так и в контрольной группе.
Данные констатирующего эксперимента свидетельствует о том, что дети как экспериментальной, так и контрольной группы находятся преимущественно на низком и среднем уровне. Большая часть детей не ориентируются в пространстве.
Такие результаты говорят о необходимости разработки занятий на основе интегрированного подхода и упражнений по развитию у детей пространственных представлений.
До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.
Всё это привело нас к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед нами встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интегрированные занятия.
Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин.
1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.
6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Сущностьюинтегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Интеграция направлений представлена на рисунке.
Рисунок 1. Интеграция направлений
В ходе формирующего эксперимента была разработана на основе системного подхода и апробирован, система занятий на основе интегрированного подхода и методическое пособие «Занимательные игры и упражнения для формирования пространственных представлений у детей 5-6 лет», направленные на комплексное формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста. Например, занятие по теме «Осень» воспитатель может использовать как на основном занятии по формированию элементарных математических представлений, а также на ознакомлении с окружающим миром или рисовании.
Тема «Осень»
1.Кинезиологическое упражнение с мячом.
По команде логопеда подними мяч вверх, вправо, влево, вниз.
Будем с мячиком играть,
Поднимать и опускать.
Вправо, влево повернем,
И опять играть начнём.
2.Игра «Сравни картинки».
Рассмотри правую и левую картинки, определи, чем они отличаются друг от друга.
Используй в своих ответах слова: вверху, внизу, справа, слева, над, под, между, на.
3. Кто спрятался под листьями от осенней непогоды? Раскрась.
4. Работа на листе бумаги.
Рассмотри лист тетради. Покажи верхнюю сторону тетради; нижнюю сторону; правую, левую стороны; центр тетради, правый верхний угол и т. д.
Сравнительная характеристика уровня сформированности пространственных представлений детей экспериментальной и контрольной групп в ходе контрольного эксперимента свидетельствует о том, что низкий уровень сформированности пространственных представлений показали 12% детей экспериментальной группы и 22% детей контрольной группы. Средний уровень показали 44% детей экспериментальной группы и контрольной группы. Высокий уровень показали 44% детей в экспериментальной и 33% в контрольной группе.
Таким образом, в ходе экспериментального исследования, нами сделаны выводы о том, что если в процессе формирования пространственных представлений дошкольников будут систематически использоваться интегрированные занятия, способствующие повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, восприятию целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, то это будет способствовать достижению высоких результатов в познавательной области.
При построении системы занятий по формированию элементарных математических представлений нами выделены следующие преимущества:
- в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;
- углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор;
- основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;
- эмоционально развивают детей, т. к. основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.
Считаем, что поставленные задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза получила теоретическое и экспериментальное подтверждение.