ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИПОТЕЗ В РАМКАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ФИЗИКИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИПОТЕЗ В РАМКАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Никитина Н.С. 1
1ШФ ФГБОУ ВПО «ИвГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Целью обучения физике в школе является развитие мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности и познавательной самостоятельности, коммуникативных навыков. Обучение физике должно помочь школьникам творчески подходить к поиску решений задач и использовать знания для объяснения различного рода явлений. Для полноценного усвоения опыта творческой деятельности, а также знаний и умений необходимо использовать исследовательский метод. Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи[3]. Работа учащихся в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием всех методов и приемов научного исследования, характерных для деятельности ученых.

Разумеется, исследовательский метод рационально применять не всегда и не везде, однако, периодически его стоит использовать при проведении лабораторных работ по физике. Недостатком традиционных лабораторных работ, приведенных в любом стандартном учебнике физики, является то, что они организуются по инструкции, в которой учащимся даются точные указания о действиях с представленными приборами, о необходимости проведения тех или иных измерений. При подобной организации лабораторных работ предусматривается только фиксация результата или умозаключение о результатах деятельности[3]. Механически усваивая определенные стандартные способы деятельности, они новых знаний при этом не получают, или, как правило, в лабораторном эксперименте проверяется справедливость ранее изученных законов, поэтому такие работы не ориентированы на «добывание» знаний. Необходимо признать, что такие лабораторные работы все же нужны, однако, цели обучения в современной школе требуют приобщения учащихся к самостоятельному, творческому поиску. Во многом такое положение вещей обусловлено тем, что в школе репродуктивная деятельность по-прежнему преобладает над творческой, а репродуктивные методы обучения доминируют над продуктивными – поисковым и исследовательским. При проведении лабораторных работ по принципу организации исследовательской деятельности сначала формулируется задача (она может быть построена на базе какого-либо наблюдения), на основании которой выдвигается гипотеза (или несколько гипотез), а затем проводится эксперимент, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу[4]. В процессе применения этого метода школьники могут научиться видеть, осознавать проблемы, возникающие в процессе изучения природных явлений, выдвигать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений и закономерностей, предлагать модели явлений или процессов, проверять пригодность выдвинутых гипотез или предложенных моделей для разрешения обнаруженных проблем.

В связи с этим необходимо включение исследовательских лабораторных работ (вместо нескольких традиционных лабораторных работ), в инструкциях к которым определяется только цель работы, а этапы исследования (план работы) школьники должны разработать сами (на ранних этапах возможна помощь учителя, но лишь консультативная и эпизодическая). Основным условием организации исследовательских заданий любого типа является прохождение учащимися всех или большинства этапов процесса исследования. Решение их обеспечит достижение основных задач применения исследовательского метода в учебном процессе[1,2]. С помощью исследовательского метода организуется творческое усвоение знаний, т.е. этот метод учит школьников применять известные им знания для решения проблемных задач и добывания новых знаний в результате такого решения. Полученные таким образом знания будут усвоены на более высоком уровне и должны стать более прочными.

Использование гипотез при проведении экспериментов в работах исследовательского характера является необходимым, потому что их формулирование и проверка играют важную роль при реализации исследовательского метода. Это даёт возможность учащимся овладеть навыками исследовательской деятельности, которая способствует развитию творческих способностей, познавательной активности и самостоятельности.

Библиографический список:

1. Кашицын А.С. Методологические аспекты учебного физического эксперимента в педагогическом университете / А.С. Кашицын // Учебная физика. – 2005. - № 4. – с.38.

2. Кашицын А.С., Таланов О.Л. Учебный физический эксперимент в компетентностной модели обучения / А.С. Кашицын, О.Л. Таланов // Научный поиск. – 2012. - № 4.4. – с. 85-86.

3. Никитина Н.С., Еремин С.В. Использование гипотез в школьном лабораторном физическом эксперименте / Н.С. Никитина, С.В. Еремин // Научный поиск. – 2012. – № 4.4. – с. 73-75.

4. Никитина Н.С. Использование гипотез в различных видах школьного физического эксперимента / Н.С. Никитина // Научный поиск. – 2013. – № 2.1. – с. 52-53.

Просмотров работы: 1093