ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ГРУППОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ГРУППОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из основных направлений государственной политики в области образования является совершенствование содержания образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу дисциплин предметной подготовки государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в системе педагогического образования. Возрастает роль психолого-педагогической подготовки студентов, реализации инновационных программ профессионального образования, использования современных образовательных технологий. Сегодня речь должна идти о формировании принципиально новой системы непрерывного профессионального образования, предполагающей умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не столько передача от преподавателя к обучающимся знаний и технологий, сколько формирование у будущих специалистов творческих компетентностей, готовности к переобучению.

В рамках подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование» профилей «Начальное образование» и «Дошкольное образование» одним из важнейших направлений работы мы определили создание условий для развития предметно-практических умений (проектировочных, конструктивных, дидактических, организаторских, коммуникативных и гностических), развитие гибкости мышления, креативности как основы профессиональной компетентности современного педагога. И решение поставленной задачи мы видим в освоении студентами технологии педагогического проектирования.

"Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". В процессе проектирования всегда создается нечто новое, ранее не существовавшее.

Педагогический проект представляет собой целостную систему и структуру действий педагога имеющих целью решение конкретной педагогической задачи с детальной регламентацией деятельности всех участников проекта, времени реализации замысла, условий, необходимых для достижения желаемого.

В качестве педагогического проекта могут рассматриваться:

  • концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;

  • новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями;

  • философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.

Нужно отметить, что педагогический проект имеет ряд принципиальных отличий от творческого или, скажем технического. Это связано со специфическими условиями реализации проекта. Во-первых, планирование, развертывание проектной деятельности происходит в сложной динамичной системе межличностных взаимоотношений в учебном коллективе, реализуемых в нескольких направлениях (учитель – коллектив учащихся, учитель – ученик, ученик – коллектив одноклассников, ученик – ученик и т.д.). Во-вторых, происходит непрерывная корректировка и совершенствование проектного материала, по причине уникальности, неповторимости каждого комплекса условий реализации: особенности детского коллектива, материальное и прочее обеспечение, временные рамки и т.д. Следовательно, педагогический проект не может быть статичен и стопроцентно предсказуем. В-третьих, цели, содержание, средства и условия в проекте определяются комплексом приоритетных педагогических ценностей. Но для всех проектов в образовании характерной чертой является их нацеленность на решение образовательных задач и реальное практическое преобразование сложившейся образовательной ситуации силами педагога (педагогического коллектива) за определенный период времени.

Освоение будущими учителями в процессе образования проектной деятельности – это специально организованный процесс обучения на содержательно-процессуальном уровне, освоение проектно-технологической культуры и формирование у студента готовности к сознательному и им регулируемому взаимодействию с миром, к осознанному выбору и ответственности за него. Проектирование – это ни что иное как процесс творения: проблема – идея – план реализации – отбор материалов и техник – апробация – корректировка по результату – доведение – демонстрация и защита.

Основные цели метода проектов: научить студентов самостоятельно достигать намеченные цели; предвидеть проблемы, которые могут возникнуть на пути достижения цели; совершенствовать приемы работы с информацией (поиск источников, технологии обработки, хранения и обновления информационного материала); освоить в процессе реализации педагогического проекта технологию организации и проведения педагогического исследования, передачи и презентации полученных знаний и опыта; навыки работы и делового общения в группе. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально значимой проблемы. В идеальном случае проблема ставиться перед проектной группой внешним заказчиком.

Такие проекты разрабатываются в нашем университете по направлению «Добровольчество». Целью этой работы мы ставим формирование культуры добровольчества, создание условий для становления профессиональной компетентности и самоопределения студентов ВУЗа в условиях внеаудиторной воспитательной работы университета.

Содержание понятия «добровольчество» раскрывается уже в самом слове: «доброволец» — «действующий по доброй воле» то есть без принуждения. И в этом, наверное, и заключается основной признак культуры добровольчества: не столько организация деятельности, направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества, сколько сформированная потребность в оказании помощи тому, кто в этом нуждается.

Сегодня в России чрезвычайно популярна деятельность, направленная на организацию добровольческих центров, создание различных программ, ориентированных оказание услуг нуждающемуся населению, организации досуга и решению социальных проблем. Эта деятельность поддерживается со стороны государства (разработана и одобрена Правительством РФ Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации — распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2009 г. N 1054-р) и бизнеса (сегодня не вызывает сомнений, что участие в социальных программах способствует формированию позитивного имиджа). Но давно известно, поняв цель, поймешь правду. Какую цель преследуют создаваемые волонтерские центры и Благотворительные фонды? Решение существующих проблем. Видим проблему — организуем волонтерскую деятельность по ее решению. А если мы проблемы не видим? Не умеем (или не очень хотим) ее видеть? То и делать что-либо повода нет?.. При таком подходе конечная цель видится как ликвидация проблем, а следовательно, и необходимости в организации волонтерства. Кроме того, такой подход по духу своему не совсем совпадает с идеей добровольчества как осознанного стремления человека протянуть руку помощи нуждающемуся. «Делать добро легче, чем быть добрым», сказал Жорж Вольфром. Мы, организуя деятельность студентов в рамках социально-ориентированных проектов, ставим перед собой задачу формирования истинной культуры добровольчества как проявления гражданской ответственности за происходящее вокруг, прямого личного участия в улучшении жизни общества и должны перейти от конкретно-задачной концепции добровольчества к ценностно-ориентированной. Для реализации поставленных целей на факультете педагогики и психологии был разработан проект «Центр студенческих инициатив «Калейдоскоп идей». Студенты – участники проекта осваивают опыт разработки и реализации социально-значимых акций и проектов, направленных на решение различных проблем, выделенных ими в процессе внеаудиторной работы.

В ходе разработки и реализации проекта у наших студентов появилась возможность не только раскрыть в себе организаторские способности, но и реализовать свой творческий потенциал в общественно значимой деятельности, применить на практике осваиваемые в учебе профессиональные качества. Работая над проектом, они приобретают не только бесценный опыт конструктивного педагогического взаимодействия, но и осваивают необходимые компетенции в области профессиональной и научной деятельности, построения взаимоотношений с людьми из разных возрастных и социальных групп.

Самые яркие, сильные впечатления в ходе работы над проектом вызывают чувства, когда мы понимаем, что все наши идеи направлены на то, чтобы сделать более радостной жизнь детей, попавших в непростую жизненную ситуацию. Не забыть глаза девочки, страдающей ДЦП, которая на одном из наших занятий в рамках проекта «Малая Академия художеств» своими непослушными ручками с помощью нашей студентки и своего папы сделала сувенирную фоторамку. Или выступление замечательного ансамбля «Поющие руки» на совместной акции «Сто талантливых детей» в рамках проекта «Подари ребенку чудо». В ходе подготовки к мероприятиям, студенты понимают, что педагог должен не только быть компетентным в профессиональной сфере, но и обладать широким кругозором, артистическим талантом, быть хорошим организатором деятельности детей. Учится быть разным – оказалось очень увлекательном занятием. Работа над проектам центра студенческих инициатив «Калейдоскоп идей» началась в 2011 году.

Первокурсникам, порой, в первое время бывает очень сложно найти дело, занятие во внеучебное время, которым бы они хотели заниматься, которое помогло бы им развиваться творчески, в профессиональной деятельности. Создание центра на нашем факультете объединило единомышленников, которые бы желали заниматься волонтерством, хотели бы начать свой путь в профессиональной деятельности с живого общения с детьми – участниками наших социальных проектов. Подготовка каждого проекта требует объединить нашли мысли, идеи, знания. Каждый студент-волонтер нашел для себя проектную идею «по интересам»: это уже реализуемые познавательно-игровые проекты «Праздник в подарок», «Подари ребенку чудо», «Малая Академия художеств» «Одари теплом», направленные на воспитание толерантности проекты «Ведь Россия наша – это мы с друзьями», «Хоровод сказок», а также проекты, которые только готовятся к запуску: «Час танца», «ТЕАТРиК».

Одно из условий успешного освоения индивидуального и коллективного проектирования как особого вида педагогической деятельности состоит в том, что студент обладает достаточной субъектностью для того, чтобы самостоятельно выстроить программу своих действий в рамках реализуемого проекта.

Просмотров работы: 1622