ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Коммуникативная направленность процесса обучения – одно из направлений гуманизации образования. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы – требования, предъявляемые сегодняшним обществом к выпускнику школы. Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного, владеющего навыками сотрудничества в разных видах деятельности – приоритетная задача образования на современном этапе. Особое внимание в этом процессе сегодня уделяется эффективным приемам обучения речевому поведению школьников – заданиям ситуативно-ролевого характера (играм, тренингам), направленным на освоение коммуникативной, языковой и речевой компетенций (Ладыженская Т.А., Вагапова Д.Х., Грудцына Н.Г., Казанский О.А., Тумина Л.Е, Антонова Л.Г., Степанова О.А. и др.).

Игра же как продуктивная технология обучения детей известна с глубокой древности. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Играя, он изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. И формировать языковую компетенцию (одним из показателей которой является объем активного словаря) учащихся предпочтительнее также через игру. Это особенно актуально в младшем школьном возрасте. Игра на этом этапе отходит на второй план, уступая место учебной деятельности (в отличие от дошкольного возраста, где игровая деятельность является ведущей), но продолжает существенно влиять на развитие детей, Кроме того, по мнению педагогов и психологов, чьи труды посвящены работе с этой возрастной группой, (Выготский Л.С., 2001, Венгер А. Л., Давыдов В.В., 1992, Цукерман Г.А., 2003, Степанова О.А., Букатов В.М., Ершова А.П., 2001, Пиаже Ж., 1997, Мазепина Т.Б. и др.), ребенку должно быть предоставлено достаточное количество игр (развивающих, обучающих, синтезированных с новыми видами деятельности) как в школе, так и дома. Игра, рисование, конструирование, лепка, простейшее экспериментирование, сочинительство развивают воображение, бескорыстное любопытство, интуитивные средства познания и другие человеческие способности, формирование которых уже началось, но, разумеется, не закончилось в дошкольном детстве, и которые не подхватываются новой для детей учебной деятельностью.

Возникшая система образования, развивающаяся как классно-урочная, в значительной степени авторитарная, рассудочная, в традиционной школе до конца XIX столетия опиралась на рациональную дидактику. Исключение можно было встретить в привилегированных учебных заведениях, например, английских колледжах, где использовалась «умственная игра». В целом же, во многих странах мира она в обучении была скорее случайностью.

Мы предлагаем технологию применения дидактической игры как средства расширения активного словаря ребенка на уроке русского языка в 1 классе.

Словарный запас любого человека можно разделить на следующие группы: активный и пассивный. Активный словарь включает в себя слова, которые мы используем в устной и письменной речи, понимаем их значение. То есть повседневное их употребление не вызывает у нас сомнений или затруднений. В состав пассивного словаря входят слова, которые мы встречаем и узнаём в текстах (книг и иных письменных источников), слышим, знаем, но либо не употребляем в своей речи совсем, либо употребляем крайне редко, когда нас к этому вынуждают обстоятельства. Но лексический состав этих двух частей не остается неизменным: слова из одной части словарного запаса человека могут переходить в другую под влиянием различных факторов. К сожалению, сегодня приходится наблюдать крайнее обеднение словаря учащегося начальных классов. Причин тому несколько. Во-первых, увеличивается количество учебного материала по разным предметам, который усваивается пассивно, без обязательного воспроизведения в речи. Следовательно, и лексика по этим темам не активизируется. Во-вторых, отмечается снижение интереса детей к чтению как виду познавательной деятельности. Снижение читательской активности спровоцировано, на наш взгляд, разрушением культуры взаимодействия с книгой как с источником знания и элементом культуры. Информацию дети начинают искать в Интернете, где, по их мнению, можно без особых усилий найти не только необходимые сведения, но и «скачать» готовые работы. К книгам они прибегают неохотно, как к последнему средству, да и то пытаются найти готовые ответы, опираясь на «знакомые» (или похожие) слова. Это приводит к формализации учебной работы и не служит образованию ребенка. Во-вторых, к обеднению словаря школьников ведет, как ни печально, информатизация учебного процесса. Общение с компьютером ведется с помощью диалогового меню, фразы иногда заменяются условными значками, смайликами и пр.: это удобно, технологично и нет риска допустить орфографические или иные ошибки. Компьютеризированные учебные задания, контрольные работы и тесты так удобны для работы и проверки, что традиционная работа со словом постепенно вытесняется с уроков. По мере взросления учащиеся все реже пересказывают прочитанное, лишаясь возможности активизации языковых средств. И ребенок под влиянием школьных «новаций» постепенно начинает переходить на такой стиль общения в повседневной жизни. Действительно, зачем встречаться, беседовать, обсуждать что-либо, искать аргументы и т.д.? Постепенно общение с одноклассниками заменяется на общение в «Одноклассниках». Что ведет к формированию «неумений»: грамотно и выразительно говорить, аргументировать свою позицию в беседе вербальными способами, читать и понимать прочитанное (потому что всё больше слов становятся незнакомыми, наверное) и т.д. Бедный словарный запас влечёт за собой проблемы в обучении русскому языку, в частности, неразвёрнутый, бедный синтаксис, неуспешное усвоение орфографии. П.А. Грушников отмечает «ограниченность активного словарного запаса у детей, обучающихся в начальных классах, а также их неумение отбирать из своего словаря и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные и точные для данного высказывания, являются одной из причин многочисленных и разнообразных речевых ошибок…»

Таким образом, одной из важнейших задач учителя мы видим активизацию словаря учащегося.

Мы принимаем как опорное понятие для нашего исследования определение М.Р. Львова, что «активный словарь учащегося— та часть его словаря, которая используется им в его самостоятельной устной или письменной речи: в диалогах, рассказах, пересказах прочитанного, в сочинениях и пр., т.е. без специального задания учителя употребить именно указанные слова» […, с. 17].

Перед нами стоит задача научить детей наблюдать жизнь слова в языке, анализировать его значение, употреблять в точном соответствии с его семантическим наполнением, грамотно толковать значение слов в различных жизненных ситуациях: при определении понятий, явлений, фактов в процессе изучения дисциплин школьной программы, при восприятии новых слов, актуализирующихся в тех или иных сферах общения, при разъяснении незнакомых слов, при взаимодействии со старшими, друзьями, сверстниками.

Исследования словарного запаса школьников дают возможность выявить наличие «свободных ниш» в лексической системе, усвоенной детьми. Так, исходя из наблюдений, мы предполагаем, что речь учащихся бедна отвлеченной лексикой, словами, обозначающими цвет, словами, выражающими оценку, эмоционально-окрашенной и образно-выразительной лексикой, синонимами, в том числе и контекстуальными. Кроме того, отмечаем следующее: значительную часть словаря учащегося начальной школы составляют слова с конкретным значением (с отвлеченным значением слов мало, т.к. дети их с трудом понимают и часто ложно трактуют); практически не употребляются слова с переносным значением (кроме того, дети не всегда отличают его от прямого), очень много слов, употребляемых детьми без осознания его значения и т.д.

Исходя из этого мы видим несколько направлений работы учителя начальных классов со словарем учащихся:

  • обогащение словаря, т. е. усвоение новых слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе школьников. Для того чтобы успешно овладеть словарным богатством родного языка, учащийся должен ежедневно прибавлять к своему словарю примерно 8--10 новых словарных единиц и значений;

  • уточнение словаря: конкретизация содержания слов, которые усвоены учащимися не совсем точно, анализ и осознание лексической сочетаемости слов, рассмотрение значений многозначных слов, овладение синонимией;

  • активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный, включая их в предложения и словосочетания, в пересказ прочитанного, в беседу, рассказ и т.д.;

  • ограничение употребления слов со сниженной стилистической окраской (диалектизмов, жаргонизмов, неправильных форм, нецензурных слов), перевод их из активного словаря в пассивный.

И одним из эффективных способов успешной работы в этих направлениях мы считаем дидактическую игру на уроках русского языка. Их диапазон в современной методике необычайно широк: буриме, кроссворды (решение и составление своих), ребусы, шарады. Игровой характер принимают поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имен, топонимов - названий городов, деревень, рек, озер и т.п.

Мы планируем разработать сборник дидактических игр, направленных на развитие языковой компетенции младших школьников, в том числе и на расширение и обогащение активного словаря ребенка.

Для проведения исследования исходного объема активного словаря младших школьников предлагаем диагностический срез, по результатам которого впоследствии может быть разработана программа работы по активизации активного словаря учащихся. Учащимся первого классапредлагаются игровые задания на узнавание в тексте слов, относящихся к определённой тематической группе, подбор к заданным словам синонимов, антонимов и выяснение их сходства и различия; нахождение части пословиц и поговорок, объяснение их значения; выполнение заданий творческого характера и т.д.

Цель проведения среза – определить исходный объем активного словаря учащихся, необходимого для успешного овладения по русскому языку.

Диагностирующий срез выполняет для нашего исследования три основные функции:

  • информационную, которая позволяет педагогу на основе полученной информации выбрать соответствующие методы работы;

  • оценочную, позволяющую определить исходный уровень участников эксперимента и отслеживать эффективность опытно-поисковой работы, вносить необходимые коррективы;

  • формирующую, позволяющую выстраивать перспективы дальнейшего обучения для каждого ребенка и для ансамбля как коллектива.

Диагностирующий срез планируем проводить в естественных условиях:

  • первый этап (теоретический, подготовительный);

  • второй этап (диагностика исходного уровня сформированности активного словаря ).

Для диагностики уровня словарного запаса и сформированности активного словаря будут применены методики следующих авторов: Парамоновой Л.Г., Баландиной Л.А. …. и др.

План обследования особенностей сформированности активного словаря:

1) Обследование активного тематического словаря. По Парамановой.

  • определение обобщающего слова (животные, одежда и т.д.) для заданных слов);

  • называние действий одного и того же животного, по заданной картинке;

  • называние голоса животного, насекомого, птицы (корова мычит, волк воет).

2) Обследование активного словаря через подбор к заданным словам антонимов. «Все наоборот» (- Скажу я слово «далеко», а вы мне слово – …(«близко»). Скажу я слово «высоко», а вы мне слово – …(«низко»)).

3) Обследование активного словаря через подбор к заданным словам синонимов. По Баландиной ("Превращения". К слову дождливое постепенно подбирая слова, превратить дождивое в солнечное (пасмурное, серое,затянутое, облачное, проясняющееся ....)).

Результаты будут оцениваться по трехбалльной шкале:

3 балла – высокий уровень – упражнение выполнено правильно, объем словаря соответствует возрасту.

2 балла – средний уровень – наблюдаются затруднения в подборе слов (обобщающих слов, антонимов, синонимов).

1 балл – низкий уровень – упражнение не выполнено.

4) Обследование активного словаря через нахождение части пословиц и поговорок, объяснение их значения.

-понимание переносного смысла пословиц, метафор (Богданова Т.Г., Корнилова Т.В.): ребенку предлагается несколько часто употребляемых метафор и пословиц, например, «золотые руки», «глухая ночь», «не все то золото, что блестит» и т.п., и предлагают объяснить их смысл;

- сравнение пословиц: ребенку предлагаются карточки, на которых написаны специально подобранные пословицы, и предлагается сгруппировать их, разделив на пары, либо аналогичные, либо противоположные по смыслу.

5) Обследование активного словаря через игру с рифмами, подбор похоже звучащих слов (кошка — картошка, ложка — серёжка ). Сочинение скороговорок (ись- ись — ись — поскорее извинись и т. д.).

6) Обследование активного словаря через лексико — грамматические игры. По Баландиной. Викторина «Игра — ответы». Учащимся необходимо отвечать на вопросы педагога по заданной картинке. (Кто это? Назовите части тела и т.д.).

Выполнение оценивалось по трехбалльной шкале:

3 балла – высокий уровень – упражнение выполнено правильно, в полном объеме.

2 балла – средний уровень – упражнение выполнено с незначительными недочетами, которые после корректирующих замечаний, возможно, были исправлены.

1 балл – низкий уровень – упражнение выполнено неверно, небрежно.

Для представления результатов обследования мы предлагаем диагностическую карту. Это позволит вести мониторинг по проблеме исследования.

Таблица 1.

Ребёнок

Подбор синонимов

Подбор антонимов

     

Таблица 2.

Ребёнок

Соответствие тематическому словарю

Определение обобщающего слова

     

Таблица 3.

Ребёнок

Понимание смысла пословиц, поговорок

Группировка пословиц, поговорок

     

Таблица 4.

Ребёнок

Подбор рифмы

Ответы на вопросы по заданной картинке

     

Обследование состояния сформированности активного словаря позволит определить основные направления работы в данной области, разработать оптимальную программу действий, скорректировать существующие недостатки, а именно бедность словарного запаса учащихся, активизацию активного словаря учащихся.

Просмотров работы: 4593