УРОК МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УРОК МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Важнейшую роль в формировании личности, чувства гармонии и красоты, достижения душевного комфорта, сохранения физического и психологического здоровья играют художественное образование и эстетизация образовательного процесса. Под эстетизацией в данном случае мы понимаем рассмотрение содержания образования как произведения культуры.

Урок музыки – это, несомненно, урок культуры. И выстраивается он не как обычный урок, а по законам создания художественного произведения. Следовательно, современный урок музыки должен стать оптимальной средой для развития детского творчества. И решить эту задачу можно с помощью внедрения современных образовательных технологий.

Технологии, применяемые на уроке музыки, должны быть ориентированы на процесс сотворения произведения искусства как результат совместной творческой деятельности, не замкнуты в рамках урока. В процессе выстраивания технологических цепочек допустима вариативность, но всегда этот процесс должен начинаться с условий для получения впечатления. Обязательно: понимание и переживание, интерпретация и оценка, включение специальных приемов («остановка», «укрупнение кадра», импровизация на перевоплощение, составление художественных «коллекций» по различным признакам и пр.).

Оптимальными для организации образовательного процесса на уроках музыки являются уже известные технологии модульно-развивающего обучения (МРО) иличностно-ориентированные, поскольку организация деятельности в этих технологиях подобна созданию художественного произведения от осознания проблемы до реализации замысла, а также игровые технологии.

В рамках этой работы мы подробнее остановимся на технологиях, редко внедряемых в практику учителей музыки, но по своей творческой «отдаче» наиболее эффективных для развития и воспитания через обучения.

Освоение учащимися в процессе образования проектной деятельности – это специально организованный процесс обучения на содержательно-процессуальном уровне проектной деятельностьи, проектно-технологической культуре и формирование и у детей готовности к осознанному и ими регулируемому взаимодействию с миром. Принято считать, что технологизировать работу художника невозможно: произведение искусства в высшей степени индивидуально, неповторимо. Однако процесс творения – ни что иное как проектирование: проблема – идея – план реализации – отбор материалов и техник – апробация – корректировка по результату – доведение – демонстрация и защита. Ни одна из целей, ни один из методов проектной работы не противоречит природе художественного творчества, а напротив, ведет к осознанному выбору и ответственности за свой выбор.

Основные цели метода проектов: научить учащихся самостоятельно достигать намеченные цели; предвидеть мини – проблемы, которые могут возникнуть на пути достижения цели; сформировать у учащихся умение работать с информацией (поиск источников, технология работы с информацией); сформировать у учащихся навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта; навыки работы и делового общения в группе. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается в ходе решения поставленной проблемы. Примерами творческих проектов учащихся начальной школы могут стать Библиотечка народных песен (3 класс, темы, связанные с музыкальной культурой народов России, 4 класс – с музыкой народов мира), модели авторских музыкальных инструментов (1,2 класс, истории происхождения инструментов и оркестров), мультимедиапрезентации, проекты учебных пособий по отдельным темам курса и т.д.

Эвристика чаще всего понимается как метод создания нового. Использование эвристики в качестве методологической основы всего образования реализовано в педагогической технологии А.В.Хуторского – дидактической эвристике. Эта модель образования разработана в 90-е годы на базе Школы свободного развития (п. Черноголовка Московской обл.) [3].

Целевые ориентации: приоритетное развитие креативных, когнитивных, коммуникативных качеств ученика, который должен уметь поставить учебную цель, составить план ее достижения, отобрать оптимальные для имеющихся условий способы и средства, провести рефлексию и самооценку своей деятельности, иметь развитое чувство нового, склонность к эксперименту, использовать в познании интуицию и инсайт, находить различные ракурсы решения проблемы.

Ключевой технологический элемент обучения – эвристическая образовательная ситуация – ситуация активизирующего незнания, цель которого – рождение учениками личного образовательного продукта (идеи, проблемы, гипотезы, версии, схемы, текста и пр.). Методика эвристического обучения основывается на открытых заданиях, не имеющих однозначно правильных ответов. Получаемые учениками результаты оказываются индивидуальными, многообразными и различными по степени творческого самовыражения.

Принципы организации образования:

  • принцип личностного целеполагания учащегося,

  • принцип выбора индивидуальной образовательной траектории,

  • принцип метапредметных основ содержания образования,

  • принцип продуктивности обучения (личное образовательное приращение ученика),

  • принцип первичности образовательной продукции учащегося,

  • принцип ситуативности обучения,

  • принцип образовательной рефлексии.

В учебном процессе применяется система эвристических форм занятий: уроки целеполагания, составления задач, конструирования понятий, символотворчества, изобретательства, метапредметные уроки, эвристические лекции, беседы, семинары, конференции и т.д. Методы обучения подразделяются на когнитивные (методы наук, методы учебных предметов, метапредметные методы), креативные (интуитивные, алгоритмические, эвристики) и оргдеятельностные (методы учеников, методы учителей, административные метода) и включают нормотворчество, гипотезы, эмпатию, символическое и образное видение, гиперболизацию, прогнозирование, инверсию и т.д.

Основной критерий оценки – личностное приращение ученика. Предлагаем вариант конспекта урока в описанной технологии.

Урок: Камень, тетива раковина и тростинка (1 класс).

Цель урока: введение в историю инструментальной музыки, первоначальное знакомство с основными группами музыкальных инструментов.

Задачи:

  • разработать гипотезы о происхождении основных групп музыкальных инструментов, закрепить понятия «регистр», «длительность», «высота», ввести понятие «тембр»;

  • освоение в процессе работы с новым материалом приемов эвристического прогнозирования (элемент творческой проектной деятельности);

  • воспитание культуры слушателя: умение дослушать произведение от начала до конца внимательно и вдумчиво.

Ход урока.

Этап урока, элемент образовательной ситуации

Содержание работы.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося.

Организационный момент.

Актуализация имеющихся знаний.

Создание образовательной напряженности. Уточнение и изучение образовательного объекта.

Закрепление и обобщение освоенного материала.

Ритмическая пауза.

6. Вокально-хоровая работа

5. Рефлексия.

6. Итог и д/з.

Музыкальная разминка. Музыкальное приветствие.

Слушание: К.Сен-Санс. «Лебедь». Задание: определить, какие инструменты исполняют знакомое произведение.

А как возникли самые древние музыкальные инструменты? «Мешок загадок». Предъявление материала для прогностической работы. Кость, кАмень, ракушка, деревянная палочка, свирель. Что это? Создание эвристических легенд.

Заполнение обобщающей таблицы.

Разучивание песни «Дружат дети всей земли»:

  1. первичное знакомство, определение особенностей построения формы.

  2. пофразовое разучивание 1 куплета

  3. дикционная и артикуляционная работа, работа над пофразовым дыханием.

  4. итоговое исполнение разученного фрагмента.

Выводы по проделанной работе.

Организация учебной ситуации.

Формулировка проблемы, связанной с предлагаемым к изучению объектом, которая не имеет известного учащимся решения. Обозначение образовательного объекта в виде проблемной ситуации. Формулирование учебного задания в виде.

Формулирование окончательного или открытого решения обр. ситуации. Сопровождение показа.

Сопровождение к процессу создания учениками творческой продукции: идеи проекта - коллажа или рисунка на тему «Образ песни» Оказание необходимой помощи.

Обозначение и оценка достигнутых результатов.

Коллаж или рисунок «Образ песни»

Осознание возникшей ситуации.

Репродукция имеющихся знаний. Осознание дефицита информации. Выдвижение первоначальных версий. Постановка цели деятельности. Выявление личного опыта. Планирование своих действий (как действовать и почему?)

Коллективная творческая деятельность.

Коллективная подготовительная работа к созданию творческого продукта. Освоение навыка работы в творческом ансамбле. Осознание и «присвоение» использованных приемов познавательной деятельности.

Обозначение и оценка достигнутых результатов.

Далее мы предлагаем подробнее остановиться на наиболее на наш взгляд интересной для урока музыки технологии встречных усилий (ТВУ), которая основывается на следующих положениях (работы Альтшуллера Г.С., Гина А.А., Курганова С.Ю., Цукерман Г.А. и др.) [1]:

  • взаимная устремленность субъектов образовательного процесса на совместную деятельность,

  • свобода выбора в любом обучающем или управляющем действии, уравновешенная ответственностью за свой выбор,

  • наличие стимула, побуждающего путем «мозговой атаки» к актуализации витагенного опыта, к адекватному знаниям поиску решения задачи,

  • открытость, т.е. непрерывность в целом и допускающая незавершенность в конкретной ситуации деятельности познания,

  • практико-ориентированная направленность обучения, заключающаяся в возможности реализации получаемой информации,

  • наличие обязательной обратной связи, позволяющей отслеживать т корректировать процесс обучения,

  • педагогический резонанс: поддержка и взаимное усиление действий учителя и ученика, приводящее к возрастанию позитивных эмоциональных и интеллектуальных амплитуд занятия,

  • обращение результата, достигнутого на одном занятии, в мотив для продолжения совместной познавательной деятельности на следующем.

В технологии ТВУ урок условно разбивается на пять основных этапов, на каждом из которых реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.

Этап урока

Педагогические приемы

1.

Начало урока: введение, «разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную разминку

«Приветствие», «Удивляй!», «Отсроченная отгадка», «Погружение», «Эпиграф к уроку», «Встреча точек зрения» и др.

2

Контрольно-подготовительный этап: определение выдвигаемых требований, опрос по предыдущим темам

«Тихий опрос», «Лови ошибку», «Обсуждение д/з», «Повтор с расширением», «Согласен - не согласен», «Опрос-кроссворд» и др.

3

Постановка учебной цели, «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний

«Цель и цели», «Вопросы к тексту», «Знаю / не знаю», «Машина времени», «Проблемный диалог» и др.

4

Этап «сотворчество»: сведение воедино усилий всех участников

«Пресс-конференция», «Деловая игра», «Кластер», «Учебная мозаика» и др.

5

Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания, вопросов с «открытым» концом

«Итоги» (общие, выборочные, экспертные), «Возврат к началу» (з этап урока), «три уровня д/з29», «Эссе», «Что еще?» и

др.

На первом этапе в качестве «разминки» присутствуют упражнения, обязательно связанные с темой урока, цель которой: активизировать эмоциональный настрой на совместную работу. Эмоциональная атмостфера становится той основой, благодаря которой устанавливается контакт между учителем и учащимися и возможен переход к необходимым усилиям на последующих этапах работы. Например, «эпиграф» к уроку изобразительного искусства «Подарок Снежной королеве»: детям предлагается набор предметов, состоящий из лопнувшего шарика, пустого горшочка и «ослиного хвоста», изготовленного из веревки. Дети угадывают ситуацию, в которой все эти предметы выступили в одной и той же роли – это «подарки» Ослику Иа на день рождения, преподнесенные его друзьями. Анализируется «ценность» этих подарков: ведь выбирая тот или иной знак внимания, мы проявляем свои личностные качества и наше отношение к одаряемому.

После всестороннего обсуждения, формулируется проблема и цель урока, в данном случае через проблемный диалог или прием «Цель и цели», когда учитель, обозначив общую цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои, достижимые ими лично цели учебной деятельности, реализуя таким образом право каждого на выбор и ответственность за последствия своего выбора, освоение в процессе деятельности приемы самоорганизации и саморефлексии. Далее следует контрольно подготовительный этап урока: «уплотнение» имеющихся знаний, анализ и отбор необходимых для решения сегодняшней задачи.

На этапе урока, обозначаемом как «Сотворчество» главное – поддержка активности, сведение всех промежуточных результатов деятельности к получению совокупных знаний по изучаемому предмету. Деятельность учителя: координирующая и направляющая, и только в конце этапа – при подведении итогов – руководящая. На этом этапе эффективны приемы, активно погружающие учащихся в процесс «сотворения мира»: они сами продуцируют заданную условиями реальность. Например, «организуют» концертный тур любимого музыканта или группы (творческий вечер любимого музыканта, фрагмент музыкального спектакля и тп.), продумывая и обосновывая маршрут, репертуар и прочие детали, важные для успеха дела. Или становятся участниками «Кастинга поэтов-песенников», результатом деятельности в этом случае становится сочиненная песенка (таковые имеются в копилке учителя музыки).

На рефлексивном этапе основное содержание – осмысление результатов работы, общее и индивидуальное оценивание, соучастие в определении домашнего задания.

Показатели и уровни развития в ТВУ

Уровни

Показатели

Мотивационная готовность к совместной деятельности

Готовность к преодолению в ситуации «вызова»

Сонаправленность познавательной деятельности

Осознанное отношение к результатам деятельности

Активно-ведущий

Мотивирован на совместную деятельность и заражает других желанием вместе трудиться

Не только умеет соподчинить свои и общие интересы, но и может создать атмосферу активизации деятельности окружающих

Активно включается в совместную деятельность, часто берет на себя инициативу по организации групповой работы

Осознанное отношение к результатам совместной деятельности, готов обратить результат сделанной работы в мотив для новой.

Активно-ведомый

Готов включиться в совместную деятельность, когда для этого созданы соответствующие условия

Умеет соподчинять личные интересы и усилия для достижения общей цели

Может ограничиваться эмоциональной поддержкой, не хватает навыков совместной деятельности

Может ограничиваться эмоциональной поддержкой, не хватает навыков совместной деятельности

Относительный

Мотивация к совместной деятельности определяется внешними причинами, нежели внутренним убеждением в необходимости совместной деятельности.

Проявляет волевые усилия в ситуациях преодоления в том случае, когда лично в этом заинтересован

Включается в деятельность преимущественно под давлением внешних обстоятельств, ограничивается минимумом усилий.

Заинтересован в успешном результате совместной деятельности, не осознает своего вклада

Инертный

Не мотивирован на совместную деятельность для достижения общей цели.

Не включаетсяв общую

деятельность, не

предпринимает усилий для достижения общей цели

Избегает ситуация совместной деятельности в познании

Не интересуется результатами познавательной деятельности

Мониторинг эффективности применения технологии встречных усилий показал рост количества учащихся с активно-ведомым (на 4-6%) и активно-ведущим (на 2-4%) уровнями и соответствующее снижение количества учащихся с инертным и относительным уровнями. Наиболее высоких показателей удается добиться в 3-4 и в 6-7 классах, что, видимо, связано с возрастными особенностями и степенью адаптации на соответствующей ступени обучения.

Технология встречных усилий (ТВУ) формирует субъектную позицию педагога и учащегося в учебном процессе и в контексте требований современного образования может служить переходной системой от классно-урочной к иным, более актуальным на сегодняшний день. Например, педагогическим мастерским.

Современный период развития цивилизованного общества называют этапом информатизации. В двадцать первом веке общество пытается решить свои проблемы с помощью информационных технологий.

Теперь, когда эти технологии пришли в образование, на них возлагаются большие надежды, но при этом следует быть особенно предусмотрительными в их применении, при этом следует помнить утверждение К. Шеннона, что одним ключом нельзя открыть все двери. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и технологий мультимедиа в образовании способно радикально изменить существующую систему обучения. Организация учебного процесса может стать более новационной в том смысле, что будут широко применяться аналитические, практические и экспериментальные принципы обучения, которые позволят ориентировать весь процесс обучения каждого отдельного обучающегося.

При этом особенно важно не допустить смещения внимания с содержания и смысла образования к способу передачи материала. Мы с огромной скоростью движемся к миру, в котором умение учиться, обобщать, анализировать и переносить знания из одной предметной области в другую станут залогом того, что человек обретет профессиональный успех.

В общеобразовательной школе на уроках информатики ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с помощью которого можно решать уравнения, строить графики, чертить чертежи, готовить тексты, рисовать, сочинять мелодии, обучать и развлекать.

Но в процесс музыкального образования информатизация входит очень осторожно по нескольким причинам как объективного, так и субъективного характера. К первой группе факторов необходимо отнести специфику музыки как вида искусства, а, следовательно, и особые требования к оснащению кабинета современной техникой (работа в этом направлении ведется): установка нескольких компьютеров для работы учащихся, индивидуальных рабочих мест (по принципу лингафонных в кабинетах иностранных языков). Пока же преобладает наглядно-демонстрационное направление (создание презентаций, слайдшоу, использование готового медиапродукта и т.д.). Исключением являются исполнительские курсы «Мой синтезатор» и «Компьютерная аранжировка» (адаптированные программы, составитель Хвостова Е.В., учитель музыки).

Цифровые музыкальные инструменты предъявляют к музыканту более универсальные требования, чем традиционные механические или электронные аналоги. Обучаясь игре на синтезаторе, юный музыкант интегрирует три вида музыкально-творческой деятельности - исполнителя, композитора, звукорежиссера, осваивая попутно и основы проектной деятельности: чтобы озвучить на синтезаторе нотный текст, нужно выбрать тембр, стиль, ритм, т.е. создать проект аранжировки. Каждый из этих видов деятельности на клавишном синтезаторе позволяет уже начинающему пианисту получить возможность создать яркое, необычное произведение, выступив соавтором великого композитора.

Программа «Компьютерная аранжировка» позволяет принять участие в создании музыкальных композиций даже детям, не владеющим навыками игры на музыкальных инструментах, но желающих выразить себя в звуке, в музыке, передать свое настроение, ощущение реальности, отношение к ней через музыку. Это, безусловно может впоследствии сподвигнуть такого «музыканта-программиста» к освоению традиционных музыкальных инструментов для более полной реализации творческой потенции.

Компьютерные мультимедийные энциклопедии и телекоммуникационные технологии могут широко использоваться для знакомства учащихся с разными стилями и течениями, творчеством великих музыкантов, изучения видов и жанров искусства, созданные учителем совместно с учащимися мультимедийные шоу по темам бесед по искусству помогут учащимся на занятиях анализировать предлагаемый материал.

Таким образом, в условиях субъект-субъектного взаимодействия, основанного на сотрудничестве, ребенок выступает как активный участник образовательного процесса. Потенциал его личностного саморазвития и опыта является основным исходным материалом для построения индивидуального образовательного пространства в соответствии с потребностями его (ребенка) развития. Не управление ребенком, не манипулирование им, а сопровождение и поддержка его усилий, деликатная педагогическая помощь – вот на что направляются усилия педагога. Именно такой подход позволяет создать оптимальные условия, способствующие формированию музыкально-творческих способностей на уроке музыки в начальной школе.

Литература:

  1. Коротаева Е.В. Педагогические технологии : вопросы теории и практики внедрения : Учебное пособие / Е.В. Коротаева ; – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2004. – 224 с.

  2. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2000 г. – 320 с.

Просмотров работы: 5611