МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ГРУЗИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ГРУЗИИ

Бекойты А.Г. 1, Позмогов А.И. 1, Эммануилиди Л.И. 1
1Финансовый Университет при Правительстве РФ, Владикавказский филиал Финуниверситета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили на 64-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 23 сентября 2010 года объявил о начале новой политики в отношении Северного Кавказа, и она уже принесла определенные плоды. [1]

Некоторые субъекты Российской Федерации, и в особенности Северо-Кавказские республики начали воспринимать Грузию в качестве примера для подражания, причем не только в социально-экономической, но и в общественно-политической сфере, говоря о том, что в Грузии нет коррупции, большими темпами развивается демократия, национальная культура и экономика. Наиболее четко этот процесс проявляется в последнее время.

М. Саакашвили заявил, что «с точки зрения человеческого и культурного пространства не существует Северного и Южного Кавказа, а есть один Кавказ, который входит в Европу и однажды присоединится к европейской семье свободных наций, следуя по грузинскому пути». Этому сопутствовал ряд шагов: от проведения международных конференций до отмены визового режима сначала для жителей Северного Кавказа, а затем и для всех граждан России.[4]

Вопрос о едином Кавказе, который часто поднимал М. Саакашвили и его соратники напоминает идею Джохара Дудаева. Поднимая национальный, экономический и культурный вопрос на Северном Кавказе, Грузия тем самым обостряет ситуацию и выставляет Россию агрессором и тираном на своей же территории, тем самым показывая, что Российскую Федерацию можно расколоть.

Конечно же, политическую деятельность Грузии финансирует США и это открыто демонстрируется. Поэтому Грузия не показывает реальную картину высокого уровня безработицы и низкого прожиточного минимума жизни населения страны.

В настоящее время прожиточный минимум в стране составляет 149 лари (примерно 70 евро). Потребительская корзина состоит из 288 товаров и услуг. В грузинской потребительской корзине находятся дыня, арбуз и даже вино (20 г в день). Смешные цифры получаются, если взглянуть на сладости. В день можно съесть 5 г кондитерских изделий, 5 г варенья или джема и 50 г сахара.

Есть в Грузии и другая проблема. По данным на 2012 год, средняя пенсия составляет здесь лишь 70% прожиточного минимума. Во время выборов в Парламент Грузии Бидзина Иванишвили обещал поднять пенсии до уровня прожиточного минимума, и выполнил свое обещание. В период своей политической карьеры (до отставки в декабре 2013 года) пенсии были подняты в 4 раза.

Дефицит бюджета Грузии составляет 3,6% ВВП. Об этом сообщил в интервью радиостанции «Эхо Москвы» министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе. «В конце 2013 года он будет уже 3,3%. Мы не находимся на содержании, наша экономика развивается нормально» - отметил он.

По словам Г. Вашадзе, кредиты, получаемые Грузией от иностранных государств, носят «точечный характер». «Мы получили 22 миллиона евро от Евросоюза, которые пойдут на продолжение правовой реформы, в частности, приведение судебной системы в соответствие с западными стандартами. Кроме того, руководством был взят 40-летний японский кредит в размере 200 миллионов долларов, которые были полностью использованы на шоссе Восток-Запад» - пояснил министр.

Он подчеркнул, что никаких других финансовых вливаний Грузия не получает и, более того, не испытывает в них нужды.

Экономика Грузии на сегодня зависит от ее партнеров, как с политической точки зрения, так и с экономической. После военных действий в Южной Осетии и Абхазии страна вышла из СНГ и призвала другие страны сделать то же самое.

Грузия не имеет своих нефтегазовых ресурсов, поэтому пытается наладить экономические взаимоотношения с Азербайджаном.

По данным отчета национальной статистической службы Грузии «Грузстат» в январе-октябре 2012 года Грузия импортировала из Азербайджана 286,63 тыс. тонн нефтепродуктов на сумму $283,62 млн. В январе-октябре 2013 года Грузия импортировала из Азербайджана уже 224,97 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов на сумму $209,73 млн. [2]

Мы видим, что в 2013 году объемы грузинского импорта нефти и нефтепродуктов из Азербайджана сократились на 26,05% (61,66 тыс. тонн).

В общем объеме импортируемых из Азербайджана товаров за 2013 год удельный вес нефти и нефтепродуктов составил 43,62%.

В январе-октябре 2013 года экспорт азербайджанской продукции в Грузию по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 8,39% и составил $480,85 млн.[2]

Смотря на весь ход событий, складывается ощущение, что Грузия снова надеется на Евросоюз.

Вот и на этот раз, новый премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, прибыв на экономический форум в швейцарский Давос, говорил о российско-грузинских отношениях в тональности и с содержанием, практически не отличимым от пресловутой фразеологии экс-президента Саакашвили. По словам премьера, «Россия может устроить новые провокации на оккупационной линии в преддверии подписания соглашения об евроассоциации. Но Грузии украинский сценарий не грозит, поскольку Украина и Грузия – это две разные истории: мы зависим от России в гораздо меньшей степени, поэтому для нас таких рисков не существует. Следует понимать, что даже в случае нового запрета на импорт грузинской продукции, Россия не добьется от грузинского руководства отказа от оформления евроассоциации, поскольку за годы, прошедшие после введения первого эмбарго (с 2006 года), Грузия смогла диверсифицировать экспорт и найти новые рынки для сбыта вина и «Боржоми».

Некоторые эксперты обращают внимание молодой команды, пришедшей во власть, что понятия «безопасность» и «независимость» весьма относительны и далеко не исчерпываются экономической составляющей. Грузинские политики сами часто ссылались на то, что «российские танки стоят в 35 километрах от Тбилиси и в пяти минутах хода от стратегически важной автомагистрали, соединяющей столицу с черноморскими портами Поти и Батуми». Судя по всему, Гарибашвили надеется, что если российские пограничники продолжат обустройство грузино-югоосетинской границы, которая, согласно картам советских времен, в нескольких местах пересекает ту самую автомагистраль, то Грузия, в качестве помощи и поддержки, получит от той же Европы нечто большее, чем совет построить новую автотрассу южнее линии Гори-Хашури.

Вероятно, новым властям нечего предложить обществу в качестве стратегии по решению фундаментальной проблемы отношений с Россией, поэтому она и пользуется «наработками» своих предшественников.[3]

Рассматривая последние события в Грузии, можно сказать, что в данный момент страна по-прежнему находится между «двумя огнями» не смотря на то, что произошла смена президентской власти. Какой курс она окончательно выберет можно только гадать: либо продолжатся взаимоотношения с США, либо начнутся новые с Россией.

Исходя из выше сказанного, можно отметить, что в Грузии назрела та же самая ситуация, что и в Украине: одна часть за сотрудничество с Россией, другая часть тянется к Евросоюзу. Но есть одно но, как говорит грузинская оппозиция и парламент, если Россия хочет, чтобы мы были ее друзьями, пусть вернут нам наши территории.

Список литературы:

  1. www.regnum.ru/new/polit1541702html.

  2. www.cast.ru/files/the of augustsm.pdf.

  3. www.vestikavkaz.ru/ariles/Gruziya-vse-ese-eshche-nadeetsyana- Evopu.html.

  4. Инна Кукуджанова. В парламенте Грузии началось рассмотрение стратегии северокавказской политики. ИА "Кавказский узел", 3.05.2012г. http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/205955/

Просмотров работы: 1154