Среди общеизвестных принципов менеджмента П. Ф. Друкер выделяет Принцип № 1: «обеспечение совместной работы людей» [3, 28]. Он пишет: «Менеджмент касается человека и только человека» [3, 28]. Именно этим принципом, прежде всего, руководствуется успешный менеджер как человек, отвечающий за координацию и контроль над организацией труда. С. Р. Кови метафорично предлагает различать руководство и менеджмент: «Эффективный менеджмент без эффективного руководства - это попытка расставить стулья на палубе "Титаника"» [5, 124] - пишет он.
Однако в большинстве гестов профотбора на профессию «менеджер», к сожалению, не делается акцент на наличие у избравших эту профессию основных качеств, способных реализовать Принцип № 1. Нередко в тестах профотбора вообще не предполагается различий между «руководителем» и «менеджером».
В отечественной психологии человек вообще и менеджер в частности рассматривается как субъект сознания и, как таковой, в ходе рефлексии организует свою деятельность [6, 53]. Успешный менеджер устанавливает субъект-субъектные отношения с подчиненными.
Результаты наших исследований показали, что нередко менеджеры промышленного производства в погоне за выполнением плана не только сами лишены рефлексии, но и не дают своим подчиненным такого права. Кроме того, они склонны формировать субъект-объектные отношения с подчиненными, применяя манипулятивные приёмы из низкопробных переводных брошюр вместо научно-обоснованных методов, соответствующих уровню постнеклассической науки.
В этой связи возникает проблема строгого психологического профессионатъного отбора менеджеров промышленного производства.
В отечественной психологии разработаны и успешно применяются методики психологического исследования личности, группы и руководителей различных учреждений [4; 9]. Однако профотбор менеджеров современного промышленного производства не достигает цели из-за того, что наличие важных для успешного менеджмента качеств не проверяется тестами, а именно:
1) умение менеджеров формировать субъект-субъектные отношения с подчиненными;
2) наличие у менеджеров способности к рефлексии как к мыслительному процессу, направленному на осознание себя, своего поведения, и своего отношения к другим.
Литература
1. Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории «субъект» // Российский менталитет: вопросы психологии: теория и практика. М.: ИП РАН, 1977. С. 56-74.
2. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: ИП РАН, 1994. 109 с.
3. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента: Пер. с англ. М.: Из-дат. дом «Вильяме», 2004. 432 с.
4. Журавлёв А.Л. Психология совместной деятельности. М.: ИП РАН 2005.638 с.
5. Кови СР. Семь навыков лидера. (Деловой бестселлер): Пер. с англ. Минск: Вегапринт, 1996. 448 с.
6. Лепский В.Е. Проблемы субъектов мирового и российского развития // Проблемы субъектов социального проектирования и управления. М.: ИФ РАН, 2006. Авторск. кол. Препринт. С. 7-36
7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: Пер. с англ. М.: Когито-центр, 2002. 396 с.
Инновационный менеджмент возник как своеобразный механизм управлении инновациями, инновационными процессами и отношениями. Но, несмотря на очевидность инноваций в нашем обществе, соответствующие перемены к управлении осуществляются крайне медленно. Наряду с инновационными методами сохраняются и авторитарные. Подчиненные не ценят инновации, боятся их последствий.
Для достижения более высокого уровня инноваций психологи разрабатывают теоретические и методологические основы менеджмента, широко внедряют новейшие методы изучения личности менеджера, выявляя личностные качества, необходимые для этой профессии.
В связи с высокими требованиями общества к менеджеру мы полагаем, что необходимо сместить центр тяжести в сторону профессионального отбора на эту престижную профессию. Оказывается, только желания, знаний и трудолюбия недостаточно, чтобы стать менеджером. Системой инновационного менеджмента востребованы особые личностные и профессиональные качества менеджера: разнообразные виды деятельности, интеллектуальные способности, навыки межличностного общения, компоненты эффективного поведения, рефлексия и др. Опыт зарубежных психологов свидетельствует, что почти невозможно взрастить необходимые компетентности менеджера в системе высшего образования.
Научно обоснованный профессиональный отбор претендентов на профессию «менеджер» позволит выявить подлинных управляющих производством, освободить испытуемых от бесполезных усилий и траты времени. И. что самое главное, строгий профессиональный отбор оградит производство от некомпетентных лидеров.
В условиях глобальных социально-экономических трансформаций российского общества изменяется структура производства и ее структурные элементы. Среди новых профессий, призванных обеспечить эффективное функционирование промышленных предприятий, одной из ведущих становится профессия менеджера.
От традиционного управления менеджмент отличается тем, что он содержит в себе ярко выраженный психологический эффект. Выполняя основные функции управления (постановка целей, принятие решений, контроль за их выполнением и т.п.), современный менеджер учитывает прежде всего человеческий фактор: поощрение работников, стимулирование их развития, формирование партнерства и сотрудничества, воспитание «корпоративного» духа и т.п. Опыт передовых предприятий показывает, что, если менеджер формирует культуру отношений на основе человеческого фактора, то, как правило, способности людей для производительного труда используются в полной мере, а результаты их труда бывают выдающимися.
Однако для этого менеджеру необходимо отойти от традиционной управленческой модели, элементы которой сохраняются в России по сей день (упор на уровень власти, принципы стандартизации, постоянный жесткий контроль и т.п.).
Как считает профессор В.Н. Машков, одних теоретических знаний и желания стать менеджером явно недостаточно. Претендентам на эту профессию предстоит пройти строгий профессиональный отбор, испытание на обладание определенными психологическими качествами. Только квалифицированный профессиональный отбор способен выявить у претендентов востребованные современным производством их аналитические способности, мотивацию, инициативу, умение организовать работу других, высокоразвитые навыки общения, владение техникой психической саморегуляции и самоконтроля.
В настоящее время профотбор будущих менеджеров осуществляется посредством эксперимента, психологического тестирования, проективных методик, интервьюирования, социологического метода, экспертного оценивания. Но наряду с положительными результатами профотбора были выявлены и его недостатки. В частности, несоответствие между представлениями людей о менеджере и требованиями к этой профессии со стороны современного производства. Как следствие, некоторые молодые менеджеры испытывают разочарование в профессии, страдают от заниженной самооценки, не могут строить деловые отношения, и. в конце концов, теряют интерес к работе со всеми сопутствующими негативными последствиями, вплоть до глубокой деградации личности. Примечательно, что указанные недостатки профотбора обнаруживаются после того, как человек на овладение профессией «менеджер» затратил много усилий и средств.
Недостатки в области профотбора менеджеров вызваны, во-первых, тем, что большинство исследователей, изучая отдельные, несомненно, важные черты претендентов в менеджеры, очень мало внимания удели динамике этой профессии. В этой связи необходимо предположить, что психологическое исследование профессиональных способностей менеджеров следовало бы соотносить с усложнением их основной функции. Основная функция менеджера, как известно, заключается в координации потенциала предприятия с изменениями внешней среды. Во-вторых, выявляя ценные профессиональные качества претендентов (честность, способность к компромиссу и волевому контролю за своими действиями, умение устанавливать социальную гармонию и проч.), необходимо также выявить, есть ли системные связи между личностными чертами будущего менеджера, его функциональными обязанностями и требованиями, предъявляемыми ему современным производством и внешней средой.
Учет этих недостатков позволит увидеть претендента на должность менеджера как целостную личность, в совокупности всех ее положительных и отрицательных черт, представить ее в системе производственной и социальной среды, а также осуществить динамический подход к профессиональному отбору.
Для этого необходим комплексный профессиональный отбор менеджеров, который не только обеспечит глубокое проникновение в психологические черты испытуемых, но даст возможность отобрать таких людей, которые смогут органически вписаться в систему производства и управлять его поступательным развитием в изменяющейся внешней среде. Он позволит не только оградить производство от недостаточно компетентных лидеров, но и оказать психологическую защиту претендентов, которые были признаны несоответствующими профессии менеджера.