ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ И ИХ РОЛЬ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ И ИХ РОЛЬ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Товарный знак – это обозначение, нужное для того, чтобы потребитель мог различать однородные товары разных производителей.

Обозначение может считаться товарным знаком лишь тогда, когда оно в установленном порядке зарегистрировано.

Прежде всего, товарным знаком признается легко запоминающееся условное обозначение, которое помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации.

Не может считаться товарным знаком помещение на изделии полных сведений, касающихся изготовителя товара.

По форме своего выражения товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными, комбинированными и другими.

Иногда в качестве товарных знаков регистрируются словосочетания, и даже короткие фразы.

При регистрации словесных товарных знаков охраняется не только само слово или словосочетание, но и их шрифтовое решение. Словесные товарные знаки являются наиболее эффективными по общему признанию специалистов. Их популярность определяется тем, что они хорошо запоминаются, удобны для рекламы и легко различимы.

Изобразительные товарные знаки - это обозначение в виде разнообразных значков, рисунков, орнаментов, символов, изображений животных и т.п. Хотя их эффективность оценивается ниже, чем у словесных товарных знаков.

Успех изобразительных товарных знаков в большей степени определяется их простотой, броскостью и эффективностью с точки зрения рекламы, возможностью использования на всевозможных материалах, смысловой нагрузкой и т.п.

Объемные товарные знаки представляют собой изображения товарного знака в трех измерениях - его длине, высоте, ширине. Предметом объемного товарного знака может быть либо оригинальная форма изделия, например форма мыла, свечи, пилюли и т.д. либо его упаковка, например, оригинальная форма бутылки для напитка или флакона для духов. Однако объемный товарный знак не может просто повторять внешний вид известного предмета, а должен характеризоваться новым и оригинальным внешним видом.

Комбинированные товарные знаки сочетают в себе элементы названных выше знаков. Чаще всего такие знаки представляют собой сочетание рисунка и слова, рисунка и букв, слов и цифр и т.д. Желательно, чтобы словесная и изобразительная части образовывали единое целое, связывались композиционно и сюжетно. Одним из самых распространенных видов комбинированных товарных знаков являются разнообразные этикетки, в которых, как правило, сочетаются словесные и изобразительные элементы в определенном цветовом решении.

Наряду с подразделением товарных знаков по форме их выражения они делятся по иным основаниям. Так, в зависимости от числа субъектов, имеющих право на пользование товарным знаком, следует различать индивидуальные и коллективные товарные знаки.

Индивидуальный товарный знак - это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного юридического и физического лица.

Коллективный товарный знак - это товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для выпускаемого или реализуемого ими вида товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Правовой режим коллективных товарных знаков имеет ряд особенностей.

  1. Такой товарный знак может принадлежать только объединению предприятий. Коллективный товарный знак является объектом исключительного права объединения как такового, а не права, совместно принадлежащего объединенным в его составе предприятиям.

  2. Субъектом пользования коллективным товарным знаком могут быть только такие входящие в объединение предприятия или организации, за которыми по закону признается возможность обладания индивидуальным товарным знаком.

  3. Предприятия-участники объединения могут использовать коллективный товарный знак в качестве единственного средства для обозначения товара либо применять его наряду со своим индивидуальным знаком.

  4. Товары, которые будут обозначаться этим знаком должны иметь единые качественные или иные общие характеристики.

  5. Объединение обладает правом контроля за использованием товарного знака.

По степени известности товарные знаки подразделяются на общеизвестные и обычные.

В зависимости от признака классификации товарные знаки могут разделяться:

  1. по форме своего выражения - на словесные, изобразительные, объемные, комбинированные, звуковые, световые и др.

  2. по количеству владельцев прав на товарный знак - на индивидуальные и коллективные.

по степени известности - на обычные и общеизвестные.

За неправомерное использование товарного знака или сходного с товарным знаком обозначения взимается пошлина. Действия, наносящие или способные нанести ущерб владельцу товарного знака, влекут за собой гражданско-правовую и (или) уголовную ответственность.

Административно-правовая защита нарушенных или оспариваемых прав сводится:

  • к возможности подачи возражения против регистрации товарного знака в Апелляционную палату Патентного ведомства РФ с правом последующего обжалования принятого по возражению решения в Высшей патентной палате РФ и в суде;

  • к обращению с заявлением о нарушении правил добросовестной конкуренции в федеральный антимонопольный орган (территориальный орган);

  • к подаче жалобы в вышестоящий орган организации-нарушителя, если таковой у последнего имеется.

Способы защиты нарушенных или оспариваемых прав на товарный знак.

1. Владелец права на товарный знак, права которого оспариваются или не признаются третьими лицами, вправе потребовать официального признания этих прав. Споры такого рода возникают на базе реорганизации юридических лиц, если в ходе нее нечетко определены права и обязанности вновь возникших юридических образований. Кроме того, иск о признании права на товарный знак может быть заявлен также лицом. Претендующим на предоставление охраны его знаку в силу общеизвестности последнего на территории РФ.

2. Наиболее распространенным способом защиты, вытекающим из нарушения прав на товарный знак, является требование о прекращении их дальнейшего использования. Данное требование может быть заявлено и целях предотвращения готовящегося нарушения. Например, когда маркированный чужим товарным знаком товар лишь готовится к реализации или ввозу на территорию охраны.

3. К вышесказанному способу защиты близко примыкает требование об удалении с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, либо уничтожение изготовленных изображений товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения. Иногда это сделать невозможно без причинения существенного вреда самому товару. Представляется, что по смыслу закона в этом случае подлежит уничтожению (переработке) сам товар.

4. В качестве особого способа защиты прав на товарный знак (ст.46 Закона РФ о товарных знаках) выделяется опубликование судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего. Такого рода публикация, текст, место и время опубликования которой во избежание дальнейших споров должны быть определены самим судом, подлежит оплате нарушителя.

В качестве возможного наказания предусматривается:

  1. штраф в размере от 200 до 400 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 4 месяцев;

  2. обязательные работы на срок от 2 до 4 месяцев;

  3. исправительные работы на срок до 2-х лет. 

Для регистрации товарного знака необходимо подать заявку в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ФИПС).

Поступившей в Патентное ведомство заявке присваивается регистрационный номер, после чего проводится формальная экспертиза заявки.

Формальная экспертиза включает в себя:

  1. проверку содержания заявки,

  2. проверку оплаты пошлины за подачу заявки;

  3. наличие необходимых документов, а также соответствия их оформления установленным требованиям.

Формальная экспертиза заявки на регистрацию товарного знака проводится в месячный срок с даты её поступления в Патентное ведомство.

При положительном результате формальной экспертизы заявителю направляется решение о принятии заявки к рассмотрению с уведомлением о дате поступления заявки и дате приоритета товарного знака.

Далее по заявке проводится экспертиза заявленного обозначения, включающая: проверку товарного знака на отсутствие абсолютных оснований для отказа в регистрации и проверку по иным основаниям для отказа в регистрации в соответствии со ст. 1483 Четвертой части ГК РФ, включающую:

  • поиск тождественных и сходных ранее зарегистрированных товарных знаков;

  • определение степени сходства заявленного и выявленных в процессе поиска обозначений;

  • однородность заявленных товаров и услуг, товарам и услугам, для которых зарегистрированы выявленные товарные знаки.

В ходе проведения экспертизы заявленного обозначения заявителю могут быть направлены запросы для уточнения материалов заявки или решения вопросов, обусловленных выявлением сходных товарных знаков или обозначений, ранее заявленных на регистрацию.

В Законодательстве о товарных знаках не регламентирован срок рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака.

Срок рассмотрения заявки на товарный знак составляет 12-15 месяцев, т.е. по истечению 12-15 месяцев с даты подачи заявки Патентного ведомство выносит решение о регистрации, либо об отказе в регистрации товарного знака.

В случае вынесения положительного решения, после оплаты пошлины производится регистрация товарного знака в Государственном реестре, после чего сведения о регистрации товарного знака публикуются в бюллетене "Товарные знаки", ежемесячно издаваемом Российским Патентным ведомством.

Просмотров работы: 3032