Мотивация как внутреннее "состояние организма, побуждающее организм к действию"; как "побудитель поведения" [5, 464] всегда привлекала внимание как учёных, так и педагогов — практиков. Термин "мотивация", по мнению исследователей, "дефиниционно неуловим" [5, 464], так как мотивационные состояния личности характеризуются многочисленными взаимодействиями большого числа других переменных (потребностями, интенсивностью влечений, побудительной ценностью, целями, ожиданиями и проч.). Кроме того, мотивация зависит от эмоций и нередко бывает бессознательной, то есть недоступной сознанию человека [5, 464 - 465]. Тем не менее, в качестве рабочего, мы избрали определение отечественного психолога В.К. Вилюнаса, согласно которому мотивация - это совокупность всех факторов, механизмов и процессов, которые обеспечивают удовлетворение потребностей [1,218].
Среди этой совокупности ведущими факторами являются мотивы, в частности мотивы учебной деятельности. В общем плане мотив - это "побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность" [3, 219]. В настоящее время выделено пять мотивов учебной деятельности. Другой ведущий фактор - это регуляция учебной деятельности.
"Опросник мотивации учебной деятельности студентов" О.А. Чаденковой [7] учитывает все основные характеристики мотивации, вскрытые современной психологией. Поэтому мы выбрали данную методику исследования.
Учебная деятельность, в отличие от других видов деятельности, имеет свои специфические особенности. Обычно это особенности дидактического, педагогического и психологического плана. Они оказывают большое влияние на личность обучаемого и изменяют его мотивацию. Учебная деятельность студентов определяется целым рядом специфических для этой области факторов [7]. В учебной деятельности значение мотивации велико. Под учебной мотивацией понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, мотивы, регуляция учебной деятельности, установки, чувство долга, интересы и т.д. Для исследования мотивации учебной деятельности необходимо, прежде всего, досконально изучить её мотивы и способы регуляции учебной деятельности.
В основе успешной учебной деятельности лежат, по мнению О.А. Чаденковой, пять мотивов:
1. О мотиве достижений говорят тогда, когда поведение определяется интернализацией цели. Личность усваивает аттитюды и виды поведения, конгруэнтные своей личностной системе ценностей. Главное - это желание достигать поставленных целей.
2. Мотив переживаний имеет место, когда поведение мотивируется эмоциями. Личность выбирает те виды деятельности, которые позволяют ей получить положительные эмоции, и избежать всего, что портит настроение.
3. Мотив общения возникает, когда поведение направлено на установление определённого характера отношений. Эти отношения зависят от обеих общающихся сторон. Личность стремится к взаимопониманию, взаимопомощи, к возникновению обоюдного психического контакта, проявляющегося в передаче партнёру по общению вербальной и невербальной информации.
4. Волевой мотив характеризуется внутренней ориентированностью личности. Личность сама устанавливает внутренние стандарты черт. Впоследствии личность мотивируется к такому поведению, которое подкрепляет эти стандарты и позволяет достичь более высоких уровней компетенции.
5. Познавательный мотив имеет большое значение, когда личность принимает новую информацию. Знание, расширение кругозора выступают как инструментальные награды, ведущие личность к познанию нового.
Говоря о мотивации, правомерно говорить и о регуляции как управлении мотивационным побуждением. Исходя из основных психических контуров регуляции деятельности и индивидуального стиля целенаправленной регуляции, было выделено пять способов регуляции учебной деятельности [7, 7 -8].
Ценностные регуляции студента в учебной деятельности определяют его основные ориентиры поведения. Ценностные ориентации (регуляции) - это система ценностей, включающая эстетические, эмоциональные, моральные, волевые и информационные характеристики его личности [2, 404], Система ценностей непосредственно влияет на мотивацию: если для студента занятия являются подлинной ценностью, то он не будет надеяться на шпаргалки во время экзамена.
Система ценностей в данном случае становится пусковым механизмом высокой мотивации к учению. Основываясь на психических контурах регуляции деятельности, О.А. Чаденкова предлагает исследовать пять способов регуляции учебной деятельности, влияющих на мотивацию студентов к учению. Ниже представлены краткие характеристики ценностной, эмоциональной, социальной, волевой и информационной регуляции:
1. Ценностная регуляция осуществляет формирование ценностной структуры учебной деятельности и характеризуется наличием у личности высокого уровня ценностей.
2. Эмоциональная регуляция эмоционально поддерживает активность мотивов, связанную с уровнем и направлением их возбуждения, с реальным переживанием, т.е. поддерживает мотив за счёт переживания определённого отношения к выполняемой деятельности.
3. Социальная регуляция ориентирует личность на социальное окружение.
4. Волевая регуляция регулирует мотив за счёт использования значительных волевых усилий студентом, направленных на осознанное управление им своим поведением. Она предполагает самостоятельность студента в принятии решений.
5. Информационная регуляция основывается на новой информации, получаемой студентами во время занятий. Эта информация используется для актуализации их новых мотивов.
В проведённом исследовании участвовало 58 студентов факультета социальной педагогики и психологии. Средний возраст испытуемых - 21 год. Из 58 испытуемых в исследовании приняли участие 9 юношей и 49 девушек, что соответствует процентному соотношению количества юношей и девушек на факультете. Испытуемым был предложен опросник О.А. Чаденковой из 100 вопросов [7, 14 - 19], на которые они дали письменные ответы.
После обработки результатов по ключу, предложенному в Методике [7], получили данные, представленные в таблице (см. таблицу 1) и графическое изображение результатов исследования (см. рисунок 1). Интерпретация результатов :
1. В основном, у студентов ФСПП высокая мотивация к учебной деятельности.
2. Для сильных студентов характерна внутренняя мотивация. Они ориентированы на получение прочных профессиональных знаний.
3. Слабые студенты показали ориентацию на внешние мотивы (любой ценой получить хорошую отметку на экзамене).
Выводы:
Преподавателям следует развивать внутреннюю позитивную мотивацию студентов к учению. Как пишет А.В. Реан, "высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора – в случае недостаточно высоких специальных способностей, или недостаточного запаса у учащихся требуемых знаний, умений, навыков. В обратном направлении компенсаторный механизм не срабатывает. Иными словами, никакой высокий уровень способностей не
Сборник трудов студентов ВГПУ по итогам НИДС 2005 года
Табл.1. (Мотив достижения)
стул |
балл |
студ |
балл |
студ |
балл |
1. |
12 |
21 |
4 |
41 |
5 |
2. |
4 |
22 |
8 |
42 |
9 |
3. |
8 |
23 |
0 |
43 |
6 |
4. |
6 |
24 |
5 |
44 |
8 |
5. |
10 |
25 |
12 |
45 |
12 |
6. |
17 |
26 |
7 |
46 |
1 |
7. |
5 |
27 |
8 |
47 |
5 |
8. |
9 |
28 |
6 |
48 |
9 |
9. |
12 |
29 |
11 |
49 |
11 |
10. |
8 |
30 |
7 |
50 |
6 |
11. |
3 |
31 |
9 |
51 |
3 |
12. |
6 |
32 |
5 |
52 |
10 |
13. |
18 |
33 |
10 |
53 |
2 |
14. |
7 |
34 |
7 |
54 |
15 |
15. |
4 |
35 |
2 |
55 |
9 |
16. |
11 |
36 |
0 |
56 |
16 |
17. |
3 |
37 |
8 |
57 |
8 |
18. |
6 |
38 |
10 |
58 |
5 |
19. |
7 |
39 |
3 |
||
20. |
12 |
40 |
6 |
Рис.1. (Графическое изображение результатов)
1 23456789 10
может компенсировать низкую учебную мотивацию или её отсутствие и, таким образом, не может привести к высокой успешности учебной деятельности" [4, 58].
Необходимо также провести корреляционное исследование мотивации и отметок студентов. Результаты такого исследования, как мы полагаем, помогут студентам критически оценить свою мотивацию и работать над её повышением.
Литература
1. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека - М: МГУ, 1990.-283 с.
2. Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь. - СПб.: «прайм- ЕВРОЗНАК», 2003. - 512 с.
3. Психология. Словарь/под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
4. Реан А.В., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 1999.-416 с.
5. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. В 2-х т. Т. 1. А - О. - М.: «Вече», 2000. - 592 с.
6. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - СПб.: Питер: Смысл, 2003. -860 с.