ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для нашего исследования мы выбрали эту тему, потому что она близка мне и актуальна сегодня в инновационной России. Для того чтобы поставить Россию на инновационный путь развития, необходимо такое руководство, которое было бы способно это сделать. И главную роль здесь играют менеджеры (от англ. manage — управлять) — специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий. Менеджеры организуют работу на фирме, руководят производственной деятельностью сотрудников фирмы. Менеджер является должностным лицом фирмы, компании, в которой он работает, и входит в средний и высший руководящий состав фирмы. Как показывают исследования российских психологов А.Л. Журавлева [2], А.В. Карпова [4], В.В. Новикова [6], менеджер в России, обладающий умениями, навыками и достаточными знаниями производства, недостаточно подготовлен психологически, т.е. не умеет работать и руководить людьми так, как этого требуют мировые стандарты менеджмента. Поэтому мы полагаем, что необходимо рассмотреть психологический портрет менеджера.

Психологический портрет менеджера - это совокупность переживаний менеджера как отражение в его сознании объективной производственной действительности [1]. Таким образом, психологический портрет менеджера предполагает характеристику его душевного склада. Изучая психологический портрет менеджера, мы выявили проблему: почему, при наличии высшего образования, опыта и желания работать, большинство российских менеджеров не соответствуют мировым стандартам менеджмента.

Для решения этой проблемы мы поставили следующую цель: исследовать психологию личности менеджера, что позволило бы выявить фактические и востребованные личностные качества, необходимые современному российскому менеджеру. Для достижения этой цели мы определили следующие задачи:

1. провести опрос-беседу с менеджерами, занимающими различные должности, и выяснить, какими личностными качествами, по их мнению, должен обладать успешный менеджер;

2. провести тест-опрос для определения личностных качеств испытуемых менеджеров;

3. по методике исследования макиавеллизма личности (В.В. Знаков) определить наличие психологических качеств, не совместимых с профессией "менеджер";

4. на основе проведенных исследований сделать попытку охарактеризовать личность современного менеджера.

Термин «менеджер» возник более 150 лет назад в Англии и с тех пор преобразовывался, наполняясь новым содержанием, каждый раз соответствуя социально-экономической структуре изменяющегося обществ, В нашей стране понятие "менеджер" появилось не так давно. Поэтому мы больше привыкли к определению " управленец", хотя между этими понятиями есть существенное различие (менеджер всегда связан с личностью, а для управленца основным является достижение цели).

Для успешной работы от менеджера требуются: умения организовать деятельность и выполнять основные функции управления; здоровое честолюбие, стремление к власти, лидерству, независимости при любых обстоятельствах; завышенный уровень самооценки, активность, напористость в движении к цели, умение отстаивать свои права; коммуникабельность, обаятельность; умение получить кредит доверия, убедить и повести за собой; креативность, инициативность, оперативность в решении задач; умение определить приоритетные направления деятельности, сконцентрироваться на них и легко перестроиться; самообладание, самоконтроль, планирование рабочего времени; управление взаимоотношениями с окружающими; стремление к инновациям, готовность идти на обоснованный риск, умение увлекать за собой подчиненных; умение определить темперамент и характер подчиненных. Но прежде всего менеджеру необходимы следующие личностные психологические качества: умение управлять своим поведением; подобрать работоспособный персонал; видеть и обеспечивать перспективу развития своего коллектива; обладать изобретательностью и способностью к инновациям, способностью влиять на окружающих; проявлять чувство эмпатии к подчиненным [5].

На основе проведенной опрос-беседы с менеджерами нам удалось выявить необходимые, по их мнению, личностные качества,! которые должны быть присущи российскому менеджеру. Опрос-беседа проведена на выборке, состоящей из 20 менеджеров (см. таблица 1).

В беседе испытуемые указали следующие личностные качества, характеризующие успешного менеджера: коммуникабельность; целеустремленность; ответственность; пунктуальность; готовность выслушать мнение других; умение четко формулировать цели и установки; высокие этические нормы; физическая и психологическая выносливость, умение нейтрализовать последствия стресса; высокая внутренняя и внешняя культура; доступность, доброжелательность, добропорядочность; визуальная привлекательность.

Примечательно, что все участники беседы отметили как необходимую черту способность менеджера быть авторитетом. Авторитет они понимают как заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Они полагают, что авторитет является признанием личности менеджера. Для них важна оценка коллективом соответствия их субъективных качеств объективным требованиям.

Конечно, почти все менеджеры (без лишней скромности) считали, что обладают этими личностными качествами. Однако одно дело, когда они говорят, что ими обладают, и другое дело, когда результаты следующего проведенного исследования показали обратную картину.

Для выяснения подлинных личностных качеств у испытуемых мы использовали методику исследования макиавеллизма личности [3].

В результате анализа анкет (см. таблицы 2, 3, 4 и рис. 5) оказалось, что многими желаемыми качествами данные менеджеры не обладают. Определились черты, которые нежелательны для менеджера, а именно: скрытность, своекорыстие, подхалимство; стремление эксплуатировать других: отношение к людям как к изначально порочным; оправдание принуждения со стороны начальства; недоверие, лесть, формализм, антигуманизм, аморальность и др., что не соответствует требованиям гражданского общества.

Выводы: причинами того, что современные российские менеджеры не соответствуют мировым стандартам менеджмента, являются:

1. отсутствие необходимых личностных качеств;

2. наличие черт, несовместимых с чертами современного менеджера.

Следовательно, требуется серьезная работа по формированию необходимых качеств личности менеджера и устранению нежелательных черт. Менеджеры в первую очередь имеют дело с личностью (подчиненного), а потом уже идет установка на достижение цели. Невыполнение этого требования международного менеджмента приведет к губительным последствиям для российского менеджмента в инновационной России.

Таблица І

Характеристика менеджеров, подвергнутых исследованию (беседа, анкетирование).

Пол

Возраст (средний)

Образование (%)

Мужчины

(общее кол-во)

Женщины

(общее кол-во)

 

высшее

незаконченное высшее

среднее

6

14

25

7

9

4

Таблица 2

Табулирование данных

№п/п

Пол

Образование

Суммарный показатель ответов испытуемых

1.

0

н.в.

126

2.

1

в.

129

3.

0

н.в.

132

4.

1

в.

135

5.

0

н.в.

138

6.

0

с.

140

7.

0

н.в.

148

8.

0

в.

148

9.

1

н.в.

154

10.

0

в.

156

11.

0

н.в.

157

12.

0

с.

164

13.

1

н.в.

166

14.

1

н.в.

166

15.

0

в.

166

16.

0

с.

168

17.

0

в.

170

18.

1

в.

170

19.

0

н.в.

175

20.

0

с.

186

Таблица 3

Распределение сгруппированных частот

№/ п

Внутренние численные границы 15 разрядов

Подсчет

Частота

1.

183-189

*

1

2.

176-182

   

3.

169-175

***

3

4.

162-168

*****

5

5.

155-161

**

2

6.

148-154

***

3

7.

141-147

   

8.

134-140

***

3

9.

127-133

**

2

10.

119-126

*

1

N=20

Таблица 4

Результаты теста "Методика макиавеллизма личности" (В.В. Знаков)

Значения

Количество человек

М

Ж

Низкие от 119-141

2

4

Средние142-169

3

7

Высокие 170-189

1

3

Итого

6

14

6

119- 127- 134- 141- 148- 155- 162- 169- 176- 183-126 133 140 147 154 161 168 175 182 189

Рис. 5 Примечания

1. Друкер П. Энциклопедия менеджмента. - М. 2004.

2. Журавлев А.Л. Психология управленческого взаимодействия: Теоретические и прикладные проблемы. - М. 2004.

3. Знаков В.В. Методика макиавеллизма личности - М. 2003.

4. Карпов А.В. Психология менеджмента. - М. 2003.

5. Мескон М. Основы менеджмента. — М. 2005.

6. Новиков В.В. Социальная психология. — М. 2003

Просмотров работы: 1247