ПРОФОТБОР МЕНЕДЖЕРОВ В УСЛОВИЯХ ВСТРЕЧИ ТЕХНИЧЕСКИХ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ НАУК - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОФОТБОР МЕНЕДЖЕРОВ В УСЛОВИЯХ ВСТРЕЧИ ТЕХНИЧЕСКИХ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Разрабатывая концепцию человекознания, Б.Г. Ананьев показал, что в двух решающих сферах человеческой деятельности - в сферах об­щения и труда - произошла встреча технических и антропологических наук. Сегодня мы являемся свидетелями расширения и углубления это­го взаимодействия, особенно с появлением новых профессий, в кото­рых заняты специалисты, отвечающие не только за сферу самого труда, но и за сферу отношений людей в труде.

Менеджер - это человек, отвечающий прежде всего за координа­цию и контроль над организацией труда. Выполняя свои основные фун­кции (постановка целей, принятие решений, контроль за их выполнени­ем), современный менеджер должен учитывать прежде всего человечес­кий фактор: поощрение способностей работников, стимулирование их развития, формирование партнерства и сотрудничества, воспитание «корпоративного духа» и т.п. Таким образом, современный менеджер -это не просто управляющий, а человек, осуществляющий управление через филигранную работу с людьми.

Однако, как показывает практика, некоторые менеджеры не соот­ветствуют указанным требованиям, поскольку не могут осуществить органическую связь между техническими и антропологическими знани­ями. В частности, некоторые менеджеры компенсируют недостаток пси­хологических знаний авторитарными методами руководства.

Следовательно, претендентам на эту престижную профессию не­обходимо пройти строгий профессиональный отбор, испытание на об­ладание определенными психологическими качествами.

Только квалифицированный профессиональный отбор способен выявить у претендентов востребованные современным производством их аналитические способности, мотивацию, инициативу, умение орга­низовать работу других, высокоразвитые навыки общения, владение техникой психической саморегуляции и самоконтроля.

В настоящее время профотбор будущих менеджеров осуществля­ется посредством эксперимента, психологического тестирования, про­ективных методик, интервьюирования, социологического метода, экс­пертного оценивания. Но наряду с положительными результатами про­фотбора были выявлены и его недостатки: несоответствие между представлениями людей о менеджере и требованиями к этой профессии со стороны современного производства. Как следствие, некоторые мо­лодые менеджеры испытывают разочарование в профессии, страдают от заниженной самооценки, не могут строить деловые отношения, и, в конце концов, теряют интерес к работе со всеми сопутствующими нега­тивными последствиями, вплоть до глубокой деградации личности. При­мечательно, что указанные недостатки профотбора обнаруживаются после того, как человек на овладение профессией «менеджер» затратил много усилий и средств.

Недостатки в области профотбора менеджеров вызваны, во-пер­вых, тем, что большинство исследователей, изучая отдельные, несом­ненно, важные черты претендентов в менеджеры, очень мало внимания уделяют динамике этой профессии. В этой связи необходимо предполо­жить, что психологическое исследование профессиональных способно­стей менеджеров следовало бы соотносить с усложнением их основной функции. Основная функция менеджера, как известно, заключается в координации потенциала предприятия с изменениями социальной сре­ды, т.е. в месте встречи техники и человека. Во-вторых, выявляя ценные профессиональные качества претендентов (честность, способность к компромиссу и волевому контролю за своими действиями, умение уста­навливать социальную гармонию и проч.), необходимо также выявить, есть ли системные связи между личностными чертами будущего менед­жера, его функциональными обязанностями и требованиями, предъяв­ляемыми ему современным производством.

Учет этих недостатков позволит увидеть претендента на должность менеджера как целостную личность, в совокупности всех ее положитель­ных и отрицательных черт, представить ее в системе производственной и социальной среды, а также осуществить динамический подход к профессиональному отбору.

Для этого необходим комплексный профессиональный отбор менеджеров, который не только обеспечит глубокое проникновение в психологические черты испытуемых, но и даст возможность отобрать та­ких людей, которые смогут органически вписаться в систему производ­ства и управлять его поступательным развитием в изменяющейся внеш­ней среде.

Такой отбор позволит не только оградить производство от недостаточно компетентных лидеров, но и оказать психологическую защи­ту претендентов, которые были признаны несоответствующими про­фессии менеджера.

Примечания

1. Бочаров П.П., Касимов Ю.Ф. Финансовая математика: Учебник. - 2-е изд. - М.: ФИЗМАЛИТ, 2005. - 576 с.

2. Четыркин Е.М. Финансовая математика: Учебник. - 6-е изд., испр. -М: Дело, 2006.-400 с.

Просмотров работы: 1018