Пока идет спор о том, «можно ли использовать знания психологии в церковной практике» (6.66), светские психологи ищут ответ на вопрос, возможно ли реальное соединение, взаимодействие, сотрудничество светской и христианской психологии (1,7). «При всех спорах и различиях, - пишет С. Ганьжин, - религиозная и светская системы образования по-хорошему обречены на сотрудничество» (2,18), поскольку у них одна и та же цель: воспитание духовно здорового поколения.
Учитывая многовековое противостояние науки и религии, мы полагаем, что необходимо установить некое связующее звено между ними - а именно - социальное познание. Социальное познание - это познание людьми самих себя и других людей в условиях повседневности. Оно включает в себя научные, обыденные, религиозные и мистические знания. С одной стороны, социальное познание адекватно отражает действительность, с другой - это познание «любителя», обыденного человека. В зарубежной психологии его называют познанием «наивного ученого».
После долгих лет господства атеизма и лжи в нашей стране человек уже не может быть «доверчивым простачком» (6, 72). Он стремится сначала знать, потом - верить. Приходится учитывать эту особенность наших студентов, в сознании которых умещаются научные знания, бессистемные религиозные знания и благоговение перед Тайной. Поэтому ВУЗ и Церковь призваны прежде всего предоставить молодежи широкий спектр естественнонаучных, социальных, философских, религиозных, литературно-художественных, космологических, историософских и других знаний. Как известно, научные и религиозные знания в сознании выдающихся философов, ученых, естествоиспытателей, художников, поэтов и писателей позволяли им создавать шедевры, делать великие научные открытия, всякий раз «осуществляя концептуальное примирение двух основных понятий: проблемы и тайны» (4,33).
Жизнь человека в социальном мире преисполнена стремительно развивающимися инновационными событиями: новая школа и образование, новые взаимоотношения людей в быту и на производстве, новая форма ведения войны и проч. В своем конкретном преломлении общественные события осмысливаются конкретными людьми, у которых на этой основе формируется социальное познание. Как таковое, оно воздействует на все аспекты жизни людей. Не только в России, но и на всей Планете, грамотное осмысление людьми их социального окружения нередко отсутствует. Даже у довольно высокообразованных людей их представления о себе, о своих близких и о других людях бывают несоответствующими действительности.
Проблема социального познания переросла индивидуально - личностные рамки, в которых индивид еще недавно расплачивался за свою социальную некомпетентность ценой своего страдания или своей собственной жизни. В настоящее время, как свидетельствуют многие печальные события в мире, определенные социальные представления одного человека или небольшой группы людей могут повлечь за собой непоправимые действия, террористические и насильственные акты. Такие действия способны унести жизни сотен и тысяч ни в чем не повинных людей. Об искаженное социальное познание разбиваются многие благие правительственные начинания в разных странах.
Связанное с реальными людьми и событиями окружающей среды, социальное познание фактически осуществляется посредством социально-психологических механизмов: аттитюдов, стереотипов, схем, атрибуций и др. Являясь, по существу, защитными средствами, они конструируют такую картину мира для индивида, которая наиболее приемлема для него, независимо от того, насколько она реальна в данный момент (3). Именно социально-психологические механизмы формируют обыденное познание людей, здравый смысл, «этот священный огонь, зажженный предвечным Создателем в уме человека» (5, XX).
Органическая связь светской и христианской психологии отражена в словах А.Рогозянского: «Понимание психологических механизмов, движущих человеком, несомненно, необходимо и пастырю, и верующему учителю, и родителю» (6,72). И если А. Рогозянский предлагает ввести обзорные лекции для прихожан по истории психологии, то в университетах необходим курс «Религиозная психология».
Литература:
1. Братусь Б.С. Христианская и светская психотерапия // Московский психотерапевтический журнал. 1997, №4.С.7.
2. Ганьжин С. Религия и образование // Журнал Московской Патриархии. 2000. №11.С. 18.
3. Мукашева А.К. Механизмы социального познания в психологической науке. Владимир. 1999. - 264с.
4. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М.: Школа-Пресс, 1994. С.ЗЗ.
5. Продан И.С. Познание и его объект. В 2хт. Харьков, 1913. Т.1.С. XX.
6. Рогозянский А. Психология и церковное душепопечение // Журнал Московской Патриархии. 2002. №6.С.66;72.