МЫШЛЕНИЕ МЕНЕДЖЕРА В СТРУКТУРЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОДЧИНЕННОГО - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЫШЛЕНИЕ МЕНЕДЖЕРА В СТРУКТУРЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОДЧИНЕННОГО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В профессиональной деятельности современного менеджера концеп­ция O.K. Тихомирова «Я-мышление» плодотворна для реализации психологического подхода менеджера к подчиненным.

Глобальные социально-экономические трансформации российско­го общества изменяют структуру производства и его структурные элемен­ты. В частности, в структуре производства развивается новое научно-прак­тическое направление «менеджмент», ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности организаций в рыночных хозяйствен­ных отношениях. Особое развитие получает новая профессия «менеджер». От традиционного управляющего (начальника, руководителя, заведую­щего) менеджер отличается тем, что в своей профессиональной деятель­ности (постановка целей, принятие решений, контроль за их выполнени­ем и т.п.), он наиболее полно реализует ярко выраженный психологический подход.

Однако по разным внешним причинам (наследие авторитарного руководства людьми в стране, неквалифицированный профессиональный отбор на эту престижную профессию и др.) нередко наблюдается далеко не демократическое воздействие менеджеров на подчиненных.

Для выхода из создавшейся ситуации менеджеру необходимо обратиться прежде всего к психологическим причинам, препятствующим ему руководить людьми на уровне требований XXI в., а именно — к психоло­гии мышления.

Менеджеры, как правило, люди образованные, обладающие высоким социальным интеллектом. Однако, когда дело касается их собственного мышления, они не столь критичны и требовательны, как критичны и требовательны по отношению к подчиненным. Впрочем, так поступает большинство людей. Не случайно O.K. Тихомиров наряду с традиционным тер­мином «Я-концепция» ввел менее привычный термин «Я-мышление», имея в виду «процесс выработки человеком знаний о самом себе, кото­рые образуют (или преобразуют) его «Я-концепцию». Так обозначен «про­цесс осознавания, в котором человек как личность, индивид, индивидуальность является не только субъектом, но и объектом мышления» [ 1, с. 215] .Ученый показал, что следует различать два подраздела мышле­ния: 1) мышление как процесс формирование, человеком любого знания о себе (например, знания о своих физических возможностях); 2) мышле­ние как процесс формирования знаний о собственном мышлении, каче­ствах ума и т.д. [1, с. 216].Мы полагаем, что именно второй подраздел мышления недостаточно осознан современным менеджером. Важность этого подраздела подчеркнута O.K. Тихомировым: «Мышление участвует не только в целостном познании другого человека, но и в подготовке (продумывании) определенных воздействий на него» [1, с. 160].

Наиболее ценными для нашего исследования являются вскрытые O.K. Тихомировым воздействия на психику другого человека, непосред­ственно адресованные мышлению и эмоционально-волевой сфере, по­скольку от них зависит поведение менеджера.

В результате изучения воздействий менеджера на подчиненных нами выявлены негативные приемы. Это искажение, фальсификация и сокры­тие от подчиненных информации, которая, по мнению менеджера, не дол­жна быть известна подчиненным; изобретение несуществующей инфор­мации, но необходимой для манипулирования другими; предъявление ус­трашающей информации, например о сокращении работников; умолчание о недостатках в работе «приближенных» и раздувание ошибок «неугод­ных» и т.п.

Разумеется, выявленные приемы не способствуют созданию делово­го коллектива, а менеджер не испытывает удовлетворенности от работы, постоянно напряжен и не развивается как творчески мыслящая личность. Более того, подобное мышление разрушительно для здоровья менеджера. Не случайно отмечается высокий уровень текучести руководящих кад­ров промышленных предприятий.

За рубежом принято вооружать менеджеров знанием психологии. На­пример, их учат различать аттитюды и мнения; чувствовать границы, в которых воспринятый аттитюд обозначает мотивацию. Каждый менеджер, таким образом, познает, что аттитюд имеет в своем составе три компо­нента (когнитивный, поведенческий и аффективный) и учитывает их при распределении поручений. Менеджеры стремятся иметь представление о том, откуда появляются аттитюды, как они влияют на поведение подчи­ненных и как можно измерить эти аттитюды, применяя научные методы исследования [2, с. 68—73]. Получая целостное научное знание о каждом психологическом явлении, менеджеры, таким образом, строят свои от­ношения с подчиненными.

На примере аттитюда мы показали, как американские менеджеры обре­тают целостное научное знание о психологических явлениях, что позволя­ет им формировать «Я-мышление», не поддаваясь воздействиям своих си­юминутных эмоций, а также обид, лжи и даже лени подчиненных.

Концепция «Я-мышление» O.K. Тихомирова еще не полностью реа­лизована в психологии подготовки современного менеджера. Но, не­сомненно, ее применение принесет ценные плоды для совершенствова­ния мышления менеджера и, следовательно, российского менеджмента в целом.

Литература

1. Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Академия, 2005.

2. Biley М. Managing people. Oxford: «Butterworth — Heinemann», 2000.

Просмотров работы: 1195