Среди общеизвестных принципов менеджмента П. Ф. Друкер выделяет Принцип № 1: «обеспечение совместной работы людей» [3, 28]. Он пишет: «Менеджмент касается человека и только человека» [3, 28]. Именно этим принципом, прежде всего, руководствуется успешный менеджер как человек, отвечающий за координацию и контроль над организацией труда. С. Р. Кови метафорично предлагает различать руководство и менеджмент: «Эффективный менеджмент без эффективного руководства - это попытка расставить стулья на палубе "Титаника"» [5, 124] - пишет он.
Однако в большинстве тестов профотбора на профессию «менеджер», к сожалению, не делается акцент на наличие у избравших эту профессию основных качеств, способных реализовать Принцип № 1. Нередко в тестах профотбора вообще не предполагается различий между «руководителем» и «менеджером».
В отечественной психологии человек вообще и менеджер в частности рассматривается как субъект сознания и, как таковой, в ходе рефлексии организует свою деятельность [6, 53]. Успешный менеджер устанавливает субъект-субъектные отношения с подчиненными.
Результаты наших исследований показали, что нередко менеджеры промышленного производства в погоне за выполнением плана не только сами лишены рефлексии, но и не дают своим подчиненным такого права. Кроме того, они склонны формировать субъект-объектные отношения с подчиненными, применяя манипулятивные приёмы из низкопробных переводных брошюр вместо научно-обоснованных методов, соответствующих уровню постнеклассической науки.
В этой связи возникает проблема строгого психологического профессионального отбора менеджеров промышленного производства.
Вероятно, проблема психологического профотбора волнует не только российских специалистов. Современный английский психолог Дж. Равен взывает к реформе образования и построению эффективных систем оценки персонала [психолог Дж. Равен взывает к реформе образования и построению эффективных систем оценки персонала производства сами лишен: 7, с. 375].
В отечественной психологии разработаны и успешно применяются методики психологического исследования личности, группы и руководителей различных учреждений [4; 9]. Однако профотбор менеджеров современного промышленного производства не достигает цели из-за того, что наличие важных для успешного менеджмента качеств не проверяется тестами, а именно:
1) умение менеджеров формировать субъект-субъектные отношения с подчиненными;
2) наличие у менеджеров способности к рефлексии как к мыслительному процессу, направленному на осознание себя, своего поведения, и своего отношения к другим.
Литература
1. Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории «субъект» // Российский менталитет: вопросы психологии: теория и практика. М.: ИП РАН, 1977. С. 56-74.
2. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: ИП РАН, 1994. 109 с.
3. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента: Пер. с англ. М.: Из-дат. дом «Вильяме», 2004. 432 с.
4. Журавлёв А.Л. Психология совместной деятельности. М.: ИП РАН 2005. 638 с.
5. Кови С.Р. Семь навыков лидера. (Деловой бестселлер): Пер. с англ. Минск: Вегапринт, 1996. 448 с.
6. Лепский В.Е. Проблемы субъектов мирового и российского развития // Проблемы субъектов социального проектирования и управления. М.: ИФ РАН, 2006. Авторск. кол. Препринт. С. 7-36
7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: Пер. с англ. М.: Когито-центр, 2002. 396 с.
8. Рубинштейн СЛ. Человек и мир // Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М: Педагогика, 1976. 423 с.
9. Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Ч. 5. Программы и методики психологического исследования личности и группы: Материалы юбилейной научной конференции. ИП РАН, 28-29 янв. 2002 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлёв. М.: Изд-во «Институт психологии» РАН, 2002. 368 с.