ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР РЕФЛЕКСИРУЮЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР РЕФЛЕКСИРУЮЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Среди общеизвестных принципов менеджмента П. Ф. Друкер выделяет Принцип № 1: «обеспечение совместной работы людей» [3, 28]. Он пишет: «Менеджмент касается челове­ка и только человека» [3, 28]. Именно этим принципом, прежде всего, руководствуется успешный менеджер как человек, отве­чающий за координацию и контроль над организацией труда. С. Р. Кови метафорично предлагает различать руководство и ме­неджмент: «Эффективный менеджмент без эффективного руко­водства - это попытка расставить стулья на палубе "Титаника"» [5, 124] - пишет он.

Однако в большинстве тестов профотбора на профессию «менеджер», к сожалению, не делается акцент на наличие у из­бравших эту профессию основных качеств, способных реализо­вать Принцип № 1. Нередко в тестах профотбора вообще не предполагается различий между «руководителем» и «менедже­ром».

В отечественной психологии человек вообще и менеджер в частности рассматривается как субъект сознания и, как таковой, в ходе рефлексии организует свою деятельность [6, 53]. Успешный менеджер устанавливает субъект-субъектные отношения с под­чиненными.

Результаты наших исследований показали, что нередко ме­неджеры промышленного производства в погоне за выполнением плана не только сами лишены рефлексии, но и не дают своим подчиненным такого права. Кроме того, они склонны формиро­вать субъект-объектные отношения с подчиненными, применяя манипулятивные приёмы из низкопробных переводных брошюр вместо научно-обоснованных методов, соответствующих уровню постнеклассической науки.

В этой связи возникает проблема строгого психологическо­го профессионального отбора менеджеров промышленного про­изводства.

Вероятно, проблема психологического профотбора волнует не только российских специалистов. Современный английский психолог Дж. Равен взывает к реформе образования и построе­нию эффективных систем оценки персонала [психолог Дж. Равен взывает к реформе образования и построению эффективных сис­тем оценки персонала производства сами лишен: 7, с. 375].

В отечественной психологии разработаны и успешно при­меняются методики психологического исследования личности, группы и руководителей различных учреждений [4; 9]. Однако профотбор менеджеров современного промышленного производ­ства не достигает цели из-за того, что наличие важных для ус­пешного менеджмента качеств не проверяется тестами, а именно:

1) умение менеджеров формировать субъект-субъектные отношения с подчиненными;

2) наличие у менеджеров способности к рефлексии как к мыслительному процессу, направленному на осознание себя, сво­его поведения, и своего отношения к другим.

Литература

1. Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и научное значе­ние категории «субъект» // Российский менталитет: вопросы психоло­гии: теория и практика. М.: ИП РАН, 1977. С. 56-74.

2. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: ИП РАН, 1994. 109 с.

3. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента: Пер. с англ. М.: Из-дат. дом «Вильяме», 2004. 432 с.

4. Журавлёв А.Л. Психология совместной деятельности. М.: ИП РАН 2005. 638 с.

5. Кови С.Р. Семь навыков лидера. (Деловой бестселлер): Пер. с англ. Минск: Вегапринт, 1996. 448 с.

6. Лепский В.Е. Проблемы субъектов мирового и российского раз­вития // Проблемы субъектов социального проектирования и управле­ния. М.: ИФ РАН, 2006. Авторск. кол. Препринт. С. 7-36

7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявле­ние, развитие и реализация: Пер. с англ. М.: Когито-центр, 2002. 396 с.

8. Рубинштейн СЛ. Человек и мир // Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М: Педагогика, 1976. 423 с.

9. Современная психология: Состояние и перспективы исследова­ний. Ч. 5. Программы и методики психологического исследования лич­ности и группы: Материалы юбилейной научной конференции. ИП РАН, 28-29 янв. 2002 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлёв. М.: Изд-во «Инсти­тут психологии» РАН, 2002. 368 с.

Просмотров работы: 892