Бедность – одна из самых острых проблем современной России. Под этим определением в общем смысле понимается невозможность индивида или социальной группы обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей условия жизни.
Существует несколько методов определения уровня бедности:
- абсолютный метод определяется из совокупной оценки прожиточного минимума.
- относительный метод определяется путем сравнения с общепринятым, считающимся «нормальным» в данном обществе уровнем жизни.
- субъективный метод основан на обследовании общественного мнения об уровне своего благосостояния.
Для определения критерия бедности в РФ используется метод "потребительской корзины", он включает набор необходимых средств существования.
Официально в Российской Федерации бедными считаются те, кто имеет доходы ниже стоимости прожиточного минимума.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума. Показатель рассчитывается с 1992 г
В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ "О прожиточном минимумев Российской Федерации" величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности и устанавливается федеральным законом - в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации - в субъектах Российской Федерации.
Стоимостная оценка потребительской корзины в целом по Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 31 марта 2006 г. №44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" (в 2000-2004 гг. - на основании Федерального закона от 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ) и данных Росстата об уровне потребительских цен (тарифов) на товары и услуги, формирующие потребительскую корзину. Наблюдение за уровнем потребительских цен (тарифов) для исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации осуществляется органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации по перечню товаров-представителей, включающему 156 наименований товаров и услуг.
Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально в среднем на душу населения, а также для трех социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) и устанавливается: в целом по Российской Федерации - Правительством Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. /1/.
Для анализа динамики бедности в РФ нами выбран период с 1998 по 2012 гг., так как более ранний период с 1992 года характеризуется нестабильностью российской экономики и сложностью подсчёта реального уровня бедности.
В среднем за период с 1998 по 2012гг. численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Российской Федерации составила 26,8 млн. чел. Каждый год численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума за анализируемый период снижается в среднем на 1,3 млн. чел. или 6%.
Для отражения основной тенденции численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в период с 1998 по 2012 гг. т.е., отбора функции в качестве тренда было проведено аналитическое выравнивание ряда динамикипо линейной, логарифмической, полиномиальной, степенной и экспоненциальной функции.
Отбор функции в качестве тренда производится путем сравнения F – критерий Фишера фактического с его табличным значением. Согласно гипотезе о значимости модели, если F – критерий Фишера фактический больше F – критерий Фишера табличного модель признается статистически значимой и существенной.
Таблица 1 Тенденции динамики численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, млн. чел., в РФ в период с 1998 по 2012 гг.
Функция |
Уравнение |
Среднее квадратическое отклонение |
||
Линейная |
0,8601 |
79,9 |
3,47 |
|
Логарифмическая |
0,7295 |
34,6 |
4,82 |
|
Полиномиальная |
0,8705 |
40,2 |
3,33 |
|
Степенная |
0,7438 |
37,6 |
6,20 |
|
Экспоненциальная |
0,9072 |
126,8 |
3,43 |
В нашем случае по F-критерию Фишера все пять функций подходят для отображения тенденции, поэтому мы отобрали наиболее адекватную функцию по наименьшему остаточному среднему квадратическому отклонению. Согласно нашим расчетам наиболее адекватной функцией описывающей численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в период с 1998 по 2012 гг. будет – полиномиальная функция, так как у нее среднеквадратическое отклонение наименьшее.
Рисунок 1 Динамика численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в РФ.
На основе отобранной функции в качестве тренда, был сделан прогноз с расчетом точечных прогнозов и доверительных интервалов прогнозной оценки.
При сохранении выявленной тенденции точечный прогноз численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума на 2013 год составит 13,5 млн. чел., на 2014 г. – 12,5 млн. чел.
Таблица 2 Вероятные интервалы прогноза тренда численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, млн. чел.
Год |
Точечный прогноз |
Средняя ошибка прогноза тренда |
Доверительная ошибка α=tст∙mУ |
Доверительные границы с вероятностью 0,95 |
2013 |
13,5 |
1,74 |
4,663 |
8,837-18,163 |
2014 |
12,5 |
1,82 |
4,886 |
7,614-17,386 |
Если выявленная тенденция по полиномиальной функции сохранится, то в следующие два года с вероятностью 95% можно ожидать снижение уровня численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, причем в 2013 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума будет в пределах от 8,837 до 18,163 млн. чел, а в 2014 году – от 7,614 до 17,386 млн. чел.
Создание условий для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе, формирование системы эффективной поддержки таких уязвимых групп населения как престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях и гарантий доступа к дотационным ресурсам является одним из важнейших направлений борьбы с бедностью.
Необходимо проводить анализ возможных социальных последствий всех масштабных реформ дабы избежать роста бедности.
Качественное профессиональное образование также является одним из важных условий сокращения бедности. Для решения такой задачи необходима разработка и реализация совместных программ повышения доступности качественного профессионального образования для детей из бедных семей на основе взаимодействия органов образования и органов социальной защиты населения.
Должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи.
Использованная литература
1. http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/05-met.htm.