КОГНИТИВНО-ПЕРЕЖИВАЕМЫЕ ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕНЬГАХ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КОГНИТИВНО-ПЕРЕЖИВАЕМЫЕ ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕНЬГАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях новой для России социальной практики многие старые представления людей становятся препятствием для их личного благополучия. Например, у некоторых людей еще остались старые представления о деньгах, связанные с накопительством, спекуляци­ей и т.п. Поскольку, по мнению Л.С. Выготского, "...мысль выступает в роли предварительного организатора нашего поведения" (9, с.125), подобные представления могут привести людей к бездеятельности, отчаянию и агрессии.

Однако посредством упражнений, вовлекающих людей в когни­тивно-переживаемые процессы, возможны изменения, которые приводят людей к новой системе представлений о деньгах, ориентирующей на деятельность, благосостояние и сотрудничество:

Старые представления о деньгах

Новые представления

"Деньги - это корень зла".

"Деньги ни плохи, ни хороши. Они

- нейтральны. Только мое сознание наделяет их силой. Мой выбор - наделить мои деньги исцеляющей и преобразующей меня и мир силой".

"Деньги бездуховны".

"Деньги позволяют мне проявить мои духовные идеи и образы".

"Деньги развращают людей".

"Мне нужно духовно развиваться,

чтобы взять на себя ответственность иметь деньги и работать с ними сознательно. Я привержен моему духовному развитию".

"Я потеряю всех своих друзей, когда стану миллионером."

"Все мои друзья - миллионеры".

"Если у меня будут деньги -это значит, что их не будет у кого-то другого".

"Я использую свое финансовое благосостояние, чтобы помочь себе и другим".

"Работа ради заработка требует, чтобы я подчинил этому духовные и творческие аспекты своей жизни".

"Я превращаю зарабатывание денег в творческий и духовный процесс".

"Деньги не решат все мои проблемы".

"У меня будет одной проблемой меньше", и т.д

(2, с.71-72)

Новые представления о деньгах показывают, что от человека зависит, будут ли деньги преобразующей силой в обществе или, наоборот, деструктивной и манипулирующей. Новые представления о деньгах позволяют осознать, что нужны люди, имеющие волю выйти на арену денег, чтобы мир развивался к лучшему, чтобы использовать деньги для добрых дел (2, c.7).

В современной России необходимы новые представления о многих аспектах социальной жизни. Например, представление об "уважении" выступает как совершенно новая черта человека демократического общества, включающая и самоуважение, в противоположность обществу с тоталитарным режимом, где предполагалось уважать других, но не себя. Известно, что люди, не умеющие уважать самих себя, добиваются признания такими средствами, как хвастовство, критицизм, защитная послушливость, самоуничижение и т.п. (7, с. 17-20). В демократическом обществе такие приспособительские черты выступают тормозом развития общества. Поэтому необходимо в школе создавать условия формирования новых социальных представлений у детей.

На это направлены и методики, любезно предоставленные в дар ВГПУ профессором Иллинойского университета М.Л. Бовеном (10). В данной статье мы проводим пример одной из этих методик:

Формирование у школьников представления об уважении.

Для того, чтобы начать дискуссию об уважении, необходимо предложить школьникам ряд вопросов и обсудить их.

Анкета №1.

ОТНОШУСЬ ЛИ Я С УВАЖЕНИЕМ К ДРУГИМ? Ответьте на каждый вопрос "да","нет","иногда", знаком "+"

1. Я горжусь собой и моей учебой ДА НЕТ ИНОГДА

2. Я слушаюсь учителей ДА НЕТ ИНОГДА

3. Я слушаю, когда говорят другие ДА НЕТ ИНОГДА

4. Я забочусь о своих вещах ДА НЕТ ИНОГДА

5. Я бережно отношусь к вещам, ДА НЕТ ИНОГДА которые принадлежат другим.

(10,Respect, с.4)

После заполнения школьной анкеты №1 психолог организует обсуждение ответов, исходя из понимания, что уважение – это прежде всего самоуважение или чувство собственного достоинства. Чувство собственного достоинства означает, что человек нашел себя как личность в своих взаимоотношениях с другими людьми. Предпо­лагается уважительное отношение не только к убеждениям и правам других людей, но также и к их вещам.

Разумеется, психолог не оказывает давление на детей, не мора­лизирует, он лишь позволяет им прожить "здесь и сейчас" на своем опыте то, что ему известно обо всем человечестве (8,с.237).

Анкета №2.

ОТНОШУСЬ ЛИ Я С УВАЖЕНИЕМ К ДРУГИМ? Ответьте на каждый вопрос знаком "+"

ВОПРОСЫ

редко

иногда

обычно

всегда

1. Я горжусь собой и моей учебой

       

2. Я говорю другим, когда они хорошо поступают

       

3. Я не лезу без очереди

       

4. Я оказываю услугу другим, поднимая оброненные ими предметы

       

5. Я выслушиваю других и пытаюсь понять их

       

6. Я работаю за своей партой, не мешая другим

       

7. Я помогаю другим

       

8. Я говорю с другими вежливо

       

9. Я без раздражения отношусь к тем, кто не согласен со мной.

       

10.Я слушаю своих учителей и выполняю их распоряжения.

       

(10,Respect, с.5)

После обсуждения анкет №1, №2 психолог вовлекает каждого учащегося в деятельность, раскрывающую его личность. Цель этой деятельности - формирование у учащихся чувства самоуважения.

Программа формирования у учащихся чувства самоуважения.

1. Предложить ученикам и их родителям сделать стенд "Я", на кото­ром должны быть помещены фотографии ребенка и его семьи, значки, любимые игрушки, грамоты и т.д.

2. Дать ученикам задание написать короткое сочинение на тему "Мои успехи в течение дня".

3. Усадить детей в круг и предложить каждому по очереди рассказать о том, что они любят делать и что у них получается лучше всего.

4. Дать задание каждому школьнику сочинить какой-нибудь инте­ресный рассказ, главным героем которого является он сам, и сде­лать куклу из бумаги для инсценировки только что написанного рассказа.

5. Дать задание учащимся изобразить на бумаге их собственные поступки, которые вызывают у них приятные чувства и высокую самооценку.

6. Предложить учащимся сделать стенгазету на тему "Я горжусь собой", в которой поместить их рисунки и рассказы о тех достижениях и событиях, которыми они гордятся.

7. Поместить на стенах класса рисунки, изображающие обычные и исключительные поступки учеников этого класса (помощь утопающим и др.).

8. Дать задание всему классу написать книгу на тему "Мой самый лучший поступок". В этой книге каждый ученик принимает участие, написав 2-3 странички на одну из предлагаемых тем: "Самое хорошее дело, которое я сделал для другого человека", "Самое лучшее дело, которое кто-либо сделал для меня", "Самое лучшее дело, которое я сделал для себя". (10,Respect, с.5)

Еще одно средство, позволяющее ученику расширить восприятие самого себя в плане самоуважения, - это автобиографический опросник. Методика рекомендует предлагать школьникам такой опросник ежегодно, так как опросник позволяет школьнику ответить на вопрос "Кто я такой?"

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК.

Корепанова Юлия, Мукашева А.К. (руководитель)

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Владимир, Россия

AUTOBIOGRAPHIC QUESTIONING

Korepanova Julia, Mukasheva Alma (supervisor)

Vladimir State Univercity mamed after A.G. and N.G. Stoletoves

Vladimir, Russia

1. Имя.

2. Дата рождения. Сколько лет сейчас.

3. Адрес. Номер телефона.

4. Напиши 10 слов, которые лучше всего могут охарактеризовать тебя.

5. Напиши 10 слов, которые лучше всего могут охарактеризовать каждого члена твоей семьи.

6. Представь: кем ты будешь через 5 лет, через 10 лет, через 20 лет.

7. Как ты проводишь время после школы? В субботу? В воскре­сенье?

8. Из всех твоих занятий в свободное время что тебе нравится больше всего?

9. Не упоминая имен, скажи, какие черты взрослых ты уважаешь и какими чертами восхищаешься больше всего? Что ты предпри­нимаешь, чтобы быть похожим на таких людей? Не упоминая имен, скажи, какие черты взрослых тебе не нравятся? Что ты предприни­маешь, чтобы не быть похожим на таких людей?

10. Кто твой лучший друг? Какие похожие черты есть у твоих друзей?

11. Назови свое любимое занятие. Какой у тебя любимый вид спорта?

12. Твоя любимая телепрограмма.

13. Какие журналы ты любишь читать?

14. Что в тебе есть такого, за что твои друзья тебя любят?

15. Какие главные цели у тебя сейчас?

16. Что для тебя значит дружба? (10,Respect, с.5)

Автобиографический опросник позволяет ребенку когнитивно пережить опыт восприятия самого себя как положительной личности.

"Игра в ярлыки" также помогает детям учиться уважать себя и дру­гих людей на собственном опыте, не выслушивать назидательных речей учителя. Не секрет, что школьники сопротивляются морали­зированию. В "ярлыки" же дети играют с удовольствием и охотно участвуют в дискуссии в процессе игры.

Перед проведением игры необходимо определить участников игры, провести с ними беседу, рассказать об условиях игры. В ходе беседы можно задать следующие вопросы:

- Как ты поведешь себя, если твои одноклассники не будут обращать на тебя внимания и не будут водиться с тобой - прекратишь все попытки присоединиться к ним или начнешь вставать на голову, делать смешные рожицы и т.п., чтобы привлечь к себе их внимание?

- Как ты думаешь, влияет ли на наше поведение то, как другие относятся к нам?

После беседы дается инструкция: "Разделитесь на группы по 5-6 чел. в каждой. Каждому участнику будет приклеен на лоб ярлык, на котором написано, как другим следует вести себя с ним. Он не будет знать, что написано на его собственном ярлыке, так как не видит его. Но он может читать ярлыки своих одноклассников (на ярлыках написано: "не обращай на меня внимание", "не давай мне говорить", "слушай, что я говорю", "смейся надо мной", "хвали меня", "преры­вай меня" и т.д.)"

Под руководством психолога группа выбирает какую-либо тему для дискуссии. Дается 5-10 мин. на обсуждение и на вывод по этой теме, в ходе которых к каждому члену группы все относятся так, как написано на его ярлыке. Цель игры - групповое взаимодействие, а не дискуссия как таковая.

Примерная тематика дискуссии:

- Каково, по-твоему, влияние телерекламы на маленьких детей?

- Какая проблема, на твой взгляд, самая животрепещущая для президента России?

- Если бы ты смог (смогла) произвести некоторые изменения в школе, что бы ты сделал (-а)?

- Следует ли детям давать деньги на карманные расходы?

- Сколько они должны получать?

Через 5-20 мин. все собираются, и психолог организует беседу по следующим вопросам:

- Понял ли ты, что было написано на твоем ярлычке?

- Почему ты сделал такой вывод?

- Что ты чувствовал, когда к тебе так относились?

- Кто-нибудь из этой группы вел себя необычно, не так как всегда?

- А в обычной жизни мы "навешиваем ярлыки" на людей? Как мы это делаем?

- Хорошо ли иметь "ярлык"? Может быть, это плохо?

- Если ты чувствуешь, что на тебя "навесили ярлык", который тебе не нравится, что ты будешь делать, чтобы изменить его?

В ходе игры учащиеся на своем опыте узнают, что уважающий себя человек никогда не "приклеит ярлык" другому человеку. Психологи же отметили давно, что "...коль скоро ярлык наклеен, человек перестает быть индивидуумом со всеми присущими ему осо­бенностями, эмоциями, привычками и превращается в одного из параноиков или одного из истериков, все поведение которых рас­сматривается с точки зрения известных для данного "заболевания" симптомов"

Л.С. Выготский убедительно показал, что "единственным воспи­тателем" является собственный опыт. В этом и состоит ценность методик, каждая из которых содержит более 20 различных заданий, обеспечивающих ученику опыт когнитивного переживания.

Просмотров работы: 1175