При изучении иностранного языка студенту приходится соотносить объективный мир предметов и явлений с двумя знаковыми системами иностранного языка: 1) объектным языком и 2) метаязыком.
Объектный язык - это знаковая система, элементы которой находятся в отношении обозначения к явлениям, событиям, свойствам и связям объективного мира. Метаязык служит средством для выражения и передачи знаний о свойствах, связях и отношениях слов и предложений объектного языка . Он содержит в своем словаре термины, при помощи которых мы выражаем знания о словах и предложениях, составляющих объектный язык. Метаязык необходим для того, чтобы проанализировать объектный язык.
При овладении родным языком метаязык почти не замечается, так как и объектными метаязык принадлежат одному и тому же естественному языку. Но при изучении иностранного языка роль метаязыка возрастает, так как он помогает формулировать правила, регулирующие построения объектного языка.
Студентам, которые начинают овладевать иностранным языком в сознательном возрасте, сложно усваивать грамматические категории иностранного языка без соотнесения их с родным. Как указывал П.Я. Гальперин, основной задачей обучения иностранному языку является формирование иноязычного сознания. Исследования, проведенные Т.К. Цветковой (МГЛУ), подтверждают, что «иностранный язык - это не форма и не инструмент общения, язык - это содержание, и должен представляться обучающемуся как таковое». К такому выводу автор пришла, исходя из работ Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева и др.
Этот новый подход к обучению языку с учетом его содержания, значений и смыслов базируется на идеях о том, что соотношение этих языков не учитывается даже в родном языке «и употребляют их так, как их употреблять не следовало бы», - пишет А.И. Ракитов. Что касается употребления метаязыка при обучении иностранному языку, то этот язык при правильном его применении может стать источником грамматических и лексических смыслов иностранного языка.
Мы полагаем, что в условиях межкультурной коммуникации необходимо привлечь внимание преподавателя к метаязыку как к средству описания языковых систем. Метаязык формулирует правила построения предложений и обеспечивает отношение слов и предложений в объектном языке.