В статье описан предпроектный анализ предметной области при разработке мобильного обучающего приложения «Стилист» для учебно-производственного (практикующего) центра «Школа визажистов». В частности проведено исследование специфики рынка мобильных приложений, основных операционных систем для мобильных устройств, а также учебного заведения-заказчика.
Основанием для исследования являются требования курсовой работы за пятый год обучения по специальности «Прикладная информатика (в экономике) факультета информационных систем и безопасности РГГУ.
В настоящее времясуществует большой спрос на услуги в сфере красоты. Такие профессии как косметолог, парикхмахер, специалист по маникюру, стилист и многие другие стали невероятно популярны. Современные люди хотят, а главное могут, следить за собой и иметь ухоженный вид. В связи с этим широко востребована и профессия визажиста.
Визажист - специалист в области макияжа, он работает как и с лицом человека, так и с областью декольте или даже со всем телом. Стилист - специалист в области создания стиля человека с помощью причёски, макияжа, одежды. Визажист-стилист, как правило, работает только с макияжем и прической, и главная его задача - создать желаемый образ, подчеркнуть достоинства клиента и скрыть его недостатки.
Профессионал должен не только владеть техникой исполнения макияжа и причесок, но и быть в тренде[1], разбираться в косметике, средствах по уходу за кожей и волосами, знать колористику, анатомию лица и тела, особенности структуры волос и кожного покрова и определять так называемую «уместность» создаваемого макияжа и прически. Но самый важный навык для работы в этой профессии - располагающее общение с клиентом. Для того, чтобы понять, какой образ подойдет для клиента, мало видеть его анатомические недостатки и достоинства, важно понять темперамент человека, его привычки, а также намерения что-то выразить своим внешним видом на мероприятии, к которому он готовится. Визажисты говорят: «Клиент должен остаться воодушевленным».
В англоязычных странах визажист звучит как make-upartist - художник по макияжу. Художник, который творит не на бумаге, а на лице и теле.[1]
«Школа визажистов» - учебное заведение, предлагающее на платной основе различные базовые курсы макияжа для начинающих визажистов, а так же продвинутые курсы и мастер-классы по различным направлениям в области макияжа уже для работающих визажистов и стилистов, желающих повысить свой профессиональный уровень. По окончании курса или мастер-класса учащимся выдаются сертификаты школы или дипломы об окончании. [2]
Преподаватели в школах должны быть практикующими визажистами и стилистами.
Как правило, курсы проходят в группах или индивидуально. Это могут быть вечерние, дневные занятия, а также интенсивные ежедневные, несколько раз в неделю или группы выходного дня.
Мастер-класс в школе визажистов предполагает цикл занятий по совершенствованию творческого мастерства, проводимый специалистом в области визажа или стиля.
Среди школ с мировым именем, а также среди ведущих визажистов профессиональных брендов[2] косметики набирает популярность создание собственного обучающего приложения для мобильных устройств. Такое приложение - это и реклама (привлечение клиентов), и дополнительный заработок (если приложение платное или содержит дополнительные покупки внутри).
Перед автором стоит задача разработки подобного приложения. Но, прежде чем приступить к проектированию необходимо провести анализ рынка мобильных приложений и исследовать его специфику.
За последние несколько лет наблюдается стабильный рост мобильного интернет-траффика. Пользователи проводят в сети гораздо больше времени, используя мобильный телефон, нежели ноутбук или компьютер. Мобильные приложения становятся эффективным способом привлечения новых клиентов и поддержки существующих.
Мир мобильной разработки перевернулся и начал бурно развиваться в 2008 году. Этому послужили такие события, как появление смартфона iPhone на платформе iOS, а также открытие интернет-магазина приложений App Store. Данные события подтолкнули разработчиков к переосмыслению предназначения мобильных приложений. Открылись новые перспективы и возможности. Компании начали бороться, чтобы занять определённую нишу. Позднее появились новые мобильные операционные системы - новые площадки для реализации проектов, доступность и простота которых предоставили ещё больше возможностей для разработчиков.
Существует несколько основных групп разработчиков мобильных приложений:
Все эти разработчики преследуют одну и ту же цель: создание приложения, выход на рынок и завоевание определённой ниши.
Рынок мобильных приложений весьма специфичен и отличается от рынка крупных настольных приложений. Такие программы могут создаваться годами, а срок разработки мобильного приложения в полгода - это вечность. За это время конкурент может прийти к такой же идее, создать подобное приложение и раньше выйти на рынок, что будет смертельным для проекта.
Компания J'son & Partners Consulting разделяет рынок приложений на следующие сегменты:
Контентные приложения очень популярны среди пользователей мобильных приложений. На сегодняшний день такие виды активности, как прослушивание музыки, просмотр различных фильмов, клипов и фотографий, а также чтение цифровых книг являются максимально доступными и удобными для любого владельца мобильного гаджета, что и рождает спрос на данный сегмент мобильных приложений.
Бизнес-приложения стали необходимым средством для многих пользователей, которое поможет им упростить их офисную работу. В настоящий момент сегмент бизнес-приложений является предпочтительным для инвесторов, но сложность для данного сегмента составляет перевод бизнес-задач на мобильные телефоны.
На сегодняшний день мобильные игры наиболее востребованы на рынке мобильных приложений. Игровая индустрия растет с каждым днем: появляются новые жанры, новые идеи взрывают игровое сообщество. Игры притягивают внимание все большей аудитории, на что оказывает влияние другая уже сложившаяся тенденция - увеличение количества пользователей смартфонов.
Социальные сети с каждым днем набирают все большую популярность, наращивая многочисленную аудиторию по всему миру. Все большее количество пользователей регистрируется в социальных сетях, которые, в свою очередь, становятся неотъемлемой частью жизни многих людей.
Также приложения различаются по бизнес-моделям, благодаря которым происходит монетизация рынка мобильных приложений:
Последние тенденции в области монетизации мобильных игровых приложений говорят сами за себя: приложения In-App Purchases и Ad становятся господствующими. Внутри игровые покупки и рекламу гораздо прибыльнее внедрять в бесплатное приложение, чем делать это приложение просто платным. Однако, на рынке довольно большое количество платных приложений, которые включают в себя еще и In-App Purchases, и рекламу (как правило, ненавязчивую). [3]
Определившись, какими бывают приложения, следующим шагом для написания приложения должен стать выбор операционной системы. Существует всего три основных ОС, господствующие на рынке мобильных устройств: Android, iOS и Windows Phone. Рассмотрим их подробнее в таком порядке.
Android - операционная система для мобильных устройств и носимой электроники, основаная на ядре Linux и собственной реализации Java от Google.
В ОС Android существует возможность создавать Java-приложения, управляющие устройством через разработанные Google библиотеки. AndroidNativeDevelopmentKit позволяет портировать (но не отлаживать) библиотеки и компоненты приложений, написанные на Си и других языках.
В 2005 году корпорация Google купила компанию Android Inc, а в 2007 году компания официально объявила о создании альянса Open Handset Alliance (OHA), анонсировала открытую мобильную платформу Android и представила первую версию пакета для разработчиков Android «EarlyLook» SDK и эмулятор Android. Через год официально вышла первая версия операционной системы, а также первый полноценный пакет разработчика SDK 1.0, Release 1.
Кроме смартфонов и планшетов, операционную систему Android устанавливают и на другие устройства:
В конце 2009 года появилась в продаже первая фоторамка, работающая на Android:
Таже многие электронные книги, игровые приставки, нетбуки, смартбуки, ультрабуки и тд. получили операционную систему Android.
Таким образом, Android захватила 81% рынка мобильных устройств. Но по данным компании Apple ее ОСпоследней версии iOS 7 на январь 2014 г. является самой популярной версиеймобильной операционной системы из всех существующих версий на рынке.
iOS (до 24 июня 2010 года - iPhone OS) - мобильная операционная система, разрабатываемая и выпускаемая американской компанией Apple.
Операционная система iPhone OS была представлена 9 января 2007 года совместно с мобильным телефоном iPhone лично Стивом Джобсом на выставке-конференции MacworldConference & Expo. Первоначально iPhone OS была создана для смартфона iPhone и плеера iPodtouch, в дальнейшем нашла свое применение в таких устройствах, как планшеты iPadи iPadmini. В отличие от Windows Phone и Google Android, данная ОС выпускается только для устройств, производимых фирмой Apple.
Пользовательский интерфейс iOS основан на концепции прямого манипулирования с использованием жестов «мультитач» (англ. Multi-touch - Множественное касание).
Одним из главных конкурентов iOS является ОС Windows Phone - мобильная операционная система, разработанная компанией Microsoft и выпущеная в 2010 году.
В России телефоны с ОС Windows Phone начали продаваться в конце 2011 года, первым из которых стал HTC 7 Mozart.
Эта операционная система является преемником Windows Mobile (но несовместима с ней) с абсолютно новым интерфейсом и интеграцией сервисов Microsoft: игрового Xbox Live и медиаплеера Zune. Презентация системы состоялась в рамках мероприятия MobileWorldCongress 2010, прошедшего в Барселоне.
20 июня 2012 года на организованной Microsoft конференции под названием Windows Phone Summit была анонсирована ОС Windows Phone 8, главное преимущество которой - возможность объединить планшеты, смартфоны и персональные компьютеры в единую «экосистему», то есть возможность создания условий для разработчиков, облегчающих портирование программного обеспечения между этими устройствами.
Рассмотрев особенности основных мобильных операционных систем, сложно сделать выбор в пользу той или иной ОС. Поэтому для наглядности следует обратиться к таблице ниже (Табл.1).
|
Android |
iOS |
Windows Phone |
Компания-разработчик |
|
Apple |
Microsoft |
Последняя версия ОС (на декабрь 2013) |
Android KitKat |
iOS 7 |
Windows Phone 8 |
Открытость операционной системы |
Открытая ОС (ОС с открытым кодом, изменять который может любой желающий, не нарушая лицензию и закон) |
Закрытая ОС (ОС с закрытым кодом, без возможности установки внешних ПО) |
Закрытая ОС (ОС с закрытым кодом, без возможности установки внешних ПО) |
Число устройств, работающих на данной платформе |
Обширное (Samsung, Sony, Nexus и т.д.) |
Ограниченное (только Apple) |
Большое (Nokia, Samsung, HTC, Huawei и т.д.) |
Доля мирового рынка устройств, работающих на данной платформе (по данным IDC за III квартал 2013г.) |
81 % |
12 % |
3,6 % |
количество приложений (по данным Stardust на сентябрь 2013) |
500 000 + (магазин Google Play) |
700 000 + (магазин App Store) |
200 000 + (магазин Windows Phone Marketplace) |
Средняя цена за приложение (по данным Milvum) |
$3.06 (Google Play), $2.84 (Amazon) |
$3.18 (iPhone), $4.44 (iPad) |
$1.10 |
Количество бесплатных приложений (по данным Distimo и HTC) |
16 % |
18 % |
62 % |
Популярные категории скачиваемых приложений (по данным Milvum) |
Общение, Социальные медиа, Утилиты, Рзвлечения, |
Игры, Образование, Развлечения, Стиль жизни, Книги |
Развлечения, Инструменты (офис), Игры, Книги |
Табл.1 Сравнение мобильных операционных систем.
Перед автором стоит задача разработки мобильного обучающего приложения, которое бы помогло всем желающим выглядеть ухоженно.Для этого следует определить к какому типу и сегменту рынка будет принадлежать разрабатываемое приложение и выбрать операционную систему для разработки.
Компания J'son & Partners Consulting в рынкемобильных приложений выделяет сегмент Контентных приложений, и именно этот сегмент займет создаваемое приложение, т.к. оно будет содержать в себе информацию по уходу за собой, уроки по нанесению макияжа и тесты, т.е. контент, наполнение. Также стоит отметить, что разрабатываемое приложение не будет содержать рекламы и на первом этапе останется бесплатным, то есть по способу монетизации - Free.
Выбирая мобильную ОС, следует обратиться к таблице «Сравнение мобильных операционных систем» (Табл.1). ОС Android от Google - господствующая операционная система на рынке, но определяется ее популярность многообразием устройств, работающих на этой платформе (Samsung, Sony, Nexus и т.д.). Это отрицательно сказывается на создании приложения, т.к. при разработке нужно учитывать характеристики всех мобильных устройств, работающих на Android,начиная от диагонали экрана и заканчивая разновидностью процессора. То же можно сказать и о большом количестве смартфонов, работающих на ОС Windows Phone: Nokia, Samsung, HTC, Huawei и т.д.Тогда как iOS работает только на продуктах компании Apple, при этом существует четкое разделение приложений, характеристики которых во многом совпадают: 1) для смартфонов iPhone и плеера iPodtouch, 2) для планшетов iPad и iPad mini. Также стоит отметить, что на данный момент iOS версии 7 является самой популярной версией мобильной операционной системы в мире, а магазин приложений App Store насчитывает более 700 000 приложений, и эта цифра постоянно растет, когда как вWindows Phone Marketplace - всего чуть более 200 000. Это говорит о том, что телефоны Windows не популярны и разработчики в последнюю очередь создают приложения для этой платформы. Также важны и популярные категории скачиваемых приложений: категории «Образование» и «Стиль жизни» - подходящие для заявленного приложения, а также они самые скачиваемые в магазине App Store.
Исходя из данных, изложенных в этой статье, можно сделать вывод, что мобильная операционная система iOS компании Apple - верный выбор для разработки обучающего приложения «Стилист».
Список используемой литературы.
1. Электронное издание справочника-перечня всех учебных заведений г. Екатеринбурга, статья «Профессия визажист» (без указания автора).
2. Официальный сайт Школы визажистов Make-up Schoolhttp://make-up-school.ru
3. Аналитическая статья консалтинговой компании J'son & Partners«Рынок мобильных приложений в России и мире»
[1] Тренд (англ. trend - тенденция) - (здесь) основная тенденция изменения в мире моды.
[2] Бренд (англ. brand - товарный знак, торговая марка)- популярная, легко узнаваемая и юридически защищённая символика какого-либо производителя или продукта.