Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основных факторов социального, культурного, экономического развития общества, является фундаментом социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним важнейших элементов правового статуса ребенка, и в таком качестве закреплено в конституциях большинства развитых стран. Так, в Преамбуле Конвенции ООН «О правах ребенка» (1989 г.) записано, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту» [1].
Следует констатировать тот факт, что состояние системы социальной защиты детства в России свидетельствует о недостаточном теоретическом обосновании сущности и содержания социальной защиты детства. Отсутствует теоретико-методологическое и технологическое обоснование социальной защиты как детства в целом и отдельных категорий детей, семей, женщин. В российском законодательстве, научной литературе имеются различные точки зрения на само понятие «защита детства», нередко ошибочно отождествляющие его с тождественными категориями: «правовая защита ребенка», «охрана прав ребенка», «социальная защита детства».
В общеупотребительном значении понятие «защитить» означает оберегать, охранять, заступаться, не давать в обиду [5, С. 668]. Нередко защиту понимают как охрану права в смысле предохранения, принятия превентивных мер с целью недопущения покушения на благо, принадлежащее личности, т.е. на её права, свободы [3].
В соответствии с «Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)» и утвержденным Указом Президента РФ от 14.09.1995 г. № 942 [2], в которых впервые была разработана целостная система социально - экономических и правовых мер по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей. В ее основе лежит государственная социальная политика по улучшению положения детей в РФ. После ратификации Россией Конвенции ООН о правах ребенка, сущность социальной защиты детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психологических, организационных и правовых средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов. С этой позиции социальная защита детства понимается гораздо шире понятий «правовая защита ребенка», «охрана прав ребенка», поскольку охватывает всю совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, психолого-педагогических гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей. Иначе говоря, социальная защита детства понимается как система.
В становлении системы социальной защиты детства О.В. Степанов прослеживает следующие моменты [5, С. 146]:
развитие системы социальной защиты детства происходит в неразрывной связи с развитием всех социальных институтов общества;
развитие социальных институтов общества определяется потребностями общества в обеспечении воспроизводства человеческого потенциала, существовании нации;
становление форм, методов, структуры социальной защиты детства детерминируется уровнем социально-экономического развития, социокультурными особенностями развития общества. В наиболее общем смысле при рассмотрении социальной защиты детства как системы целесообразно исходить из понимания ее как совокупности следующих составляющих:
законодательного обеспечения и степени сформированности нормативно-правового поля;
механизма управления, порядка взаимодействия компетентных органов и учреждений, межведомственной взаимосвязи, организационных формы деятельности учреждений;
порядка исполнения;
финансово-экономического и материально-технического обеспечения;
научно-методического и кадрового обеспечения;
просвещения.
Таком образом, под системой социальной защитой детства следует понимать систему осуществляемых обществом и его официальными структурами организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов.
Отметим так же, что следует различать понятия «социальная защита детства» и «социальная защищенность детства». Социальная защищенность детства рассматривается в качестве критерия эффективности мероприятий по социальной защите детства (физическое, материальное и духовное благополучие детей). Основными показателями социальной защищенности детства являются объективные (соответствие социально-экономических, материально-бытовых условий жизни детей установленным в данном обществе нормам питания, быта, правовой защиты и т.д.) и субъективные (индикаторы, характеризующие степень удовлетворенности (неудовлетворенности) детей их социальной защитой и (или) специалистов (экспертов) мероприятиями в области социальной защиты детства).
Антиподом понятию «социальная защищенность детства» может выступать понятие «социальная незащищенность детства» или предложенное Е.М. Рыбинским понятие «социальное неблагополучие детей» [4, С. 46-51], которое ученый связывает с такими факторами, как самочувствие, степень благополучия детской жизни и удовлетворенности качеством и количеством потребляемых благ и услуг, и, прежде всего, пищи, одежды, поддержания здоровья, удовлетворения духовных, нравственных потребностей и запросов.
Социальное неблагополучие детей характеризуется также отклоняющимся от нормы морально - психологическим и нравственным поведением, снижающимся уровнем подготовки детей к оптимальному вхождению в социально-профессиональную структуру общества. Как видим, по содержанию социальное неблагополучие детей многообразно, зависит от окружающей ребенка среды и непосредственно связано с их уровнем жизни. Иначе говоря, в концентрированном виде социальное неблагополучие детей может быть определено как материальная необеспеченность, физическое, психическое и нравственное нездоровье.
Итак, социальное неблагополучие детей выступает в качестве обобщающего (интегрального) показателя и совокупности показателей, выражающих его существенные свойства. Среди кумулятивных показателей (индикаторов) социального благополучия (неблагополучия) могут быть выделены демография, здоровье, питание, образование и досуговые услуги, материальное положение, криминальные проявления. Укажем так же, что указанный набор составляющих кумулятивных показателей социального неблагополучия детей рассматривается как один из возможных на определенном этапе социально-экономического развития, а анализ собранной информации в соответствии с предлагаемой Е.М. Рыбинским системой показателей позволит в динамике анализировать положение детей, выявлять влияние различных социальных институтов и процессов на формирование социального благополучия или неблагополучия детей в обществе.
Литература:
1. Конвенция ООН «О правах ребенка»: Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989 г. // Народное образование. - 1993. - № 5.
2. Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года: (Национальный план действий в интересах детей): Указ Президента РФ от 14.09.1995 г. № 942 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 38. Ст. 3669.
3. Гражданское право (часть 1): Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. - М., 1996.
4. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Рыбинский. - М: Издательский центр «Академия», 2004.
5. Степанов О.В. Мир детства в условиях выживания. (Социально-правовые проблемы защиты детства) / О.В. Степанов. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1997.