МОРАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПЕДАГОГИКИ НЕНАСИЛИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МОРАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПЕДАГОГИКИ НЕНАСИЛИЯ

Магомедова М.К. 1, Магомедов А.К. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день, когда мир повсеместно испытывает рост агрессии и глобальное распространение насильственных способов решения социально-политических, религиозных, этнических и воспитательных проблем, вполне закономерным является стремление к распространению идей педагогики ненасилия. Этообусловлено тем, что проблема воспитания педагогикой ненасилия подрастающего поколения является важной общественной и педагогической задачей в условиях культивирования жестокости и насилия в мире, распространения различных форм экстремизма (агрессивного национализма, терроризма и т.п.), обесценивания человеческой жизни. Эта задача образования будет решена при условии прихода в школу педагогов, нацеленных на ненасильственное педагогическое взаимодействие.

Педагогическое образование сегодня ответственно в воспитании подрастающего поколения в духе ненасилия, за появление педагогов гуманистического мышления, способных ориентироваться на ненасильственную стратегию профессиональной деятельности, что будет выражаться в принятии личностной модели взаимодействия с детьми, в миролюбии, уважении прав и достоинства других людей, бережном отношении к природе, всему живому.

Цель педагогики ненасилия - воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе и в духе ненасилия, миролюбия, уважения прав и достоинств других людей, бережного отношения к природе, всему живому, решение без использования открытых и скрытых форм принуждения. Педагогическое ненасилие основывается на признание человека высшей ценностью и означает возможность решения всех проблем образования, обучения и воспитания без конфликтов, путем проявления терпимости по отношению к воспитанникам.

Насилие, принуждение в сфере образования, как и в других сферах жизнедеятельности, являются проявлением безнравственности. Позиция ненасилия означает ориентацию на силу разума, духа, на созидание. Такая позиция развивает способность понимать взгляды, убеждения, поведение людей, преодолевать эгоцентризм, т.е. не допускать навязывания своего мнения, взглядов другим. Ненасилие есть способность к позитивному взаимодействию, к согласованию действий путем предоставления свободы другим людям и самому себе. А это возможно, если человек умеет понимать других и прислушивается к самому себе, отвечает за свои действия, а в рамках государства еще и соблюдать морально-правовые законы.

Человек является высшей ценностью цивилизованного общества. Это положение, выработанное логикой развития мировой истории, закреплено в ст.2 Конституции Российской Федерации, заложено в документах ООН и ЮНЕСКО, в том числе во [1]:

  • «Всеобщей декларации прав человека ООН» 1948 г.;

  • «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» 1950 г.; «Международном пакте о гражданских и политических правах» 1966 г.;

  • «Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г.;

  • «Заключительном акте совещания по безопасности в Европе» 1975 г.;

  • «Парижской Хартии для новой Европы» 1990 г.;

  • «Декларации и Программе действий в области культуры мира 1999 г.»;

  • «Международном десятилетие культуры ненасилия и мира в интересах детей планеты» 2001-2010 г.г.

Права и свободы человека обеспечиваются посредством исполнения государством и его полномочными представителями определенных законом обязанностей по отношению к гражданам государства. В этом заключается непреходящий смысл и содержание законности в государственном управлении. Иными словами, правовое государство требует определенного уровня нравственного развития общества, предполагающего уважение морального достоинства и равенства прав каждого человека, готовность предъявлять к себе такие же морально-нравственные требования, как к другим, законопослушание и ответственность перед обществом за использование предоставляемой свободы.

Подлинная мораль состоит, не в том, чтобы от имени, превращенного в абсолют постулата ненасилия безропотно подчиняться грубой, равно как и любой другой силе. Подлинная моральность предполагает поступки, органично согласуемые с этикой ответственности. Именно на этом пути удается минимизировать насилие и приблизиться к идеалу ненасилия [2].

Ключевая категория морали - добро. Принцип эквивалентного воздания за добро и зло выражается категорией справедливости. Право прочерчивает условную границу между добром и злом, формализуя эти абстракции, и устанавливает справедливую меру наказания за причиненное зло.

Формальные нормы права именуются «законами».

Понятие «закон» уже несет в себе смысловую структуру насилия. Принцип законности в государственном управлении является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий.

Исторически первым вариантом взаимодействия права и насилия можно определить структурирование, упорядочение государственного насилия, о чем уже было сказано в лекциях. Право организует насилие и тем самым уменьшает его. Там, где законность стала принципом государственной жизни, насилие «снизу», в виде стихийного множества отдельных правонарушений, эффективно подавляется правоохранительными органами. Вторым вариантом парадоксального взаимодействия права и насилия стало создание механизма зашиты частных интересов, когда право регламентирует порядок «законной борьбы за свои права». Во всех данных случаях мы наблюдаем безразличие к жертве, которая представлена либо фигурой внутреннего врага (личностью преступника), либо ненадлежащим партнером (ответчиком) [4].

Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о морально-правовой основе, все эти учения имеют ряд общих положений:

  • право, есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

  • право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

  • право частной собственности является основой всех прав человека;

  • право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством [3].

Идея ненасильственного мира сегодня увлекает многих, кто не разделяет агрессивные настроения и замыслы политиков, государств, идеологических течений. Движение за отказ от насилия в государственной политике становится заметной силой, по причине чего сторонники сильной государственной власти усматривают в идеологии ненасилия угрозу тем социальным институтам, которые традиционно опираются на аппарат принуждения либо производят необходимые для ϶того ценностные установки. Радикальный отказ от насилия в социальной практике способен парализовать деятельность государства и дискредитировать право как таковое, поскольку им в равной мере имманентно присуще подавление человеческой воли и ограничение индивидуальной свободы. С другой стороны, проповедь ненасилия лишает народ морального права на вооруженное сопротивление диктаторской власти и потому сама может быть расценена как уготовление насилия [4].

Эффективность педагогики ненасилия основана на использовании внутренних механизмов мотивации поведения и прежде всего на совести, а также общественного мнения, его авторитета и влияния.

Ненасильственный мир предполагает особый тип правовой культуры, где отказ от насилия не отождествляется в массовом сознании с отказом от сопротивления злу, а отказ от одностороннего господства - с отказом от власти. Гражданская война и неповиновение устраняются из жизни общества, как только власть санкционируется правом, а право - личностью. Иначе говоря, гражданский мир возможен исключительно в том обществе, где право признается в качестве абсолютной ценности. Это утверждение не следует понимать так, будто над правом нет высших ценностей. Речь идет исключительно о том, что ценность права ничем не измеряется и не может находиться в какой-либо зависимости от частных или государственных интересов, моральных или политических воззрений, религиозных и философских истин. Жизнь в праве не исчерпывает, разумеется, всей глубины человеческой личности и человеческого духа. Но путь к высшим целям человеческой жизни не обесценивает право[4].

Педагогическое образование, сегодня ответственно в воспитании подрастающего поколения в духе ненасилия, за появление учителей гуманистического мышления, способных ориентироваться на ненасильственную стратегию профессиональной деятельности, что будет выражаться в принятия личностной модели взаимодействия с детьми, миролюбии, уважении прав и достоинства других людей, бережном отношении к природе, всему живому.

Литература:

  1. Кожевников С.Н. Юридическая ответственность. // Общая теория права. Н.Н., 1993. С. 457.

  2. Лекции. Смысл человеческого бытия. // http://studentu-vuza.ru/filosofiya/filosofiya-lektsii/smyisl-chelovecheskogo-byitiya.html

  3. Общая теория права: Учеб. пособие для юр. вузов. М., 1994. С.82.

  4. Пермяков Ю.Е. Лекции по философии права. §4. Право и ненасильственный мир. 2013 г. // http://зачётка.рф/book/3912/161419

Просмотров работы: 1940