ЛИЧНЫЕ ПРАВА ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЛИЧНЫЕ ПРАВА ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Абдуразакова Д.М. 1, Исмаилова С.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Законе «Об образовании» записано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

С одной стороны, — это аспект права на образование, а с другой — самостоятельное право ребенка. Исследования по вопросу, как соблюдается право детей на охрану здоровья и право на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения в образовательном учреждении, где учится ребенок, показали, что большая часть опрошенных родителей учеников, педагогов и представителей администрации образовательных учреждений считают, что право на охрану здоровья соблюдается не в полной мере, а лишь частично. Половина опрошенных считают, что это право соблюдается в полной мере. Для сопоставления приводятся данные.

54,1% опрошенных родителей указали на то, что их дети имеют проблемы со здоровьем. 28,2% опрошенных педагогов считают, что именно состояние здоровья детей — это препятствие, которое мешает им выполнять программу по предметам в необходимом объеме.

В качестве причин нерегулярного посещения школы 12,7% ребят называют частые болезни. В то же время 56,4% из участвующих в опросе представителей администрации школ подтвердили, что многие дети не могут посещать школу регулярно, так как часто болеют. Это требует от руководителей школ особенно пристального внимания к здоровью детей.

Оснащенность школ оборудованными медицинскими кабинетами высока. 83,5% родителей и 74,1% школьных администраторов указали на наличие медицинского кабинета в образовательном учреждении. Почти в каждой третьей школе есть зубоврачебный кабинет, т.е. дети имеют возможность получить стоматологическую помощь уже в школе.

Специалисты в области медицины, работающие в школе, — это сестра и стоматолог; терапевт и физиотерапевт встречаются в школе значительно реже.

Учитывая, что учебная нагрузка, режим занятий определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения, свое мнение высказали родители. Больше 90% родителей указали на то, что их дети учатся в первую смену. 45% родителей, дети которых учатся в гимназиях и лицеях, сообщили, что нагрузка слишком велика для их ребенка. 25% родителей, дети которых учатся в общеобразовательных школах, считают нагрузку в школе слишком большой. Практически нет родителей, которые считали бы, что нагрузка в школе небольшая и не требует от детей особых усилий. Но администрация школы редко учитывает мнение родителей при определении режима занятий, составлении расписания.

Важно поддерживать здоровье ребят, проводя профилактические мероприятия, используя «здоровьесберегающие методики обучения»: уроки на улице, уроки обучения здоровому образу жизни.

Недостаточно благоприятная ситуация сложилась в школах с проведением профилактических медицинских осмотров детей. Лишь половина родителей указали на то, что в школе, где учится их ребенок, ведется наблюдение за его здоровьем, 30% опрошенных детей и их родителей отметили, что медицинские осмотры проводились всего 2—4 раза за весь период обучения в школе (т.е. за 9—11 лет), около 20% опрашиваемых вообще затруднились дать ответ.

Среди детей и подростков возрастает число социально обусловленных заболеваний. Токсикоманами, наркоманами, алкоголиками дети становятся во все более раннем возрасте.

Одно из средств профилактики вредных привычек и социально обусловленных заболеваний - пропаганда здорового образа жизни и знаний о пагубном воздействии на организм человека наркотических и психотропных средств. Около 74% опрошенных родителей учеников отмечают, что о пагубном воздействии на организм человека наркотических и психотропных веществ ребенок узнает из двух источников:

- телевидение и радио;

- рассказы семьи.

Работа по этим проблемам в школах пока имеет эпизодический характер.

Один из методов поддержания и восстановления здоровья — направление детей в оздоровительные учреждения: детские санатории, профилактории, летние оздоровительные лагеря.

По данным исследования 47% учеников имели возможность пользоваться их услугами. 63,8% опрошенных школьных руководителей указали на то, что именно школа способствовала направлению детей в оздоровительные лагеря.

Далеко не во всех школах России у детей есть возможность получать горячие обеды, об этом сообщили 30% родителей. Что касается качества и количества приготовленной в школьной столовой пищи, то лишь 21,5% родителей считают, что их дети довольны качеством школьного питания, 31,4% детей оценивают пищу как «невкусную и однообразную».

30% учащихся России жалуются на нехватку времени, которое отводится в школе для завтрака или обеда. Причина: увеличение количества уроков за счет времени на завтраки, обеды и отдых.

Итак, право учащихся, на охрану здоровья соблюдается частично.

Причины, препятствующие полной реализации прав ребенка на охрану здоровья:

- ограниченные финансовые средства;

- слабое взаимодействие учреждений образования, здравоохранения и органов социальной защиты населения;

- недостаточное внимание учреждений образования к проблемам здоровья детей.

Право на охрану здоровья тесно связано с правом ребенка на отдых и досуг. Организованный летний отдых рассматривается государством не только как оздоровление детей и форма их досуга, но и как средство профилактики, безнадзорности детей и подростков во время летних каникул.

57,7% опрощенных детей указали, что в течение учебного года времени на отдых у них остается очень мало, особенно жалуются на эту проблему ученики гимназических классов.

Формы проведения досуга у большинства детей не отличаются разнообразием. 58,4% опрошенных школьников предпочитают в свободное время «потусоваться на улице с друзьями», и 53,8% «посидеть дома».

51,6% опрошенных школьников считают посещение дискотек наиболее предпочитаемой формой проведения досуга. Это наиболее доступная с точки зрения оплаты возможность проводить свободное время, в списке мероприятий, которые организует школа, проведение дискотек стоит на третьем месте.

Лишь 25,6% опрошенных школьников занимаются спортом. Одна из причин, по которой дети не занимаются спортом в спортивных комплексах, — это территориальная удаленность объектов досуга.

Положительные тенденции в организации досуга учеников:

- 77,4% школьников указали на то, что в образовательных

учреждениях проводятся спортивные соревнования;

- 71,3% — дискотеки;

- 70,9% — праздничные вечера;

- 13,6% — театральные встречи;

- 58% опрошенных детей посещают кружки, секции, факультативы в школе.

Школа предоставляет возможность заниматься либо бесплатно, либо за минимальную плату.

Литература:

1.Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях. Материалы всероссийской научно –практической конференции. –М.: 2001г.

2. Семенихина И. Урок «Права несовершеннолетних» //Учитель. « 2.2001г.

3. Лебедев С.Н., Володина С.И., Калпин А.Г. Права детей//Народное образование. № 8, 2002г.

Просмотров работы: 1168