ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Алиханов З.И. 1, Абдулбекова Р.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день в нашей стране происходят кардинальные изменения экономической и общественной жизни, что привело к крайней актуализации вопроса социальной защиты детей-инвалидов. Всеобщее разгосударствление, рыночная трансформация, с одной стороны, с другой – осложнение ситуации социальной экологии и, преимущественно, неоднократное увеличение рождаемости детей с ограниченными возможностями, содействовали образованию целой социальной группы – детей-инвалидов, для которых требуется создание особой системы социальной защиты в целом и специфической государственной социальной политики в частности.

Проблемы социальной защиты детей анализируются как в многочисленных трудах зарубежных, так и отечественных исследователей. Среди зарубежных авторов надо отметить работы Маллера А., Гомиена Д., Вернера Д., Боровского Р., Билсона Э., Соба Й., в изданиях которых рассматривались общетеоретические вопросы социальной защиты детей в общем, и детей-инвалидов, в частности.

Проблемам, касающимся теории и практике социальной защиты детей-инвалидов, посвящены труды В.М. Астапова, О.И. Лебединского, Б.Ю. Шапиро, Л.К. Грачева, Н.Ф. Дементьевой, Э.Ф. Устинова, Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих, О.В. Павленко, Д.А. Туболева, Л.П. Храпплина и др.

Нынешняя законодательная база социальной защиты инвалидов в России сложилась под воздействием международно-правовых актов Организации Объединенных Наций.

ООН с самого начала своего создания выражала озадаченность вопросами инвалидов как особо уязвимой и наименее защищенной части общества. Существует целый ряд международно-правовых соглашений ООН, в которых зафиксированы права детей-инвалидов. Сюда входят:

- Декларация прав ребенка (1959 год)

- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год) - Декларация о правах умственно-отсталых лиц (1971 год)

- Декларация о правах инвалидов (1975 год)

- Конвенция о правах ребенка (1989 год)

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 год)

- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 год)

Главным нтернациональным документом, соединившим существующие резолюции и иные нормативно-правовые акты о жизни инвалидов, стали принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».

Правила устанавливают определенные рекомендации странам по принятию мер исключающих преграды, которые не позволяют лицам с ограниченными возможностями осуществлять свои права и свободы, полноправно принимать участие в общественной жизни.

Государствам советуется принимать меры по усилению осознания в обществе проблем инвалидов, их прав, нужд на федеральном и местном уровнях. В них странам рекомендуется учитывать право инвалидов на объединения для того, чтобы представлять свои интересы на международном и местном уровнях, создать условия для участия инвалидов при осуществлении федеральной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями. К важнейшим направлениям деятельности государства Правила относят: установление потребностей и самых существенных проблем инвалидов, организация, исполнение и оценка услуг и мер, которые следует принять в сфере социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями [4].

Во многих странах, принявших Стандартные Правила, применяется общее законодательство о защите инвалидов. Существует также и специальное законодательство, содействующее более четкому распределению проблем инвалидов именно в условиях данной страны. Специальное законодательство функционирует, обычно, в таких сферах как: определение национального координирующего и консультативного органа по вопросам, связанным с инвалидностью, проблемы адаптации окружающей среды для потребностей инвалидов, обеспечение материальной помощи (социальных выплат) инвалидам, оказание услуг в образовании, занятости, реабилитации и здравоохранении.

На основе этих и прочих международных соглашений в 1995 году был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В этом Законе под социальной защитой инвалидов подразумевается система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

С конца 1990-х годов социальная политика в нашей стране реализовывается по «социальной модели инвалидности», которая предусматривает не только лишь социальную реабилитацию детей-инвалидов, но и его социальную интеграцию. В то же время, социальная защита детей с ограниченными возможностями выступает не только государственной задачей, но и одной из важнейших проблем формирующегося гражданского общества. В таком значении социальная защита детей-инвалидов является одной из главных общественных функций общества в целом.

Для законодательного обеспечения государственной поддержки инвалидов в России разработаны и введены в действие такие важные законы, как: «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О ветеранах», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» и другие.

В последние время в нашей стране отмечается повышение численности инвалидов. Каждый год признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек - впервые. Растет количество инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Свыше 120 тыс. человек стали инвалидами в результате боевых действий и военной травмы.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное болезнями, результатами травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [1]. Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, обращенных на устранение или более полное возмещение ограничений жизнедеятельности, порожденных нарушением здоровья с крепким расстройством функций организма.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

• восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование, санаторно-курортное лечение;

• профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

• социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

• физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт [3].

Объектами управления в системе социальной защиты населения выступают учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления – органы, охватывающие проблемы социальной поддержки населения (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы).

Дети-инвалиды, члены их семей и лица, реализовывающие уход за ними, имеют право на денежные выплаты, а также на различные услуги и технические средства.

Несмотря на многообразие методов, социально-правовой защиты детей-инвалидов существуют проблемы, связанные с соблюдением их прав. Основными причинами этого являются:

- ненадлежащее осуществление действующего российского законодательства государственными органами и должностными лицами;

- пробелы в законодательной и нормативной базе, обеспечивающей защиту прав детей (и детей-инвалидов в частности) в России;

-слабая с точки зрения установленных целей материальная поддержка как семей, в которых есть дети-инвалиды, так и организаций и учреждений, выполняющих их обслуживание и оказывающих им помощь;

- недостаточное осознание обществом и государством сущности проблемы детской инвалидности и значимости содействия этой категории российских граждан [2].

Из этого следует, что в целях устранения выше названных причин требуется:

- улучшение прокурорского и общественного контроль над реализацией прав детей-инвалидов;

-усиление судебной защиты их прав;

-трансформация финансовой политики государства по линии обеспечения более совершенной реабилитации и социального приспособления детей-инвалидов;

- модернизация системы образования с целью обеспечения обучения и воспитания детей-инвалидов в общеобразовательных и специальных учреждениях по месту жительства, в условиях проживания в семье.

В нынешней ситуации социальная защита детей-инвалидов переходит из разряда социально-медицинской проблемы в общую социальную задачу, подразумевающую, во-первых, системное взаимодействие для эффективности этого процесса всего социокультурной среды человека (семья, дом-интернат, школа и т.д.); во-вторых, деятельное применение всех течений социально-регулирующего воздействия (медицинское, финансово-экономическое, психолого-педагогическое и т.д.).

В заключении хотим отметить, что во многом по тому, как общество относится к детям-инвалидам, как построена система социальной защиты этой общественной группы, можно определить состояние и социальное здоровье общества в целом.

Литература:

  1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Пер. с. англ. М.: Педагогика, 1991 .

  2. Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации./ Под ред. Л.П.Гришиной. М.:ЦБНТИ Минсоцзащиты населения РФ, 2005.

  3. Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество// Дополнительное образование, 2001, №1..

  4. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция// Социум. 1991. №5.

Интернет-ресурсы:

http://doorinworld.ru/stati/114-soczialnaya-zashhita-detej-invalidov-v-rossijskoj-federaczii

http://www.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=498628

http://podari-zhizn.ru/main/node/7218

Просмотров работы: 6349