ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СЛОЖНЫЙ ФЕНОМЕН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СЛОЖНЫЙ ФЕНОМЕН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Магомедова Р.М. 1, Омарова Д.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стремлением к анализу и пониманию, проблем, стоящих перед современным образованием, обусловлено обращение авторов к данной проблематике. Осуществленный в процессе научного поиска анализ, обозначил необходимость исследования и обращения к сущности образования как феномена, который насколько консервативен, настолько же и динамичен и переменчив. Данные обстоятельства требуют рассмотрения образования в качестве постоянно-переменчевого феномена и, прежде всего, с точки зрения истории вопроса.

Первая в Европе концепция сущности образования была сформулирована Платоном в его известной «притче о пещере», согласно которой образование есть форма познания мира. То есть раскрытие потаенного. Обосновывая свою идею, Платон был убежден, что образование есть путь к достижению свободы и добра через познание истины. Мудрость (Софию) он считал водоразделом между образованностью и незнанием, а философию (любовь к мудрости) высшим выражением софийности мира.

В европейской философии впервые определение образования как «возрастание к гуманности» дал в 1774 г. И.Г. Гердер. И. Кант в таком значении не употреблял само слово «образование», но говорил о «культуре способностей» или природных задатках, которые в этом качестве представляют акт свободы действующего человека. Он говорил об обязанности, которая не позволяет человеку «покрываться ржавчиной своему таланту».

Г.Ф. Гегель считал образование внутренней потребностью человека, выступающего как духовное существо. Подчеркивая связь философии и образования, он показал недостаточность природных качеств человека и подчеркнул важность образования как способа его духовного развития: «С одной стороны, человек – природное существо. Во-вторых, он существо духовное, разумное. Взятый с этой стороны, он не бывает от природы тем, чем он должен быть. Животное не нуждается в образовании, ибо животное от природы есть то, чем оно должно быть. Оно лишь природное существо. Человек же должен согласовать две свои стороны, привести свою единичность в соответствие со своей разумной стороной, иначе говоря, сделать последнюю господствующей». Таким образом, Г.Ф. Гегель рассматривал образование как реализацию всеобщей сущности человека, как способ овладения всеобщим знанием, обеспечивающим выход личности за собственные пределы, за то, что он знает и испытывает непосредственно. Сущность образования он видел в достижении всеобщего знания и превращении человека в духовное существо, в результате чего человек совершает движение отчуждения к полному овладению миром через философское знание.

Рассматривая образование как специфический способ преобразования природных задатков и возможностей, Г.Ф. Гегель, по сути дела, заложил возможность понимания взаимосвязи природы, цивилизации и культуры. Общая логика в этом случае основывается на соображении, согласно которому цивилизация дает человечеству то, что не может дать природа, а культура то, что не может дать цивилизация.

По мнению русских философов эпохи религиозно-философского ренессанса, задачей образования является «цельное знание», а его результатом формирование цельной личности. Именно на этих предпосылках, например, В.С. Соловьев строил свою концепцию Всеединства, суть которой в следующем: есть три основных потребности человека, три идеала:

  1. Достижение теоретического знания.

  2. Достижение добра.

  3. Создание красоты путем творчества и эстетического воспитания.

В жизни современного общества место образования во многом определяется той ролью, которую играют в его развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, профессиональные и личностные качества. Эта роль особенно возросла во второй половине ХХ в., принципиально изменившись в его последние десятилетия, что нашло теоретическое отражение в ряде концепций социально-экономического развития. Среди них особо выделяются концепция постиндустриального общества, теория человеческого капитала, идеи деятельностного общества и др. Наиболее глубоко возрастающая роль знаний в общественном развитии отразилась в концепциях информационного общества, становления информационной цивилизации.

Признание ведущей роли образования в развитии общества и личности изменило взгляды на само понятие "образование". На протяжении длительного времени оно отождествлялось с организованным и длительным процессом обучения в специальной системе, созданной для реализации конкретных целей. В расширительной трактовке под образованием понимается все, что имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков. Именно в таком смысле это понятие трактуется в словарных источниках: образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду.

В современной педагогической литературе под образованием понимается социокультурный феномен, выполняющий разнообразные функции:

1. Образование – это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры.

2. Образование есть практика социализации человека и преемственности поколений.

3. Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

4. Образование – процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности.

5. Образование - способ развития региональных систем и сохранения национальных традиций.

6. Образование – социальный институт, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

7. Образование – активный ускоритель культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Функциональный подход к образованию позволяет рассматривать его в разных смысловых плоскостях:

  • образование как ценность;

  • образование как система;

  • образование как процесс;

  • образование как результат.

На наш взгляд, такое рассмотрение понятия "образование" вовсе не означает нарушения его целостности, а отражает лишь возможность и необходимость акцентирования внимания на тех или иных сторонах его функционирования.

Обращаясь к сущностной характеристике образования, С.И. Гессен писал: "Образование есть не что иное, как культура индивида. Образование по существу своему не может быть никогда завершено. Мы образовываемся всю жизнь, и нет такого определенного момента в нашей жизни, когда мы могли бы сказать, что нами разрешена проблема нашего личного образования. Только необразованный человек может утверждать, что он сполна разрешил для себя проблему образования. Задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного".

Целями образования являются культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек.

Таким образом, образование и культура – две стороны генетически единого процесса антропо- и социогенеза. Их более или менее гармоничное взаимодействие обеспечивает производство, тиражирование, передачу, усвоение и потребление знаний и ценностей.

Начиная с 60-х годов ХХ в. российская культура стала обогащаться идеями диалога, сотрудничества, толерантности, уважения личности, которые долгое время не транслировались педагогикой в образовательную практику. В этой связи стало очевидным, что классическая модель образования морально устарела. Возникла потребность в таких философско-педагогических идеях, которые могли стать методологией новой педагогики.

Одной из таких идей стало выявление гуманистического потенциала образования, его отношения к человеку как субъекту познания, общения, творчества. Выбор аксиологического подхода в качестве методологической основы современной педагогики позволил рассматривать образование как социально-педагогический феномен, который получил свое отражение в основных его идеях: универсальность и фундаментальность гуманистических ценностей, единство целей и средств, приоритет идеи свободы.

Исходя из аксиологических идей, отечественные исследователи выделяют следующие культурно-гуманистические функции образования:

- развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

- формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;

- обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

- овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

- создание условий для саморазвития творческой индивидуальности личности и раскрытия ее духовных потенций.

По своим целевым функциям гуманизация образования является условием гармоничного развития личности и предполагает реально функционирующую систему, обеспечивающую единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности.

Литература:

  1. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. Изд. 3-е исправл. и доп. – М., 2003. – С. 58.

  2. Булыко, А.Н. Современный словарь иностранных слов. Более 25 тысяч слов и словосочетаний. – М.: «Мартин», 2004. – С. 239 и 274.

  3. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры // Вестник высшей школы. – 1999. - № 3. – С. 30-32.

  4. Вульфсон Б.Л. Прогностические модели систем образования для объединенной Европы // Прогностические модели системы образования в зарубежных странах. – М., 1994. – 104 с.

  5. Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект / Под общ. ред. Ю.Б. Рубина. – М.:Маркет ДС Корпорейшн, 2004. – 540 с.

  6. Доклад международной комиссии по образованию, представленный для ЮНЕСКО «Образование сокрытое сокровище». – М.: Изд-во ЮНЕСКО, 1997. – С. 170.

  7. Закон Российской Федерации «Об образовании» – М., 1992. – 23 с.

  8. Зеер Э., Заводчиков Д. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем // Высшее образование в России. – 2007. - № 11. – С. 39-45.

  9. Кудрина Е.Л. Диверсификация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05: Москва, 1999. – 376 с.

  10. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире (системный анализ). – М.: Прогресс, 1970., – С. 128.

Просмотров работы: 1146