ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ ТОБОЛЬСКЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ ТОБОЛЬСКЕ

Артеев Д.Н. 1, Клименко Е.В. 1
1Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Информатизация— политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. Процесс информатизации является следствием развития информационных технологий и трансформации технологического, продукт-ориентированного способа производства в постиндустриальный. В основе информатизации лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и коммуникационных технологий.

По определению ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г., информатизация представляет собой "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов".

Информатизация – направленный процесс системной интеграции компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий с целью получения новых общесистемных свойств, позволяющих более эффективно организовать продуктивную деятельность человека, группы, социума.

В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы отечественного образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но и которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде.

Цель: На основе школы №4 города Тобольска исследовать, как развивалась информатизация образования в городе Тобольск.

Информатизация в городе Тобольск началась с 90-х годов и продолжает развиваться постепенно до наших дней. Данная научно-исследовательская работа заключалась в том, чтобы мы на основе школ города Тобольска выяснили, как именно развивалась информатизация в городе Тобольск. Под мое исследование попала школа №4. Из всех школ города Тобольск эта школа самая первая в которой именно и началась информатизация, то есть это первая школа в которой появились первые компьютеры. Первое оборудование в эту школу поступило в декабре 1991 года, хотя компьютерный класс в этой школе начал уже оборудоваться в сентябре этого же года по программе пилотных школ. Занималась всем этим довольно известная фирма под названием «ЭЛТИ-КУДИЦ», которая находится в Москве. Вообще таких фирм, центров несколько, ещё один такой находится в Новосибирске при институте под названием НЭТА, к нему то и относилась школа №4. Первая модель машины, которую завезли в школу называлась «IBM PS2», машины американской сборки. Машины состояла из большого длинного системного блока, квадратного монитора.

Немного об самом компьютере. Накал конкурентной борьбы заставил разработчиков IBM в конечном счете отказаться от принципа "открытой архитектуры". Новое семейство моделей ПК IBM получило название PS/2 (Personal System 2 — "персональная система/2"). Она абсолютно несовместима с первым поколением на аппаратном уровне, но сохраняет совместимость на уровне программного обеспечения. В моделях PS/2 фирма IBM заявила о своем переходе на новую шинную архитектуру — микроканальную (Micro Channel Architecture, MCA). Это позволило отгородиться от сторонних производителей, но ограничило потребителей в выборе: все дополнительные устройства дли этих ПК выпускала только сама IBM; другие фирмы ее практически не поддерживали.

Первые модели семейства PS/2 использовали микропроцессор Intel 80286 и фактически копировали ПК AT, но на базе иной архитектуры. Затем IBM начала использовать микропроцессор Intel 80386 и даже Intel 80486.

Основной рыночной задачей серии PS/2 было вытеснение с рынка персональных IBM-совместимых компьютеров других производителей Америки, а также выпускаемых в регионе Юго-Восточной Азии. Главным способом достижения этой цели стало использование закрытых стандартов, в том числе шины, использующей микроканальную архитектуру, не допускающих их использование сторонними разработчиками без дорогого лицензирования, и выпуск сложных для воспроизводства небольшими компаниями микросхем высокой степени интеграции. Однако ожидания компании не оправдались — старые открытые технологии были усовершенствованы конкурентами IBM и оказались более живучими. Тем не менее, определенный коммерческий успех в корпоративном сегменте рынка был достигнут.

Несмотря на общий провал архитектуры (еще до 1994 IBM стала выпускать компьютеры PS/1, совместимые с обычной PC, в 1994 году уже не производились настольные PS/2, только сервера, а ещё через 2-3 года IBM прекратила производить персональные компьютеры вообще — продолжение линии PS/1 под названием Aptiva была последней моделью), ряд новшеств, привнесенных PS/2, прижились:

  • новые разъёмы мыши и клавиатуры;

  • дискеты 3,5″ вместо старых 5″;

  • видеоподсистема и мониторы в частности перешли на стандарт VGA;

  • модули SIMM с 72 контактами;

  • операционная система OS/2;

  • кодовая страница 850 (для западноевропейских языков) вместо 437;

  • жёсткий диск с платой контроллера нового интерфейса.

Таких компьютеров было одиннадцать штук: десять ученических и одна машина учительская. Также был один матричный принтер. В городе был лишь один такой класс. Первыми учителями в этом классе были Любовь Николаевна Лабусова и Татьяна Рихордовна Коваль. У Татьяны Рихордовны были уроки в 3-7 классах, а у Любовь Николаевны в 10-11 классах, также оба преподавателя делили группы 8-9 класса. До того как преподавать в этом компьютерном классе, они проходили подготовку по преподаванию ЛОГО в Санкт-Петербурге, подготовка длилась месяц. Потом в мае 1991года они проходили подготовку на базе института НЭТА в Новосибирске, тоже в течении месяца. Первые уроки они проводили уже с сентября месяца, чтобы не прерывать учебный процесс и не начинать с начала. На тот момент у них пока не было компьютеров и они проводили уроки по программе ЛОГО в начале с начальной школы, это был у Татьяны Рихордовны первый пилотный 3 класс один, на базе Тобольского педагогического института, в то время зав. кафедрой была Татьяна Аркадьевна Чинцова. Первые модели компьютеров работали только с дискет, при чем только гибких дисков. С гибким и жестким 3-х дюймовым диском работал только учительский компьютер, а ученические работали только с 3-х дюймовыми поменьше жесткими дискетами. С самого начала работы компьютерного класса уже была установлена компьютерная локальная сеть, потому что часть программ не могли работать без неё. С помощью сети учитель мог загрузить с учительского компьютера программы на остальные компьютеры и также их собрать. Было уже тогда удобно работать в этом плане. Первые программы, которые они использовали для начальных школ – назывались «ЛОГО». «ЛОГОмиры» пришли значительно позднее, где-то почти через 5 лет. Потом были программы для 8-9 классов – это «Кенгурёнок» и «Пылесосик», они применялись для основ алгоритмизации, основ простейшего программирования, хотя ЛОГО тоже язык программирования. На следующий год 1992, Татьяна Рихордовна и Любовь Николаевна начали обучать детей в городе не только информатике с помощью компьютеров, в то время в городе в остальных классах были лишь машины поиск. К ним в школу как раз пришли программы по некоторым предметам, таким как английский, математика, география. Также была программа по обучению азбуки для детей первого класса. То есть уже в 2000-х годах, когда начала широко развиваться компьютеризация, начали вводить часы преподавания предметов с помощью информатики , для школы №4 это уже новостью не было, потому что они уже более 10 лет работали с этими программами. Частично потом уже они начали менять компьютеры, конечно для других целей и в другие классы, в другие кабинеты. В первые обновление в компьютерный класс к ним пришло, довольно серьезный срок, где-то в 2005 году. К ним пришел ещё один класс и через два года, когда они выиграли грант президента -1 миллион рублей, закупили ещё один компьютерный класс. И так в 2007 году появились два компьютерных класса. Но через некоторое время они поняли, что компьютерные классы сами по себе это конечно хорошо, но не все удобно и поэтому один класс разнесли по кабинетам, а другой оставили. Чтобы учителя могли вести уроки, другие предметы с помощью компьютера. Обновление компьютеров в этой школе происходило постепенно, в более современные модели. Естественно, чтобы закупить компьютеры, школа решала через управленческий совет, а потом уже они сами решали куда и в какие кабинеты ставить компьютеры, то есть сейчас на данный момент вся школа в компьютерах.

Со слов Татьяны Рихордовны – « Ну в общем-то пришло то время. Первые компьютеры, мы должны все на них учиться, тогда ведь ещё очень осторожно относились, да не надо мне, да не нужно, не буду я учится. Мне всегда говорили, что компьютеры – это как авторучка, каждый человек должен должен этим пользоваться. И действительно, сейчас вы можете представить себе человека, который не пользуется компьютером, хотя бы даже в том мире, как печатная машинка, чтобы взять себе и что-то распечатать, а уж найти материал в интернете, сам бог велел. Ну конечно было интересно в свое время, я то в общем была учителем в начальных класса и попала на обучение только случайно, поскольку тогда Николай Петрович Зольников был заведующим городским отделом народного образования, просто решил в школе принять решение, участие, поучить учителей, тогда ещё не было понятно будет или нет этот проект действовать. Я по совместительству подрабатывала в институте на факультете педагогики методики начального обучения, читала лекции и практику вела по методике преподавания чтения русского языка начальных классов, ну и мне сказали, все равно ты туда ходишь, там курсы будут, за одно и походишь. Вот таким образом я и попала на эти курсы, ну и потом дальше мне стало интересно и я сменила работу начальных классов на информатику. Компьютеры уже более современные и ты не представляешь себя без этого, когда планшетник положил в сумку и пошел или поехал куда-то!!!»

Вот такая информация присутствовала в школе №4 города Тобольска. Данную информацию мне предоставил директор школы Татьяна Рихардовна Коваль. Также побывал в этой школе, я был в компьютерном классе, в котором сейчас я увидел 11 ученических компьютеров и один учительский. Также я посетил школьный компьютерный музей и сделал пару снимков для фотоотчёта, их вы можете посмотреть в приложениях данной работы.

Заключение

Сама информатизация в России началась в 1995 году с государственной реформы образования, а в городе Тобольск информатизация на основе школы №4 началась намного позже, в 1991 году. По сути, если сравнивать информатизацию города по этой школе, то можно сказать, что саморазвитие её началось очень даже быстро, ведь благодаря именно этой школе было запущенно такое небольшое движение процесса становления информатизации в целом в городе. Дальше через некоторое время, процесс немного приостановился, задержался именно в этой школе, не знаю как в других, но в данной школе преподаватели продолжили обучение на старых компьютерах, аж практически лет 10. Но потом вскоре через некоторое время процесс информатизации вернулся в свою колею и стал совершенствовать далее.

Список используемой литературы

Электронные адреса:

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/IBM_PS/2

  • http://sariolla.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=119:2011-01-09-17-09-10&catid=40:downgrade&Itemid=68

  • http://lib.znate.ru/docs/index-233808.html

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F4%EE%F0%EC%E0%F2%E8%E7%E0%F6%E8%FF

Также присутствует информация из школы номер 4 города Тобольск.

Приложение

 

Просмотров работы: 1174