ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ WEB-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ WEB-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Алешкевич В.А. 1, Клименко Е.В. 1, Сугорнаева С.П. 1
1Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Небольшой срок существования сервиса WWW показал его востребованность. Это стало хорошим стимулом для развития web -ориентированных концепций и технологий, увеличивающих возможности пользователей. Массовое внедрение и использование этих решений - причина качественных изменений во Всемирной паутине, своего рода смена «версии» Web. Для выявления различных особенностей Web-технологий необходимо провести сравнительный анализ существующих версий - Web 1.0, 2.0, 3.0.

Самой простой формулировкой смысла Web 1.0 скорее всего следует считать «тот Web, который был до Web 2.0».

Австралийский исследователь Терри Флю описал разницу между Web 1.0 и Web 2.0 такими словами: развитие от персональных страниц до блогов и блог - агрегаторов, от простой публикации материалов до участия и обсуждения, от контента сайта, как результата больших инвестиций — к интерактивному процессу накопления информации, и от систем управления контентом (CMS) до систем основанных на ссылочных тегах. Флю полагал, что вышеупомянутые факторы как раз и сформировали основные изменения в тенденциях, которые привели к началу повального увлечения Web 2.0.

Web 2.0 (определение Тима О’Рейли) — методика проектирования систем, которые путём учёта сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью веб 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала. По сути, термин «Web 2.0» обозначает проекты и сервисы, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями: блоги, wiki, социальные сети и т. д.

Сегодня, используя Web 2.0, новый контент создается миллионами людей. Они приносят в сеть новые тексты, фотографии, рисунки, музыкальные файлы. При этом общение между людьми все чаще происходит не в форме прямого обмена высказываниями, а в форме взаимного наблюдения за сетевой деятельностью. Освоение новых средств ведет не просто к тому, что мы можем решать новые задачи, но и меняется наше мировоззрение, которое позволяет нам видеть мир с новой точки зрения. Благодаря доступности, открытости, интерактивности и коллективизму, социальные сервисы Web 2.0 становятся естественной образовательной средой, целесообразность использования которой в учебных целях не вызывает сомнения.

Сегодня ведущие WWW-консорциумы, веб-эксперты разрабатывают современную альтернативу технологии, являющуюся следствием качественных изменений во Всемирной паутине. Это –Web 3.

Главная идея Web 3.0 состоит в том, что пользователь, который до этого единолично был вовлечён в процесс формирования контента, отныне творит коллективно, и его партнерами, помимо других пользователей, являются эксперты направлений, причём статус пользователя может быть изменён на экспертный, равно как и форма сотрудничества создателя контента и портала. Web 3.0 — это принципиально новый подход к обработке информации, представленной во Всемирной паутине, это размещение контента людьми и программами (machines) в интеракции друг с другом с целью дополнения работы друг друга.

В последнее время влияние Web 3.0 стало широко распространяться среди наиболее популярных представителей предыдущей версии Web. Сегодня можно назвать наиболее ярких кандидатов для перехода на Web 3.0: это известный проект Digg (при условии введения в него модерации и корректировки информационного потока), Youtube и юмористический видеосервис Funny Or Die, а также сервис Google Wave.

Один из разработчиков этой концепции говорит следующее: "Web 3.0 предполагает создание надежного, гибкого, оптимизируемого и при этом "дружественного" по отношению к пользователям набора технологий и стандартов, которые позволили бы любому пользователю, где бы он ни находился, идентифицировать любое находящееся поблизости от него устройство и создать сеть с ним. Это станет возможным даже в отсутствие у него каких бы то ни было технических знаний".

Благодаря доступности, открытости, интерактивности и коллективизму, социальные сервисы Web 2.0 и Web 3.0 становятся естественной образовательной средой, целесообразность использования которой в учебных целях не вызывает сомнения.

Проникновению новых технологий в обучение способствует и тот факт, что значительный объем необходимых для работы знаний ученик получает в процессе так называемого неформального обучения — общения с ровесниками, которые считаются экспертами по определенным вопросам, и поиска по различным информационным ресурсам.

Оптимизировать учебный процесс опять же позволяет обращение к новым подходам и технологиям, опирающимся на инструментарий Web 2.0. Первым шагом может стать создание небольших по размеру учебных объектов — модулей, на изучение которых будет тратиться от одной до пяти минут вместо часа-полутора. За эти несколько минут должен быть предоставлен хорошо организованный учебный контент, сфокусированный на одной концепции или проблеме, проиллюстрированный примерами, визуальными данными и анимацией. Из таких модулей может формироваться полная учебная программа, но ее составные компоненты должны быть доступны автономно и в результате контекстного поиска, так чтобы студенты в любой момент могли обратиться к нужному контенту и из небольших блоков сформировать учебный трек, отвечающий их задачам.

Блоги можно использовать как средство общения студентов по поводу расписания, тем контрольных работ и домашних заданий, поддержки различных студенческих инициатив, их можно найти на многих вузовских сайтах. Более глубокие учебные цели преследуют блоги, которые преподаватели ведут для дополнительного обсуждения тем курса, стимулирующего студентов на самостоятельный анализ полученной информации. В таких блогах преподаватели могут формулировать вопросы и задания для студентов, а также давать ссылки на дополнительные материалы и ресурсы по теме.

Вики-страницы, которые в асинхронном режиме пополняются информацией от группы людей, могут использоваться в качестве средства накопления знаний по определенной теме в процессе коллективной работы над ней

Блог, вики, дополнительные ссылки, подписка на подкасты и сервисы закладок общего пользования со ссылками на важные ресурсы формируют все необходимое информационное наполнение, причем это делается с точки зрения интересов самого студента. Также с помощью этих инструментов у студентов появляется возможность формировать персональные портфолио достижений в учебе и исследованиях, представляя их в электронном виде для обсуждения и комментариев сообществу своих сокурсников и преподавателей.

Однако надо понимать, что в школах эта среда не вытеснит базовый учебный процесс, однако может стать его эффективным дополнением. Важно, что инструменты Web 2.0 открывают новые возможности не только для получения, но и для создания учебного контента, в том числе самими студентами, и во многом перемещают фокус контроля за образовательной траекторией от преподавателя и администрации на студента. При том что для большинства современных студентов работа с инструментарием Web 2.0, сознательное включение в их учебную среду потребует от них определенных усилий по самоорганизации. То же самое и даже в большей степени касается и преподавателей, поскольку, во-первых, для многих из них работа с новыми Web-технологиями может оказаться затруднительной, а во-вторых, они должны будут адаптироваться к ситуации, когда инициатива в организации учебного процесса переходит в руки студентов.

Благодаря доступности, открытости, интерактивности и коллективизму, социальные сервисы Web становятся естественной образовательной средой, целесообразность использования которой в учебных целях не вызывает сомнения.

Во-первых, образование 3.0 должно перешагнуть границы традиционного института образования и стать более самоорганизуемым (англ.: self-organized learning), т.к. будет получен доступ к инструментам и технологиям, которые помогут сделать его строго личностно-направленным, индивидуально-ориентированным. Этому способствует и одновременно появление технологий облачных вычислений (англ.: cloud computing), а также существенное расширение возможностей хранения данных и совершенствование способов их обработки.

Во-вторых, в образовании 3.0 одной из существенных составляющих должно стать понятие «мобильность технологий» (англ.: mobile technologies). И здесь может понадобиться повсеместный доступ к образовательным ресурсам, инструментам, технологиям, включая доступ к экспертному сообществу (экспертным группам, оценщикам проектов, отдельным экспертам – носителям узкопрофессионального знания). С расширением и усовершенствованием именно средств мобильной телефонии (смартфонов, планшетов и прочее), а также усиления коннективизма во всех типах интернет-коммуникаций, расширения так называемой зоны прямого видения (англ.: line-of-sight) (спутникового и беспроводного Интернета) постепенно возникнет ситуация, что, если обучаемый захочет что-либо получить, то он сможет это сделать практически из любой точки земного шара.

В-третьих, групповое совместное обучение возможно в любых контекстах. Благодаря таким характеристикам образования 3.0 как управляемая фильтрация контента и ориентированность на многопользовательские сервисы, в его структуре гораздо легче реализуется «групповой фактор».

В-четвертых, технологии 3D с их более быстрой обработкой визуальных данных создают возможности для реализации практически беспроблемного взаимодействия в трехмерном пространстве, повышая элемент наглядности всего образовательного процесса 3.0.

Уже сегодня существуют проекты образования 3.0 и одним из них является проект «школа Web 3.0». Цель создания школы web3.0 - теоретическая разработка и практическая реализация новой модели образования, включая:

-обеспечение высокого уровня качества образования, как на основе успешности сдачи ЕГЭ, так и на основе высокого уровня результатов учащихся в тестах международных исследований, востребованности выпускников ведущими ВУЗами РФ, рынком труда. Личностная зрелость выпускника исследуется, но не оценивается.

- формирование образовательного сообщества школы (реального и виртуального - совокупности участников проекта взрослых (учителя, родители) и детей, а также - системы коммуникации, сочетающей виртуальные и реальные формы взаимодействия.

- создание поддержку и развитие сервера обучения школы, содержащего интерактивный учебный контент, систему ссылок на имеющиеся образовательные ресурсы и активности сети, сервисы и инструменты для образовательной работы в сети, сеть площадок для он-лайн образования.

- работу экспертной площадки, обеспечивающей разработку и развитие концепции школы, ее методологическую рефлексию.

- разработку механизмов, обеспечивающих непосредственное участие родителей в реализации образовательного процесса.

Основные акценты образования в модели Школа web 3.0 сделаны на:

- информатизацию: развитие модели 1:1, электронные журналы, дневники, учебники, развитие дистанционных технологий, оn-line трансляции.

- сетевой подход: участие в развитии образовательного сегмента Интернет, сетевых форм взаимодействия и сетевых сообществ.

- компетентностную парадигму: вариативность и дифференцированность содержания образования, его специализация и профилизация.

- проектность образования (использование проектно-исследовательских и игровых технологий).

- решение воспитательных задач как ключевых задач школы.

- развитие компетенций ВСЕХ участников образовательного процесса. Ключевая компетенция – компетенция развития.

На основе проведенного анализа современных образовательных тенденций и ключевых технологий Web 2.0 и Web 3.0 можно заключить, что представляется не только целесообразным, а и неизбежно необходимым внедрять в образовательный процесс интеллектуальные Web-технологии, подключать ресурсы и использовать возможности, предоставляемые Интернет-средой. Это позволяет активно вовлекать в образовательный процесс всех его участников, повышать мотивацию обучения, и соответственно качество образования.

Список использованной литературы:

  1. http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=165be64f-a9e3-4660-b22c-17b24dd7a5a8

  2. http://article.techlabs.by/50_1425_2.html

  3. http://www.direktor.ru/blog.htm?id=267

  4. http://www.twirpx.com/topic/986/

  5. http://edu-lider.ru/category/uroki-kompyuternoj-gramotnosti/texnologii-web2-0-v-uchebnom-processe/

Просмотров работы: 2646