ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ КАНАДЫ И ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ БЕЗОПАСНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ КАНАДЫ И ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Доценко С.А. 1
1Амурский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Государственная граница – это линия, отделяющая территорию одного государства от территории другого государства или от территории, имеющей иной международно-правовой режим, чем территория государства. Государственные границы подразделяются на сухопутные, речные, озерные, морские и воздушные. Также известны естественно-географическая, морфологическая, генетическая и функциональная классификации границ. Целью данной работы является характеристика современной государственной границы Канады и проблем обеспечения ее безопасности.

Общая площадь Канады равна 9,9 млн. кв. км. По своим размерам территории страны находится на втором месте в мире после России (17, 1 млн. кв. км). С севера на юг она протянулась на 4600 км и с запада на восток – на 7700 км. Среди всех стран мира Канада обладает самой большой береговой линией (около 100 тыс. км). Страна имеет две сухопутные границы – на юге и северо-западе и обе с Соединенными Штатами и омывается Тихим, Северным Ледовитым и Атлантическим океанами. А вот морские границы связывают Канаду с Данией (Гренландией) на северо-востоке и Францией – острова Сен-Пьер и Микелон – на востоке.

Значительная часть Канадской границы является астрономической. Об этом свидетельствует территория на севере страны, где происходит разделение провинции Юкон и штата Аляска от моря Бофорта до гор Св. Ильи, проходящее по 141-му меридиану (граница отделяющая Аляску от провинции Юкон является еще и геометрической так как граница проведена прямой линией). На юге расположен отрезок от пр. Джорджия до оз. Лесное идущий по 49-й параллели.

Большая часть границы государства разделяет Канаду и США. С точки зрения естественно-географической классификации эта граница состоит из двух участков – южного, длиной 6416 км (из которых 3513 км проходят по рекам и озерам) и северного, протяженностью 2475 км (из них по водоемам проходит 292 км). Пограничная линия начинается в субарктическом поясе на севере и, спускаясь на юг, далее проходит по умеренному поясу. В приграничье представлены разные виды ландшафта: равнины и горы, тундра, леса и степи (в основном распаханные), реки и озера (наиболее крупные из которых – Великие озера)1.

Если рассматривать Американо-Канадскую границу в соответствии с генетическим (историческим) типом границы, то данную границу мы отнесем к антецедентному типу, поскольку граница устанавливалась и уточнялась в течение 64 лет (1782 – 1846) и разделила, на тот момент, слабозаселенные земли.

Также у Канады имеются владения в Арктике, однако многие страны их так официально и не признали. Тем не менее, с 1925 года Канада получила во владение часть Арктики между 60˚ З. д. и 141˚ З. д. Примерно в 835 км от Северного полюса расположены самые северные поселения в мире, они принадлежат Канаде – это поселение Алерт (Нунавут), принадлежащее базе Канадских вооружённых сил (смотри карту 1)2.

Карта 1. Территория и границы Канады.

Конфигурация разграничения некоторых участков Американо-Канадской границы довольно необычна. Так граница проходит через три аэропорта: аэропорта Эви-Филд – Лорье (на участке между штатом Вашингтон и Британской Колумбией), пограничный аэропорт Пайни – Пайнкрик (между провинцией Манитоба и штатом Миннесота); аэропорт пограничной станции Коронач – Скоби (между провинцией Саскачеван и штатам Монтана). В помещениях всех этих аэропортов действуют как канадские, так и американские органы пограничного контроля. Следует также отметить существование в приграничье, как минимум четырех принадлежащих США эксклавных участков суши, примыкающих к Канаде и при этом отрезанных от американской территории водоемами3.

С американской стороны к границе прилегают 13 штатов общей площадью 8,6 млн. кв. км. Их население в совокупности составляет 71,6 млн. человек, или почти 35% всего населения США. С севера к границе прилегают 8 из 13 канадских административно – территориальных образований первого уровня (7 провинций и одна территория) совокупной площадью 60, 8 млн. кв. км. При этом, по некоторым данным, более 80% канадцев живет на расстоянии, не превышающем 100 км от границы.

Специфической чертой некоторых районов американо-канадского приграничья является наличие прилегающих к границе и имеющих статус резерваций зон расселения индейских племен. С американской стороны к границе прилегают резервации Блэкфит (Монтана), Ред-Лейк (Миннесота) и Сент Реджис (Нью-Йорк). Население подобных резерваций со стороны Канады не превышает несколько тысяч человек. При пересечении границы и нахождении на территории сопредельного государства индейцы пользуются привилегиями. В соответствии с англо-американским договором Джея от 1794 г. им не может быть отказано во въезде, они пользуются иммунитетом от депортации, имеют право не регистрироваться при поиске работы и. т. п4.

Характеризуя проблему обеспечения безопасности канадской границы, необходимо, в первую очередь рассмотреть сухопутную границу. В этой связи можно выделить два этапа:

- первый – с конца XVIII века до 11 сентября 2001 года;

- второй – с 11 сентября 2001 года до сегодняшнего дня.

Начало первого этапа сопряжено с наличием серьезного вопроса о территориальном размежевании, в процессе решения которого США и Британия не раз оказывались на грани войны. Однако после снятия территориального вопроса американо-канадская граница надолго стала одним из самых спокойных рубежей в мире. Шляфер Л.Г. приводит пример того, что занимавший в первой половине 1930-х годах пост премьер-министра Канады Р. Беннет называл ее «самой длинной неохраняемой границей в мире»5. И мы видим, что контроль на пунктах пропуска осуществлялся немногочисленными подразделениями соответствующих служб. Часто он носил упрощенный характер и осуществлялся только на въезде в страну. Немногочисленной была и охрана пространства между пунктами пропуска: даже в 1998 г. оно контролировалось только 291 агентом Пограничного патруля, тогда как на мексиканском рубеже было сконцентрировано 7409 агентов.

Голунов С.В. делает вывод о существовании нескольких проблем, влияющих на безопасность канадо-американской границы. Во-первых, он выявляет проблему прозрачности границы, связанную с деятельностью наркоторговцев. По его словам в 1990-е годы из США в Канаду ввозились крупные партии наркотиков амфетаминового ряда6.Во-вторых, автор делает вывод о наличии такой проблемы, как контрабанд оружия. Серьезное внимание американских СМИ и политиков привлек произошедший в мае 1998 г. инцидент задержания контрабандистов, пытавшихся доставить из Канады части военной техники. Этот случай стал очередным поводом акцентировать внимание политиков и СМИ на уязвимость охраны границы. В-третьих, Голунов С.В. утверждает, что через канадскую границу в США пытались проникнуть и нелегальные мигранты из стран Азии и Латинской Америки. Наибольшее число подобных попыток приходилось на участок между канадским и американским городами Ниагара-Фолс. Некоторые из таких инцидентов заканчивались трагически: только в период с марта 1998 по начало августа 1999 на границе погибли 3 нелегала.

Однако наиболее тревожной тенденцией, связанной с канадской границей, в конце 1990-х – начале 2000-х годов стали попытки проникновения на территорию США потенциальных экстремистов, осевших в Канаде благодаря ее относительно мягкому миграционному законодательству. В связи с этими инцидентами американские власти, также как и канадская сторона, ужесточили режим охраны границы, что повлекло за собой задержания на два часа и более в районе г. Ниагара-Фолс (в Канаде). Кроме того, было запланировано увеличить число охранявших границу агентов Пограничного патруля на 600 человек, а таможенников на 1200 человек. В качестве альтернативы укрепления границы Оттава предложила Вашингтону концепцию «общего периметра безопасности», по которой Канада соглашалась на ужесточение своей миграционной политики в обмен на ослабление режима трансграничного сообщения с США. До 11 сентября 2001 г. данный вопрос оставался дискуссионным.

Таким образом, подводя итоги первого этапа можно сказать, что граница носила прозрачный характер, однако к концу XX века эту прозрачность стали закрашивать, из-за начала действия контрабандистов и экстремистов. Для борьбы с трансграничной преступностью в 1990-х — начале 2000-х годов обе стороны предприняли стандартные для таких ситуаций меры: увеличение численности пограничников и таможенников, использование передовых технических достижений (сенсоров, патрульных вертолетов) и т.п. Предпринимались шаги и для улучшения организации правоохранительной деятельности на границе. В частности, в 1996 г. были созданы Объединенные пограничные группы, включавшие пограничные, таможенные, иммиграционные и полицейские структуры обеих стран7.

В целом, до начала XXI в., американо-канадская граница охранялась довольно слабо. Отсутствие ощутимых барьеров долгое время стимулировало рост легального трансграничного сообщения и взаимной торговли, в то же время, создавая благоприятные условия для трансграничной преступности. Последнее обстоятельство побудило страны несколько ужесточить контроль над границей, однако до 2001 г. ситуация кардинально не менялась.

Второй этап начинается после трагических событий осени 2001 г., когда канадо-американская граница стала восприниматься властями США в качестве одного из главных путей, по которому потенциальные террористы могли попытаться проникнуть в страну.

В первый месяц после терактов режим пересечения американо-канадской границы был резко ужесточен. Задержки стали продлевать до 5 часов, для транспорта до 18 часов, что отразилось на трансграничной торговли, туризме и способности Канады привлекать иностранные инвестиции. Повышенные меры безопасности привели к заметным нарушениям прав выходцев из мусульманских стран, которых задерживали из-за незначительных формальностей.

Для преодоления негативных тенденций в сфере трансграничного сообщения и примирения интересов пограничной безопасности и развития приграничного сотрудничества по инициативе Канады была сформулирована концепция «умной границы», закрепленная в Декларации об «умной границе» (Оттава, 12 декабря 2001 г.). Суть инициативы состояла в формировании режима наибольшего благоприятствования для путешественников, пользующихся доверием8.

Важным механизмом концепции «умная граница» стала программа FAST («Свободная и безопасная торговля»), инициированная американским Бюро таможни и защиты границ и канадским Агентством пограничных служб. Смысл программы заключается в реализации процесса сертификации импортеров и перевозчиков, а также регистрация конкретных водителей, которым дается право пересекать границу в упрощенном режиме по выделенным полосам следования. Еще один специалист Буканов сообщает о существовании подобной программы НЕКСУС, которая распространилась на 16 сухопутных и 8 воздушных пунктов пропуска, а по состоянию на июль 2007 г. ее участниками были около 128 тыс. человек9.

Результаты реализации концепции «умная граница» оказались противоречивыми. С одной стороны по многим отзывам пересечь границу стало даже легче, чем раньше. Это касалось в первую очередь транспортных компаний, чьи задержки приводили к финансовым потерям. С другой стороны, появился комплекс новых вопросов, требующих разработки.

Ужесточение пограничного режима, которое повлекло за собой дальнейшее сокращение трансграничного потока, предусматривалось и документом «Инициатива по регулированию путешествий для Западного полушария», обнародованной Министерством внутренней безопасности и Госдепартаментом США в апреле 2005 г. В первоначальной редакции данная инициатива предполагала сокращение перечня документов, действительных для пересечения границ США, до национальных паспортов и карт программ ФАСТ и НЕКСУС. В результате сложных переговоров канадской стороне удалось добиться послаблений для лиц, не достигших 18 лет.

После терактов 2001 г. экстренно было принято решение о привлечении к охране границы военных и представителей Национальной гвардии, которые должны были помогать таможенникам досматривать транспортные средства. В начале 2002 г. власти США санкционировали размещение на границе 700 национальных гвардейцев. Это вызвало негативную реакцию со стороны канадских политиков: Вашингтон был обвинен в милитаризации границы, создающей опасность неоправданного применения оружия военными в спорных ситуациях.

Значительные средства страны стали выделяться на техническое оснащение пограничной охраны, включая установку дополнительных сенсоров и камер слежения, усиление патрулирования с воздуха. Канада в конце 2001 г. заявила о планах потратить на эти цели сумму, эквивалентную 4 млрд. долл. Во многом под давлением Вашингтона Оттава стала осуществлять более серьезный контроль над мигрантами. В конце 2003 г. возникло Канадское агентство пограничных служб, которое объединяло в себе структуры, ответственные за охрану рубежа, таможенный досмотр и миграционную политику. В 2006 г. агентство провело несколько мероприятий по борьбе с трафиком людей. В результате в США и Канаде были арестованы десятки организаторов переправки людей и наркоторговцев10. Таким образом, можно сделать вывод, что спектр мероприятий по обеспечению безопасности канадо-американской границы, после терактов 2001 года значительно расширился. Однако, перечисленные меры отнюдь не дают гарантию полной безопасности.

Проще дело обстоит с охраной морских и воздушных границ, принципы регулирования которой закреплены нормами международного права11.

Особое место на сегодняшний день занимает вопрос об обеспечении безопасности Арктических территорий Канады, которые долгое время не охранялась, из-за их не востребованности. Современные действия Канады в Арктике, в связи с усилением конкуренции государств в пегионе, направлены на наращивание военного присутствия для контроля сухопутного, воздушного и морского пространства. По мнению эксперта В.Н. Конышева, одним из последних значимых действий канадского правительства по этому вопросу стала закупка у США в 2010 году 65 новейших истребителей F-35 Lightning II на общую сумму 16 млрд. долларов. Кроме того, с 2008 года Канада проводит в Арктике регулярные военные учения, как самостоятельные, так и с участием других стран. Намечено строительство военного тренировочного центра на берегу северо-западного прохода в местечке Резолют-Бэй (595 км от Северного полюса) и объектов морской инфраструктуры. Для усиления возможностей службы береговой охраны запланировано строительство глубоководного причала (г. Нанисивик), нового ледокола «Diefenbaker» и трех патрульных кораблей, способных действовать в ледовой обстановке. Конышев также отмечает, что для мониторинга арктических пространств будит использоваться новейший канадский космический спутник типа «RADARSAT-II», а также возможности совместной канадско-американской системы НОРАД, разведывательной станции перехвата сигналов в местечке Элерт (о. Элсмир, Канадский арктический архипелаг). Выполнены программы по модернизации и наращивания подразделений канадских рейнджеров в 2012 г. до 5 тыс. человек12.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что граница Канады, являясь одной из наиболее протяженных в мире, претерпела эволюцию, как с точки зрения ее характеристик, так и в связи с необходимостью обеспечения ее безопасности.

1 Шляфер, Л.Г. Канада: География, экономика, право / Л.Г. Шляфер – М.: Москоский издательский дом, 1999. С.119 – 135.

2 Битва за Арктику. Материалы СМИ // Авторский правовой аналитический журнал [Электронный ресурс] – URL: http://www.vff-s.ru/sh/ar/a04.html (дата обращения: 13.12.2012).

3 Шляфер, Л.Г. Канада: География, экономика, право… С. 5-8.

4 Text of the Jay's Treaty [Электронный ресурс] // Википедия: неофиц. сайт. – 2000. - URL: http://en.wikisource.org/wiki/Jay%27s_Treaty (дата обращения: 13.12.2012).

5 Шляфер, Л.Г. Канада: География, экономика, право… С. 5-12.

6 Голунов, С.В. Повестка безопасности Американо-Канадской границы: до и после 11 сентября 2001 г. / С.В. Голунов // США * Канада: Экономика-Политика-Культура. – 2009. №4. С. 45-55.

7 Голунов С. В. Пограничная безопасность: зарубежный опыт модели взаимоотношений сопредельных государств…

8 Text of the U.S. - Canada Smart Border Declaration [Электронный ресурс] // Georgewbush-Whitehouse: офиц. cайт. – 2001. – URL: http://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2002/12/20021206-1.html (дата обращения: 10.01.2012).

9 Буканова О.А. О некоторых вопросах зарубежного опыта правового регулирования пропуска через государственную границу [Электронный ресурс] // Военное право: офиц. cайт. – 2005. – URL : www.voennoepravo.ru/files/Буканов.doc (дата обращения: 16.11.2012).

10 Голунов С.В. Повестка безопасности Американо-Канадской границы… С. 55-60.

11 Конвенции ООН 1982 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121270 (дата обращения: 16.11.2012).

12 Конышев В.Н. Арктические стратегии стран Северной Америки и России [Электронный ресурс] – URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=270#_edn4 (дата обращения: 16.11.2012).

Просмотров работы: 7923