Введение
Понятие «адаптация» - одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях среды. Адаптация выступает как необходимое условие всякого преобразования. Современные теории личности в той или иной мере затрагивают вопросы социально-психологической адаптации. Выделяют несколько различных стратегий социально-психологической адаптации: стремление изменить внешние обстоятельства; уход от решения проблемы и поиск среды, более соответствующей адаптивному потенциалу индивида; изменение своей внутренней структуры, из них наиболее важными аспектами социально-психологической адаптации являются ценностные ориентации личности, самооценка личности, личностные смыслы, социальные установки и интересы [1].
Цельюисследовательской работы явилось определение социально-психологической адаптации студентов высшего учебного заведения.
Материалы и методы
В исследовании принимали участие 30 студентов 3 курса САФУ в возрасте 20,15±1,5 лет. Для определения социально-психологической адаптации проведен тест К. Роджерса и Р. Даймонда [1]. Обработка данных проводилась с использованием Microsoft Excel.
Результаты исследований и их обсуждение
Результаты исследования указывают, что у студентов наблюдаются очень низкие показатели социальной адаптации (73,17 усл.ед.). Следовательно, молодым людям тяжело принимать требования нового для них общества, менять собственные потребности, мотивы и интересы. У изучаемого контингента отмечены средние показатели (27,2 усл.ед.) по параметру «лживость». Данный факт указывает, что студенты способны искажать действительность ради достижения желаемой цели или стремления избежать нежелательных последствий. Вместе с тем, у студентов отмечены очень высокие показатели (81,8 усл.ед.) по параметру «самовосприятие», что характеризует их как людей с адекватной самооценкой, высокий уровень принятия других (64,25 усл.ед.) и эмоциональная комфортность (73,26 усл.ед.), что свидетельствует о благоприятной спокойной обстановке в институте, где студенты обучаются [2]. На фоне принятия других национальностей (интернациональность - 67,3 усл.ед.) отмечено стремление к доминированию (56,45 усл.ед.) на фоне низких величин по параметру «эскапизм» (7,66 усл.ед.) [3].
1-адаптация, 2-лживость, 3-самовосприятие, 4-принятие других, 5-эмоциональная комфортность, 6-интернациональность, 7-доминирование, 8-эскапизм.
Рис 1. Показатели социально-психологической адаптации у студентов ВУЗа
Вывод.
Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что молодые люди, на фоне снижения уровня социально-психологической адаптации, имеют адекватную самооценку, высокий уровень принятия других людей. Наблюдается стремление к доминированию с возможностью пользования не достоверной информации, если это нужно для достижения поставленной цели. Обстановку в учебном заведении студенты воспринимают как комфортную и безопасную.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Мир психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.persev.ru/book/socialno-psihologicheskie-fenomeny
Мир психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.psychologos.ru/articles/view/zona_komforta
Мир психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/dominirovanie