В соответствии требованиями общества молодой человек после окончания вуза должен занимать позицию активного гражданина, быть грамотным специалистом, способным выполнять свою работу в сложных условиях, оставаясь при этом Человеком. Для этого выпускник вуза должен находиться в полностью преемственной системе нравственных императивов и соответствовать не только национальным, но и мировым культурным традициям. Выполнение этой задачи возможно только при объединении усилий всех структур для создания условий формирования гражданской позиции свободной личности.
Наша убежденность в необходимости осознания важности формирования гражданской позиции студентов вузов привела к созданию новой системы формирования гражданской позиции студенческой молодежи высших учебных заведений через создание системы органов, осуществляющих меры по воспитанию студентов.
Мы считаем, что смысл университетского образования состоит в том, чтобы воспитать не только хорошего специалиста, но и нравственного, ответственного, добропорядочного гражданина.
Решение этого вопроса, на наш взгляд, заключается в разработке и внедрении в практику воспитательной работы высших учебных заведений России научных, теоретически обоснованных и практически апробированных систем по формированию гражданской позиции студенчества учебных заведений, сориентированной на возрождение лучших традиций отечественной системы воспитания в преломлении через воспитательные потребности сегодняшнего дня.
В основу построения данной системы, должны быть положены следующие принципы:
- принцип целостности и системности в воспитании студенческой молодежи;
- принцип цивилизационно-сообразного подхода к мировой и отечественной традиции;
- принцип личностного подхода в гуманистически направленной воспитательной системе;
- принцип содействия и сотрудничества в системе жизнедеятельности студента;
- принцип самоуправления и соуправления;
- принцип дополнительности (комплементарности);
- принцип ориентации на профессиональную деятельность.
Первым, основообразующим, принципом организации воспитательной работы по формированию гражданской позиции студенческой молодежи вузов является принцип целостности и системности в воспитании студенческой молодежи.
Личность существует и проявляет себя для других как целостный феномен в каждом отдельном акте поведения. Самый мелкий и незначительный акт поведения несет с собой целый комплекс разнообразных отношений к миру. В связи с этим, воспитательный процесс должен быть целостным — как отражение целостности мира в органической связи целостности протекающих жизненных ситуаций. Воспитание может быть реализовано только в целостном педагогическом процессе, с едиными требованиями, через определенные формы и методы работы. Вместе с тем воспитание будет успешно, если оно системно. Целостность природы личности требует и целостного, системного подхода к ее воспитанию. Системный подход в рамках формирования гражданской позиции студенческой молодежи вуза должен быть основан на целостном видении экономической, политической, культурной сфер жизнедеятельности общества и опираться на планомерное влияние на личность студента в любой предметной и внеаудиторной деятельности.
Второй принцип воспитательной работы - принцип цивилизационно-сообразного подхода к мировой и отечественной традиции. Опора на данный принцип осуществляется не случайно - невозможно достичь адекватного понимания современных проблем развития российского общества без сопоставления их с мировой культурной традицией (B.C. Пель). [7].
В тоже время отечественная традиция воспитания имеет богатый научно-практический потенциал, который необходимо использовать, естественно, преломляя его через потребности современного общества.
Традиция, воспринимаемая как устойчивая социокультурная структура, является одним из непременных условий эффективности воспитательной системы и помогает развитию личности молодого человека через приобретение им чувства стабильности; формированию коллектива и воспитанию чувства гордости за свое Отечество и учебное заведение (Л.И. Аманбаева) [2].
Это в целом создает некоторый неповторимый облик вуза, его привлекательность на фоне остальных высших учебных заведений. «Прежде, чем стать гражданином Отечества, студент должен стать гражданином вуза», - пишет В.Т.Лисовский [4].
Третий принцип — принцип личностного подхода в гуманистически направленной воспитательной системе. Личностно-деятельностный системный подход к осуществлению воспитательной работы предполагает, что студенты выступают активными субъектами воспитательной системы. Педагогический процесс должен иметь структуру, позволяющую студентам оказываться не только ее участниками (потребителями), но и активными субъектами профессионального саморазвития и самосовершенствования: это подготовка будущих специалистов к решению конкретных производственных задач; подготовка студентов к восприятию воспитательных действий; полная реализация педагогического замысла в процессе формирования гражданской позиции. Важнейшим условием данного принципа является стимулирование создания и поддержки самодеятельных, социально и профессионально-ориентированных, студенческих организаций [5].
Принцип содействия и сотрудничества в системе жизнедеятельности студента. Данный принцип направлен на реализацию сотворчества преподавателей и студентов через создание максимально благоприятных и комфортных условий воспитания и обучения. В этом принципе реализуется развитие познавательной мотивации во всех сферах жизнедеятельности студента. Процесс обучения, рассматриваемый как вид профессиональной деятельности молодежи в вузе, должен обеспечивать формирование и развитие гражданско-трудового потенциала, подготавливающего будущего специалиста к деятельности в реальной жизни, что невозможно, без построения равнозначного и ответственного общения (деятельности) между преподавателем и студентом. Уважение к личности - вот та основная категория, которая должна служить главным ориентиром при организации воспитательной работы.
Принцип самоуправления и соуправления.
Сегодня студенческое самоуправление выдвигается на первый план, поскольку именно в его органах складываются традиции работы со студентами младших курсов, воспитываются лидеры и активисты, создается реальная система помощи и сотрудничества с преподавателями в рамках воспитательно-образовательного пространства.
В то же время система студенческого самоуправления предполагает развитие активности и инициативы не только со стороны студенчества, но и со стороны педагогов, что, в здоровой атмосфере сотрудничества и взаимопомощи, может привести к полной самореализации каждого члена коллектива, к более успешному руководству высшим учебным заведением. В данном случае речь идет именно о системе соуправления вузом, когда все решения принимаются при непосредственном участи студентов. Система студенческого самоуправления и соуправления - это сложные социально-педагогические явления. Они в специфической форме воспроизводят характеристики существующих общественных отношений, ставят в центр учебно-воспитательного процесса личность студента, его активность и в вузовском коллективе и в общественной жизни в целом. Развивается эта система не только по задаваемой программе, но и в соответствии с внутренними закономерностями, связанными с процессом саморегулирования и самоорганизации. Развитие самоуправления предполагает решительный отказ от мелочной опеки, предоставление реальных прав студенческим коллективам [1].
Принцип дополнительности (комплементарности).
Для создания целостной, универсальной картины мира необходимо постоянное обращение к дополняющим друг друга процессам, что позволяет извлечь всю полноту информации и использовать максимальный объем воспитывающих действий. Это позволит студентам адекватно и определенно относиться к имеющимся законам существования социума. Данный принцип может воплощаться не только через определенные мероприятия, реализующиеся на занятиях и во внеаудиторной деятельности, но и через систему междисциплинарных связей, включающих спецкурсы и дисциплины по выбору.
Принцип ориентации на профессиональную деятельность.
Сегодня предприятиям и организациям требуется специалист с преобразующим интеллектом, способный к работе в неопределенных условиях. Выпускник вуза должен не только обладать профессиональными знаниями и умениями, но и иметь достаточную "психологическую закалку" для организации руководства и работы в группе и коллективе; должен уметь анализировать складывающуюся ситуацию и быстро принимать адекватные действия. Кроме этого, в начале своей профессиональной деятельности молодой специалист вынужден, как правило, искать себе рабочее место, что требует способности быстро адаптироваться в сложный условиях современной жизни.
Названный принцип направлен на поиск путей и условий для непрерывного, динамичного, многогранного развития личности, способствующих профессиональной ориентации и служащих для подготовки студента к деятельности в реальных жизненных условиях.
Указанные принципы, на которых строится процесс воспитания, выражают основания позитивной психологии и педагогики, т. е. обеспечивают создание ситуации доверия и успеха не только для студента, но и для преподавателя. Вместе с тем, эти принципы определяют специфику деятельности вуза, права и меру ответственности всех ее субъектов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания в школе и вузе. - Тверь: ТГУ, 1994 - с. 149
2. Аманбаева Л.И. Теоретические основы гражданского воспитания. М.Якутск, 2001.-310с.
3. Григорьева Н.Г. Теория и практика педагогического обеспечения личностного саморазвития студентов в контексте эко-культурного подхода. Автореф. Д.п.н., Хабаровск, 2000. - 39с.
4. Лисовский В.Т. Концепция воспитательной работы со студентами вузов,- СПб., 1997.-20 с.
5. Магомедова З.Ш. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в сфере влияния этноса. «Стандарты и мониторинг в образовании» № 5, Москва, 2012, с. 19 – 22.
6. Пель B.C. Концепция развития школы в условиях гуманизации образования. Новосибирск: ГЦРО, 1995.
7. Пель B.C. Образовательно-воспитательное пространство как модель воспитательной системы. // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. Калининград. 2000г. Вып.№8.С. 18-21.