Этническая картина Канады является, с одной стороны, отображением текущего хода этнического развития страны и индикатором его будущего направления, а с другой стороны, уже является закономерным результатом воздействия определенных факторов. В данной главе мы попробуем выделить такие факторы и дать им характеристику.
Базируясь на изученных нами источниках и литературе, где широко представлена проблематика иммиграции в Канаду, основным фактором, играющим роль в этнической картине страны, мы считаем фактор иммиграции и иммиграционной политики. На протяжении всего своего исторического развития Канада формировалась как страна иммигрантов: так, уже в 1901 г. в стране насчитывались представители более 25 этнических групп1. Это дало все основания говорить об «этнической мозаике» – данный термин был введён канадской исследовательницей В. Хейворд уже в 1922 г. Безусловно, что явление иммиграции невозможно без политических обоснований и соответствующей им нормативно-правовой базы. Анализ истоков канадской иммиграции представлен в работе А. Е. Шапарова «Иммиграционная политика Канады: генезис и современное состояние»2. Мы же лишь отметим, что родоначальником канадской иммиграционной политики как таковой стал министр Клиффорд Сивтон ещё в начале XX века. Причиной легитимации иммиграции послужила необходимость привлечения рабочих рук для освоения диких канадских прерий – современных Степных провинций.
Таким образом, мы видим, что иммиграционная политика в Канаде имеет давнюю историческую традицию и формулируется в зависимости от текущих социально-политических нужд. Однако при описании данного фактора мы будем использовать не диахронический, а синхронический подход. Итак, что представляет современная иммиграционная политика Канады, чем она мотивируется и как отражается на самой иммиграции?
Сегодня в Канаде иммиграционная политика является крайне благоприятной. Страна справедливо считается одной из самых открытых в мире для иммигрантов. Ежегодно сюда въезжает 0, 8 % человек от текущего населения3 (для сравнения, в США въезжает 0, 4 %). Существует специальная квота на общее количество иммигрантов в год, согласно которой ежегодно Канада может принимать и оказывать социально-финансовую помощь в адаптации 240-265 тыс. человек4. Въезд иммигрантов осуществляется по 3 основным федеральным программам. На основании таблицы 1 можно сделать ряд выводов.
Иммиграционная программа |
2012 |
2011 |
Family Class / «Программа воссоединения семей» |
64 901 |
56 452 |
Economic Immigrants / «Программа поддержки высококвалифицированных иммигрантов» |
160 617 |
156 118 |
Refugees / «Программа поддержки беженцев» |
23 056 |
27 873 |
Others / Другие |
8 936 |
8 305 |
Таблица 1. «Темпы иммиграции в Канаду в 2012 г.: провинции».
- Категория Family Class или «Программа воссоединения семей»: Канада выступает за совместный въезд в страну членов одной и той же семьи, семейных пар и т.д. В случае проживания близкого родственника в Канаде возможна иммиграция для воссоединения с ним. Данная программа весьма популярна и каждый год демонстрирует стабильные показатели.
- Категория Economic Immigrants или «Программа поддержки высококвалифицированных иммигрантов»: Канада приветствует специалистов в определенной области. Среди кандидатов проводится конкурентный отбор, и в итоге лица, отличающиеся достаточным профессионализмом в определенной сфере, получают право иммиграции в страну. По данной программе могут въехать и те, кто готов открыть бизнес в Канаде и соответствует необходимым экономическим критериям. Эта программа традиционно является самой популярной.
- Категория Refugees или «Программа поддержки беженцев»: Канада предоставляет льготный иммиграционный режим для беженцев из зон международных и межрегиональных конфликтов. Именно привлекательностью этой программы объясняется интенсивный приток в страну лиц азиатского и африканского происхождения. Тем не менее, Канада принимает меры безопасности для отсечения псевдобеженцев.
Существуют и другие направления: например, оказывается поддержка лицам, имеющим опыт работы или учёбы в Канаде. Функционируют и провинциальные программы: так, свою программу имеет провинция Квебек.
Тем не менее, стоит отметить, что в зависимости от конъюнктуры, канадское правительство может вводить иммиграционные рестрикции. Например, после событий 11 сентября 2001 г. мониторинг иммигрантов ужесточился, к отбору подключилось и специально созданное Министерство Общественной безопасности5.
Мы согласны с исследователями Н. М. Русановой и В. И. Соколовым в том, что основной причиной благоприятной иммиграционной политики Канады являются социально-экономические потребности молодого, но интенсивно развивающегося государства6. Бурно развивающейся канадской промышленности экономически целесообразно импортировать зарубежный интеллектуальный ресурс и нанимать профессионалов-иммигрантов в большом количестве, снижая тем самым издержки. К тому же, состоятельность текущей социальной системы и прирост канадского населения более невозможны без мощных иммиграционных притоков. Несмотря на тот факт, что 41 % канадцев в 2012 г. поддерживал определенное снижение иммиграции7, позиция правительственных кругов Канады уже много лет зиждется на критической важности иммиграции для процветания страны.
Вот уже несколько лет в Канаду въезжает рекордное количество иммигрантов в истории: от 240 до 270 тыс. чел. в год8. После 2001 г. 74-85 % от общего иммиграционного потока составляют лица азиатского, латиноамериканского и африканского происхождения9.
Наиболее привлекательной для иммигрантов по-прежнему остаётся самая мультикультурная провинция – Онтарио. Только в 2012 г. туда въехало 98 тыс. чел10. Однако это самый низкий показатель с 1986 г. Подобное можно объяснить перенаселенностью данного региона и перенасыщением рынка труда. Сегодня наиболее популярными для внутренней и внешней миграции в Канаде являются западные и ряд восточных провинций, которые уже обладают достаточной степенью освоенности, но вместе с тем предлагают новые геоэкономические и культурные возможности, незанятые ниши на рынках труда и капиталов (смотри таблицу 2).
Провинция |
Кол-во прибывших иммигрантов в 2012 г. |
% |
Онтарио |
98 826 |
38, 3 % |
Квебек |
55 258 |
21, 4 % |
Британская Колумбия |
36 176 |
14 % |
Альберта |
35 764 |
13, 8 % |
Манитоба |
13 391 |
5, 2 % |
Саскачеван |
11 182 |
4, 3 % |
Новая Шотландия |
2 370 |
0, 9 % |
Нью-Брансуик |
2 224 |
0, 8 % |
О. Принца Эдуарда |
1 089 |
0, 4 % |
Ньюфаундленд и Лабрадор |
751 |
0, 2 % |
Юкон |
273 |
0, 1 % |
Северо-Западные территории |
165 |
0, 06 % |
Нунавут |
20 |
0, 01 % |
Таблица 2. «Темпы иммиграции в Канаду в 2012 г.: провинции».
В начале XXI века население западных провинций Канады впервые несколько превысило население провинций восточных: 30,7 и 30, 6% соответственно11. Базируясь на статистике, мы можем с уверенностью заключить, что бурный экономический рост западных провинций, особенно провинций Степного региона (Саскачеван, Манитоба, Альберта), скорее всего, и дальше будет способствовать повышенной привлекательности этих регионов для потенциальных иммигрантов.
Таким образом, фактор иммиграции и иммиграционной политики – сегодня основной детерминант этнической картины Канады, влияющий также и на внутрирегиональное размещение населения в стране.
В качестве второго фактора мы считаем целесообразным выделить фактор политический, а именно проведения политики мультикультурализма. Известно, что Канада создала и легимитизировала доктрину мультикультурализма. Разработанная еще в 1971 г. правительством П. Трюдо12, официально включенная в Канадскую хартию прав и свобод 1982 г. в качестве статьи № 2713, и таким образом, инкорпорированная в репатриированную Конституцию Канады 1982 г14., доктрина мультикультурализма превратилась в уникальный инструмент этнической политики, не имеющий мировых аналогов. Позже она также была оформлена как законодательный акт в 1985 г15. Так, политика мультикультурализма провозглашает помощь представителям этнокультурных групп в интеграции в канадское общество, и в то же время – содействие сохранению и других языков канадских этнокультурных групп как неотъемлемой части их культуры16. Таким образом, мультикультурализм признает этнический и культурный плюрализм в Канаде как одну из фундаментальных ценностей канадского общества. Принцип «единство в многообразии» или «этнокультурной мозаики» объявляется системообразующим для канадской идентичности.
Безусловно, что подобные установки как способствуют популярности Канады у потенциальных иммигрантов, так и позволяют канадскому правительству активно использовать фактор иммиграции для решения внутриполитических и внешнеполитических задач. Таким образом, современную Канаду и такой её аспект, как этническое развитие, невозможно сегодня представить без доктрины мультикультурализма и стимулируемой ей благоприятной иммиграционной политики.
Несмотря на тот факт, что мультикультурализм подвергается критическому осмыслению17, мы придерживаемся точки зрения М. А Владимировой, оценивающей политику мультикультурализма как продуктивную18, что подтверждается статистикой. С одной стороны, растёт этническое разнообразие: так, 41, 6% населения указывают на свое мультиэтничное происхождение, что несколько выше аналогичных показателей в 2001 г. и 1996 г. (38,2 % и 35,8 % соответственно)19. Тем не менее, 32,2% населения указывают на свое происхождение как на «канадское»20. Это свидетельствует о том, что концептуальная мультикультурная политика через идею «этнокультурной мозаики» в то же время создает и распространяет канадскую культуру, канадскую идентичность со своей системой ценностей. Ожидаемо, что в XXI веке процент «канадцев» будет расти.
В качестве дополнительного фактора мы выделим историко-географический фактор. Безусловно, что и на современной этнической картине Канады продолжают отражаться историко-географические особенности размещения населения. Среди них выделим некоторые:
1) Наличие сразу 2 наций-основательниц – франкоканадцев и англоканадцев, что изначально предопределило уникальный плюралистический вектор развития;
2) Компактное размещение франкоканадцев в устье реки Св. Лаврентия, что детерминировало в будущем закрытость и компактность размещения франкоканадцев в Квебеке;
3) Активный колонизационный импульс англичан, проявившийся в широком распространении англоканадцев в Онтарио и Британской Колумбии, а также присоединении земель, в будущем известных как Степные провинции;
4) Позиция Приатлантических провинций как «Атлантических врат Канады», что способствовало там оседанию ирландцев и шотландцев;
5) Оттеснение индейских племён к северу и северо-западу континента – т.е. на современные Северо-Западные территории и Юкон;
6) Традиционный образ жизни инуитов, связанный с приарктическим морским промыслом, повлёкший их закрепление в Нунавуте;
7) Позиция Британской Колумбии как «Тихоокеанских врат Канады», что способствует её популярности у иммигрантов из Юго-Восточной Азии и Китая21;
8) Развитие крупнейших канадских городов и сосредоточение населения на юге вдоль границы США, детерминирующее иммиграционную привлекательность данных территорий и общую демографическую диспропорцию по линии «Север-Юг».
Таким образом, мы рассмотрели основные факторы, оказывающие влияние на этническую картину Канады. Для современного её состояния доминирующее значение имеет фактор иммиграции и иммиграционной политики. Взаимозависимыми отношениями с ним связан фактор политики мультикультурализма. Наконец, важен историко-географический фактор, который также предопределил контуры этнической композиции Канады и особенности размещения её населения.
1 2006 Census data products : Ethnic diversity and immigration [Электронный ресурс] // Statistics Canada.2013. URL:http://www5.statcan.gc.ca/subject-sujet/result-resultat.action?pid=30000&id=-30000&lang=eng&type=CENSUSTBL&pageNum=1&more=0 (дата обращения: 21.01.13).
2 Шапаров А.Е. Иммиграционная политика Канады: генезис и современное состояние // США и Канада: экономика, политика, культура. 2010. №8.
3 Canadian Demographics at a Glance [Электронный ресурс] // Demography Division, Statistics Canada . 2013. URL: http://www.statcan.gc.ca/pub/91-003-x/91-003-x2007001-eng.htm 2008. (дата обращения: 21.01.13).
4 Шапаров А.Е. Иммиграционная политика Канады: генезис и современное состояние. С. 53.
5 Русанова, Н.М., Соколов, В.И. Иммиграция в Канаду: уроки истории / Н.М. Русанова, В.И. Соколов // США и Канада: экономика, политика, культура. 2012. №7. С. 85.
6 Там же.
7 Canada's immigration numbers peaking for seventh consecutive year : 2012 statistics [ Электронный ресурс ] // Yahoo!News Canada. 2013. URL: http://ca.news.yahoo.com/blogs/canada-politics/2012-immigration-statistics-released-canada-remains-one-most-235820655.html. (дата обращения:10.02.13).
8 Ibid.
9 2006 Census data products: Ethnic diversity and immigration [ Электронный ресурс ] // Statistics Canada . 2013. URL: http://www5.statcan.gc.ca/subject-sujet/result-resultat.action?pid=30000&id=-30000&lang=eng&type=CENSUSTBL&pageNum=1&more=0. (дата обращения: 21.01.13).
10 Population and dwelling counts, for Canada, provinces and territories, 2011 and 2006 censuses [ Электронный ресурс ] // Statistics Canada : 2013. URL: http://www12.statcan.ca/census-recensement/2011/dp-pd/hlt-fst/pd-pl/Table-Tableau.cfm?LANG=Eng&T=101&S=50&O=A.(дата обращения: 21.01.13).
11 The Canadian Population in 2011: Population Counts and Growth [ Электронный ресурс ] // Statistics Canada.2013. URL: http://www12.statcan.ca/census-recensement/2011/as-sa/98-310-x/98-310-x2011001-eng.cfm. – 27.01.13(дата обращения: 27.01.13).
12 Trudeau P. On Multiculturalism, October 8, 1971 [Электронный ресурс] // Canada History. 2013. URL: http://www.canadahistory.com/sections/documents/leaders/Trudeau/On%20Multiculturalism.html (дата обращения: 10.03.13).
13 Canadian Charter of Rights and Freedoms, 1982 [Электронный ресурс] // Department of Justice. 2013. URL: http://laws.justice.gc.ca/eng/charter/page-2.html#l_I:s_25 (дата обращения: 21.02.13).
14 Constitution Act, 1982 [ Электронный ресурс ] // Department of Justice.2013. URL: http://laws.justice.gc.ca/eng/Const/Const_index.html. (дата обращения: 21.02.13).
15 Canadian Multiculturalism Act (R.S.C.), 1985 [ Электронный ресурс ] // Department of Justicу : 2012. URL: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/c-18.7/page-1.html#h-2. (дата обращения: 20.01.12).
16 Ibid.
17 Головкина, О.В. Мультикультурализм и проблема национальной идентичности в Канаде / О.В. Головкина // США и Канада: экономика, политика, культура. 2009. №6. С. 119
18 Владимирова, М.А. Канадская самобытность и политика многокультурности / М.А.Владимирова // США и Канада: экономика, политика, культура. 2004. №6. С.47.
19 2006 Census data products : Ethnic diversity and immigration
20 Ibid.
21 Тимашова, Т. Канада в контексте международной миграции // Мировая экономика и международные отношения. 2008. №1. С. 107.