РОЛЬ СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Гороховская Н.О. 1
1Уральский Федеральный Университет кафедра спорт магистрант 1 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время выявлен широкий круг негативных явлений, свидетельствующих о девальвации духовно-нравственных ценностей в современном спорте, особенно в спорте высших достижений. Многих людей он привлекает не как сфера проявления эстетики, нравственности, культуры, средство гармоничного развития, а прежде всего потому, что здесь можно заработать деньги, наблюдать и проявить жестокость, агрессивность, грубую физическую силу. Среди спортсменов, тренеров, спортивных руководителей возрастает стремление добиться победы любой ценой, даже за счет здоровья спортсменов, нарушения ими нравственных норм и принципов и т.д.

О низком уровне спортивно-гуманистического воспитания детей и молодежи в спортивных клубах свидетельствует и слабая эффективность в решении большинства важнейших задач этой спортивно-педагогической деятельности. Это касается даже тех задач, которые связаны со знаниями и решение которых значительно легче по сравнению с другими его задачами.

По данным опроса, проводимым к.п.н. Хрусталевым В.А. в рамках исследования респонденты сами отмечали свою слабую информированность, например, по таким вопросам, как духовно-нравственный и эстетический потенциал спортивной деятельности, ее влияние на нравственность человека и его эстетическую культуру, факторы, которые определяют характер и силу этого влияния, и т.д. Достаточно уверенно ориентируясь в результатах выступлений спортсменов на Олимпийских играх, большинство респондентов испытывали трудности при ответе на вопросы о целях и задачах олимпийского движения, идеалах и ценностях олимпизма, о принципах «фэйр плэй» и т.д. Они практически не знакомы с такими новыми программами и моделями спортивных игр и соревнований, как «новые» и «кооперативные» игры, культурно-спортивные фестивали, экоспорт, Спартианские игры и др. У многих респондентов не сформированы в достаточной степени понимание значения принципов "честной игры" в современном спорте и ориентация на эти принципы в поведении.

«Фэйр плэй» определяяется как мировозрезние, а не только путь поведения. Это включает проблемы, связанные с устранением обмана, трюкачества, допинга, насилия (физического и психологического) и сексуального преследования и злоупотребления детьми, молодыми людьми и женщинами, эксплуатацией, неравными возможностями, чрезмерными коммерциализацией и коррупцией.

Движение фейр-плей в мировом масштабе возглавляет СИПСС — Международный совет по спортивной науке и физическому воспитанию (ICSSPE The International Council of Sport Science and Physical Education) основанный в 1958 году. Существует множество различных организаций, которые на всех уровнях поддерживают «Фэйр Плэй».

При СИПСС в 1964 году образован комитет CIFP (Committee International for Fair Play).

Российский комитет Фэйр Плей (РКФП), был сформирован с спустя 34 года в 1992 году.

"Фэйр плэй" - положительная концепция. Спорт - культурная деятельность, которая осуществленная справедливо, обогащает общество и дружбу между нациями. Спорт также признан как деятельность, которая осуществляемая справедливо, предлагает индивидууму возможность самопознания, самовыражения и самореализации; личное достижение, приобретение навыка и демонстрация способности; социальное взаимодействие.

В Европейской практике давно сложилась концепция привития морально-нравственных ценностей на основе использования разнообразных форм и методов, объединения и координации усилий всех, кто может включиться в эту педагогическую деятельность, в том числе и педагогов по физической культуре, тренеров.

Спартианское движение существует в России с 1991 года. Разработкой и внедрением этой программы занимался В.И. Столяров, в настоящее время его работа «Инновационная спартианская технология духовного и физического оздоровления детей и молодежи» Рекомендована Гос. комитетом РФ по физической культуре и спорту как пособие для специалистов в области физического воспитания, спорта, культуры, организации досуга.

Спартианские игры – это новые, уникальные, необычные Игры. Они особенно интересны для тех, кто стремится к целостному (гармоничному и универсальному, всестороннему) развитию. В основе этих Игр не спорт в его традиционном понимании, а СПАРТ – альтернативный, инновационный «спорт», интегрирующий традиционный спорт с искусством и другими видами творческой деятельности, «спорт» для радости и целостного развития личности.

Главные особенности и принципы Спартианских игр.

  1. Уникальная соревновательная программа Игр, включающая в себя СПАРТ-СОРЕВНОВАНИЯ («спартианские соревнования»). Это – комплекс состязаний и конкурсов (не только традиционных, но и совершенно новых, необычных), подобранных таким образом, чтобы на их основе можно было сравнить и оценить уровень целостного (гармоничного и универсального, всестороннего) развития участников. На этих Играх от участников требуется не узкая специализация в каком-то одном виде деятельности (например, в определенном виде спорта – в легкой атлетике, плавании и т.д., или в художественном творчестве – пении, танцах, или в техническим творчестве, или в игровых формах интеллектуальной деятельности и т.д.), амногосторонние способности, связанные с основными (родовыми) видами деятельности.

2. Инновационная («мягкая», гуманная) система определения и поощрения победителей. При оценке выступления участников прежде всего оценивается (на основе четких критериев) ихповедение. Принимаются во внимание индивидуальные особенности каждого участника (пол, возраст, наличие инвалидности, ее характер и т.д.). При выявлении победителей отдельных соревнований, конкурсов и Игр в целом учитываются лишь существенные различия в результатах участников. Поэтому количество мест, которые они могут занимать, незначительно (как правило, их не больше пяти) и на каждом месте может быть не один, а много участников. При определении победителей Игр в целом учитывается выступление участников во всех состязаниях и конкурсах, включенных в программу. Кроме того, поощряются: преодоление участником результатов, которые он сам показывал раньше, нравственное поведение, красота действий и поступков, творчество, юмор, активность, физическая культура, спортивное мастерство, эстетическая культура, знания, внешний вид и т.п.

3. Разнообразные формы поощрения сотрудничества участников Игр. Помимо соревнований и конкурсов программа Спартианских игр включает в себя несоревновательные (альтернативные) игры. Они направлены на сотрудничество, а не на конкуренцию, на борьбу с собой, а не с соперником, на творческое начало, шутку, удовольствие, радость, ибо главное в них – сам процесс игры, а не ее результат.

Используются и другие формы поощрения сотрудничества участников Игр.

4. Необычный состав участников Игр. В Спартианских играх участвуют и на равныхсоревнуются друг с другом лица разного пола, возраста, физического состояния и т.п., в том числе лица с ограниченными возможностями (инвалиды) и те, кто не имеет таких ограничений.

5. Объединение спорта с искусством не только в традиционных, но и в совершенно новыхформах.

6. Спартианские игры – важный элемент нового гуманистического движения. Это движение стремится использовать игровые формы соперничества и сотрудничества для активного, увлекательного, творческого отдыха и общения детей и молодежи, а вместе с тем для того, чтобы содействовать их оздоровлению, гуманистическому воспитанию, целостному (гармоничному и универсальному, всестороннему) развитию, преодолению отчуждения лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), их социальной интеграции и реабилитации и т.д.

Несмотря на очевидную значимость таких организаций как «ФэйрПлэй», «Спартианское движение» в России не так много людей вовлеченных в деятельность этих организаций, очень слабое освещение этих событий в Масс Медиа.

Просмотров работы: 1262