«ШКОЛА ОДИНОКОГО ОТЦА» КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

«ШКОЛА ОДИНОКОГО ОТЦА» КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Молчанова Е.В. 1, Субботин Д.В. 1
1филиал АНО ВПО "КИМПиМ" в г. Кропоткине
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние десятилетия произошли значительные изменения, затронувшие практически все стороны социально-экономических и человеческих отношений: структурные, содержательные, управленческие, экономические и др. Переоцениваются сложившиеся представления о мире и человеке, о системе его ценностных ориентаций, характере личностной самореализации, которые объективно основываются на сформированности у человека чувства собственной самодостаточности, личностно-ориентированной автономии, чувства собственного достоинства [2]. Чувство собственного достоинства составляет основу становления личности, имеющую интегрирующее значение в целостном процессе ее развития, отражает оценку человеком собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего поведения, обеспечивает конструктивное, долговременное и полноценное функционирование данных процессов Благодаря ему, человек узнает о своих качествах, достоинствах и недостатках, осуществляет наиболее совершенный и наиболее типичный для морали способ регулирования поведения. Осознавать присутствие чувства собственного достоинства может и должен каждый человек, независимо от социального, экономического, психологического статуса.

В нашем обществе не принято говорить об одиноких папах, как будто их вовсе не существует. Тем не менее, они есть. Социологи заявляют, что количество отцов-одиночек скоро может увеличиться. Пока не ясно, с чем связана такая тенденция. Согласитесь, когда речь идет о неполных семьях, в 98% случаев подразумеваются матери-одиночки.

В отечественной науке проблема одинокого - отцовства практически не изучена. В больше мере изучены проблемы неполных семей и причины их формирования, им посвящены работы Агеевой О.В., Бахуташвили Т.В., М. Босанац, Дементьевой И.Ф., Т.А. Гурко, Калабихиной И.Е., М. Киблицкой, Л. Г. Луняковой, Медяной Н.В., Рубан М. Л., Суворовой О.В., Тамоновой Д.М. и других. В трудах, посвященных неполным семьям рассмотрены общие проблемы данных семей, особенности жизнедеятельности одиноких матерей в состоянии жизненных затруднений. Работ, посвященных практике внедрения и разработки новых технологий социальной работы с неполными семьями существует очень мало, а с одинокими отцами практически отсутствуют.

Дело в том, что одинокие отцы не привыкли быть на виду. Они не жалуются, не отсуживают алиментов, не добиваются льгот и пособий. Со всеми трудностями предпочитают справляться самостоятельно. Такова мужская натура.

В материальном плане им часто приходится даже тяжелее, чем матерям-одиночкам: "сильные мужики" считают пустой тратой времени сбор справок на получение пособий и обивание порогов отделов социальной защиты.

Кроме того, что огромное количество отцов-одиночек не может собрать нужных для обращения в собес документов, многие из них даже просто не знают о существовании центров социальных служб. Несмотря на то, что законодатель наделяет отцов, воспитывающих детей без матери, теми же гарантиями и льготами, что и женщин (предоставление дополнительных отпусков, ограничение работы в ночное время и сверхурочных работ и др.) на практике реализация одинокими отцами своих прав зачастую бывает осложнена. В настоящее время в российском законодательстве четко не определен правовой статус лиц, которых возможно отнести к категории "отец-одиночка".

Образ женщины и ребенка, оставленных бессовестным гулякой, эксплуатирует и общественное мнение и СМИ, но как же быть тем одиноким папам, которых бросила непутевая подруга жизни, как быть вдовцам, как быть мужчинам, воспитывающим детей от пьющих жен? Разве можно сказать, что плохая мать лучше хорошего отца? У нас почему-то считают, что, прежде всего, нужно отстаивать права женщин, может быть, поэтому в 97 случаях из 100 при разводах дети остаются с матерью, даже если она алкоголичка. Чем руководствуются судьи, принимая такие решения, не понятно.

Одинокий папа в нашей стране - это чаще всего вдовец, поскольку при разводе ребенок, как правило, отдается матери.

Так же как и матери-одиночки, папы защищены от увольнения по многим статьям и могут получать пособие по обеспечению прожиточного минимума до исполнения ребенку 7 лет. По российскому законодательству отцы-одиночки имеют право на отсрочку от армии до достижения ребенком 18 лет. Но, к сожалению, случаев, когда законы были нарушены, очень много. Потому что общество до сих пор не поняло до конца такого явления, как отец-одиночка.

Одинокому папе приходится трудно. Согласимся, мужчине не легко соперничать с женщиной: терпение, доброта, ласка, то, что мы называем "материнской нежностью", свойственны больше представительницам прекрасного пола, так уж распорядилась природа. Но это вовсе не значит, что отец не может хорошо воспитать и вырастить детей.

В обучении нуждаются молодые и взрослые мужчины. Но для этого тоже нужен профессионализм. Стиль отцовского поведения, как и маскулинности в целом, не является делом свободного выбора, индивидуальный подход могут обеспечить только специально подготовленные психологи и социальные работники, специалисты социальной работы. Остро необходимы консультации для безработных и социально-неблагополучных отцов. Общество должно тщательно изучать и поддерживать любые мужские инициативы, способствующие формированию ответственного отцовства. На наш взгляд необходимо издавать больше книг и пособий для отцов. Мужчина, который не был отцом, не может даже оценить, что он потерял. Семейные истории имеют не только академическую ценность.

Моделируемая нами школа одиноких отцов должна объединить отцов самостоятельно воспитывающих детей. Одним из основных направлений деятельности должно стать выявление одиноких отцов и оказание различных форм поддержки. Деятельность школы одиноких отцов должна основываться на следующих принципах:

  • признание важности и уникальности воспитания в семье для каждого ребенка;

  • доступность получения различных видов социально-правовой и психолого-педагогической помощи для населения;

  • приоритет прав, интересов, защиты детей, несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию;

Предполагается оказание консультативной помощи со стороны юристов по вопросам льгот для одиноких родителей, психологов об особенностях развития личности ребенка, взаимодействия с ребенком на разных этапах его развития, медиков, а также специалистов органов соцзащиты: определить ребенка в летний лагерь, помочь собрать его в школу или пройти медицинское обследование, найти общий язык с подростком переходного возраста. Кроме того, отцов научат правильно стирать, гладить, готовить и даже пеленать малышей. В перспективе предполагается, что в школе одиноких отцов появятся папы и из полных семей, чтобы помочь советом и практикой тем, кому трудно.

Занятия будут проводиться в форме лекций, семинаров, практических занятий, групповых занятий и тренингов.

Школы будут располагаться при управлениях (отделах) по вопросам семьи и детства муниципальных образований Краснодарского края, а также планируется создание «пилотного проекта» Школы на базе филиала АНО ВПО «КИМПиМ» в г. Кропоткине при непосредственном участии студентов старших курсов и профессорско-преподавательского состава кафедр общей психологии, социальной работы и экономики.

Для того, чтобы школа одиноких отцов могла работать эффективно, организаторам стоит проанализировать, в каком состоянии находится проблема одинокого отцовства в их муниципальном образовании, как реализуются разные формы поддержки, после чего планировать, что можно сделать силами создателей и организаторов школы одиноких отцов, а где нужны приглашенные специалисты. Процесс сбора и обработки информации по количеству и возрастам детей должен продолжаться постоянно, т.к. это позволит оценить успешность проделанного и вносить необходимые изменения и поправки. На основе собранных данных можно планировать дальнейшие действия. Именно такой анализ позволит создать оптимальную модель организации «Школы одиноких отцов» в муниципальном образовании, составить актуальную программу оказания помощи, определиться с составом преподавателей.

Список использованной литературы

  1. Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. М. 2003

  2. Молчанова Е.В. Формирование волевого компонента чувства собственного достоинства у учащихся младшего школьного возраста: диссертация ... кандидата педагогических наук: Майкоп, 2009.

  3. Прокофьева Л., Валетас М. - Ф. Отцы и дети после развода. Население и общество, № 50, ноябрь 2000

Просмотров работы: 3145