Недостаточность и несистемность исследований, посвященных обеспечению инновационного развития с точки зрения практической ориентации, обусловили поиск направления развития практико-ориентированного логического подхода. Современный период характеризуется повышенным вниманием к процессно-ориентированным принципам управления предприятиями. С точки зрения оптимизации сущность процессного подхода заключается в нахождении эффективных методов по регулированию бизнес-процессов в компаниях и управлению его ресурсами.
Процессный подход позволяет сконцентрировать внимание на наиболее «болезненных точках», являющихся симптомами наступления неустойчивого развития предприятия и найти приемлемый уровень разрешения противоречий, возникающих в рыночной среде. При этом необходимо учитывать то, что процессный подход неотделим от технико-технологической составляющей рынка, а его эффективность достигается путем нахождения оптимальных решений по всему циклу производства. Достигается это через механизм процессно-ориентированного принципа повышения качества управления, который всегда пробивает себе путь через принятие оптимальных решений в области системы менеджмента качества управления.
Процессное управление – это устойчивая целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входные и выходные потоки ресурсов.
Применение данного метода позволяет устранить «разрывы» на межфункциональных стыках; в организации должен быть обеспечен контроль эффективности по всей цепочке процесса, вплоть до клиента; функциональная структура препятствует нормальному ходу бизнес-процесса; конкурентоспособные предприятия переходят от функциональной структуры к процессной; недостатки функциональной структуры могут быть устранены только путем процессного подхода; процессная модель в организации является основой для реорганизации.
Логистический бизнес-процесс – это поток работы, переходящий от одного человека к другому, а для больших процессов, вероятно, от одного отдела к другому. Процессы можно описать на разных уровнях, но они всегда имеют начало, определенное количество шагов посередине и четко очерченный конец. Не существует стандартного перечня процессов и организации должны разрабатывать свои собственные не в последнюю очередь потому, что это помогает более глубокому пониманию их собственной ситуации, когда ее описывают в терминах процессов. Описание логистических бизнес-процессов даже на макроуровне приводит к замечательным результатам, позволяющим проникнуть внутрь явлений. Связи и взаимоотношения, которые игнорировались или не осознавались, неожиданно оказываются ключевыми для эффективного функционирования всей организации, не говоря уже о логистических процессах, к которым они относятся.
Таким образом, исходя из определений бизнес-процессов и из сравнительной оценки, можно выделить следующие основные преимущества и достоинства процессного подхода в части выделения логистических бизнес-процессов:
- логистические бизнес-процессы – один из мощных инструментов повышения эффективности бизнеса;
- технология описания логистических бизнес-процессов обеспечивает прозрачность всех операций бизнеса, позволяет анализировать возможные последствия сбоев на том или ином этапе выполнения работ, вовремя найти и исправить ошибку.
Еще одним достоинством логистической технологии является управление операционными издержками, которое становится одним из основных условий выживания на рынке.
Реализация задач процессного подхода в управлении в рамках логистической системы организации может привести к следующим возможным результатам: сократить товарные запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость выпускаемой продукции и логистические издержки в дистрибьюции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сопутствующего сервиса.
Для анализа и проектирования логистической системы в рамках процессного подхода должны быть разработаны и апробированы многие методологические принципы, основными из которых в настоящее время являются:
- системный подход, согласно которому все элементы логистической системы рассматриваются как взаимосвязанные и взаимодействующие для достижения единой цели управления бизнес-процессами. Отличительной особенностью системного подхода является оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всей логистической системы в целом;
- принцип общих логистических издержек, т.е. учет всей совокупности издержек управления основными и сопутствующими потоками в логистической системе. Как правило, критерий минимума общих логистических издержек является одним из основных при оптимизации логистической системы;
- принцип глобальной оптимизации. При оптимизации структуры создаваемой логистической системы необходимо согласование локальных целей функционирования элементов (звеньев) системы для достижения глобального оптимума;
- принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки. При анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в логистической системе широко используются различные модели: математические, экономико-математические, графические, физические, имитационные и другие;
- принцип выделения комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.;
- принцип комплексного управления - обеспечения надежности функционирования высокого качества работы каждого элемента логистической системы для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям;
- принцип устойчивости и адаптивности. Логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней среды. При значительных колебаниях факторов внешней среды логистическая система должна приспосабливаться к новым условиям, меняя программу функционирования, параметры и критерии оптимизации.
По результатам проведенного сравнительного анализа функционального и процессного подходов были определены следующие преимущества процессного подхода: происходит значительное снижение значимости и силы действия бюрократического механизма, что позволяет экономить временные и финансовые ресурсы; наблюдается снижение нагрузки на руководителей, поскольку ответственность распределяется между владельцами логистических процессов; имеет место высокая прозрачность системы управления, а также упрощение процедур координации, организации и контроля; имеется возможность глубокой комплексной автоматизации производственных процессов.
Именно процессно-ориентированный логистических подход позволяет учесть такие важные аспекты бизнеса, как ориентация на конечный продукт,
заинтересованность каждого исполнителя в повышении качества конечного продукта и, как следствие, в качественном выполнении своей работы; высокая гибкость и адаптивность системы управления, обусловленные большей саморегулируемостью системы и естественной ориентацией на потребителя.